Эссе Мои инновации в образовании
Волкова Т.И.,
учитель истории,
МОУ «Гимназия»
г. Абакана,
Республики Хакасия
“Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества”.
В.А. Сухомлинский.
Эти слова великого педагога были сказаны именно в тот период истории, когда наше общество жило в обстановке стабильности, традиции были живы, а культура действенна. Школа же выполняла социальный заказ: учила и воспитывала своих детей по определенной адекватной модели.
Мне же, как учителю, выпало работать в тот период истории нашей страны, когда было взорвано единое моральное пространство, когда были нарушены духовные связи между поколениями, а разрыв с традиционной культурой произведен, как карательная спецоперация. Культурно-политическая атмосфера России, её рекламно-пропагандистская машина работала и пока продолжает работать на другие идеалы – идеалы западного мира, где в центре стоит «успешный человек» - «человек – потребитель».
Ну а тот, кто жил в мире нравственных ценностей, кто чувствовал себя патриотом Отечества, не вписывался в новое общество, так как не выглядел успешным. На арену СМИ вывели нового героя, для которого богатство и миллионы, приобретаемые любыми путями, стали главной ценностью и идеалом. Таков был новый набор идей.
Ну, а мне, как учителю истории, да и просто, как человеку, надо было решить один важный вопрос: воспитывать патриота или воспитывать «потребителя». Было ясно, что совместить две задачи просто невозможно. Моим ученикам нужны были крепкие корни, чтобы действительно подняться вверх. Надо было открыть для ребят не формальную историю, а историю духа нации, чтобы они смогли проникнуть жизнью и деяниями народа, ярких личностей, осознать свою историческую, культурную, национальную принадлежность к России. Постепенно складывалась система работы в этом направлении, в которой большую роль играла не только история, но и русский язык, отечественная литература, музыка, изобразительное искусство. Именно эти предметы стали важными средствами формирования патриотических чувств моих учеников.
Работу в данном направлении я начинала с разработки и внедрения авторской программы “История Хакасии: традиции, обычаи, культура”. В качестве доминантного мною был избран культурологический подход в сочетании с цивилизационным. Отдельное внимание было уделено становлению и развитию этноса, национальным традициям и обычаям, духовным ценностям, условиям жизни и быту в разные исторические эпохи. Содержание материала курса ориентировало ребят на раскрытие истории как совокупности деяний человека, его потребностей, ценностей, интересов, мотивов поведения, способов восприятия мира. Дидактические и психолого-педагогические положения программы опирались на теорию и практику деятельностного подхода к обучению.
На уроках и классных часах практиковала проблемные обсуждения спорных вопросов:
“Тадар” - самоназвание или оскорбительная кличка?”, “Русские: колонизаторы или свободные переселенцы?”, “Хакасия после присоединения: окраинная колония или свободно развивающаяся земля?» и т.д. Это позволяло сформировать у учащихся самостоятельные суждения и оценки, создать условия для сознательного выбора общественно-политической позиции. Повышенный интерес у моих учеников всегда вызывают внеклассные мероприятия в форме популярных телепередач “Брейн-ринг”, “Своя игра”.
Особое место в формировании чувств патриотизма учащихся занимает научно-исследовательская работа, которая выводит за рамки урока, расширяет кругозор, область их интересов, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Работая в архивах, в фондах краеведческого музея, встречаясь с очевидцами событий, мои ученики готовят интереснейшие работы по истории Хакасии и нашей страны. Вот некоторые темы: “Союз сибирских тюрок: удар по национальной интеллигенции”, “Большой сын Сагайской степи” (О великом ученом хакасской земли Н.Ф.Катанове), “Эхо войны в названиях улиц г.Абакана”.
Вскоре пришло понимание того, что в воспитании патриотизма нужно выходить за рамки своего предмета. И тогда мною была разработана комплексная программа воспитания для созданного на базе нашей гимназии Центра патриотического воспитания «РВС» («Родине – верность и слава»). Участие подростков в работе этого центра способствует росту их правовой и политической культуры, формированию гражданской позиции и умению жить в коллективе. Программа Центра была представлена на Всероссийском слете военно-патриотических объединений в 2006 году в городе Москве, II слете молодежных объединений Республики Хакасия. Активисты Центра «РВС» приняли участие в работе региональных слетов юных патриотов в городе Красноярске (2006, 2007 г.).
