Урок: «Мои помощники-энциклопедии, справочники, словари»

Тема урока: «Мои помощники-энциклопедии, справочники, словари»
Дата проведения:
Тип урока: комбинированный
Технология урока.
Цель урока: расширить знания учащихся о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, электронных справочниках
Задачи:
- познакомить с книгами справочного характера
- выработать умение пользоваться справочной литературой
- развивать навыки самостоятельной работы с книгой
- расширить кругозор учащихся
- систематизировать знания учащихся через презентацию и через игры
Планируемые образовательные результаты:
1.Сформированные у учащихся навыки работы с разными источниками информации, умения находить их, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
2.Умения применять знания, полученные из справочников, словарей, энциклопедий, на уроках и при подготовке к уроку
Основные термины, понятия:
Справочная литература, словари и энциклопедии, структура словарей и энциклопедий.
Оборудование компьютер, проектор, карточки, книга - раскладушка,
конверты с заданиями, таблицы, презентация, выставки словарей и энциклопедий:
План урока 1. Вступление.
2. Основная часть. Устный журнал.
А) 1 страница. Слово о словарях.
Б) 2 страница. Первые толковые словари.
Физкультминутка
В) 3 страница. Твой друг энциклопедия.
Г) 4 страница. Электронные справочные