Участие в городском конкурсе патриотической песни «Полигон», творческие встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, сдача макулатуры для сбора средств на строительство памятника воинам – интернационалистам, составление карты воинской славы Хакасии, проведение виртуальных экскурсий для сверстников школ города, встречи с активистами военно-патриотических клубов – это и есть проявление неравнодушия моих учеников к истории своей страны.
За последние годы работы создан авторский программно- методический комплекс, который включает в себя не только учебные программы, но и систему методических приемов, разработки уроков, внеклассных мероприятий.
Из многообразия методов обучения в своей работе приоритетным считаю активные. Именно эти методы дают детям понимание значимости знаний в современном мире, учат видеть проблему и находить пути её решения. Этот навык пригодится любому ребенку не только на уроке, но и в жизни. У меня, как у учителя истории, есть значительное преимущество. В моих руках содержание, которое дает возможность учить на примере проблем прошлого. Анализ мемуаров, писем фронтовиков, работа с кинодокументами позволяют понять причину трагедий и ошибок прошлого и выявить факторы, которые влияли на поведение людей и их жизненную позицию в разные исторические периоды.
Высокие ценности патриотизма становятся ближе и понятнее детям, когда удается разбудить струны их душ. Главный помощник для меня в этом - мир искусства. Невозможно представить урок о начале ВОВ без песни Александрова «Вставай страна огромная», урок о Куликовской битве без образа иконы Владимирской Божьей Матери. Искусство становится методом, одухотворяющим деятельность на уроке.
А кросскультурный метод даёт возможность не допустить подмены понятий «патриотизм» и «национализм». В наследии Добролюбова сказано, «человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться и удивляться». Как это сделать? Для этого на занятиях создаю толерантную атмосферу с помощью ролевых, деловых игр, где дети выступают в разных ролях: вынужденных переселенцев, инакомыслящих. Использую такой приём, как «эпизоды толерантности»: несколько минут интересной информации о культуре, быте других национальностей. Всё это частички, создающие открытость восприятия другой культуры. Они помогают сделать ученика не сторонним наблюдателем, а участником событий, о которых речь идет на уроке, идентифицировать себя с людьми изучаемой эпохи, понимать их ментальность, вместе с ними радоваться и страдать. В моей методической копилке есть особо любимые приёмы. Например, сократовский прием обсуждения противоположных точек зрения на личность или событие («Большевики, желавшие поражения России в войне – патриоты?»); биографические задачи, изучение личности по алгоритму, сравнительный анализ характеристик личностей одной и разных эпох.
Но даже виртуозное владение профессиональными методами и приемами не эффективно без привлечения социальных партнеров. В условиях складывающегося гражданского общества я, как учитель, считаю своим долгом фокусировать потенциал местного сообщества на решении проблемы формирования чувств гражданина и патриота у нового поколения.
Среди давних друзей - Союз писателей Республики Хакасия: творческие мастерские, встречи с местными поэтами и писателями, поддержка юных талантов. Как праздника ждут дети встреч с солдатами Воинской части № 6190 и заставы «Сааглы» Кызыльского погранотряда (600 км). Туда они везут свои подарки, концертные номера, и весь год с восторгом вспоминают жизнь в одной казарме с пограничниками, полосу препятствий, стрельбу из настоящих автоматов. Не это ли настоящий тренинг патриотизма?
Результат же формирования патриотизма вижу в том, чтобы мои выпускники находили радость в каждодневном труде, умели оказать помощь ближнему в трудную минуту. И твердо усвоили важную истину: Родина человеку, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом. А строить свой дом мы должны не из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из моих учеников заложит в наш дом кирпич добра, веры и любви, свою миссию буду считать выполненной.
Эссе "Мои инновации в образовании"Times New Roman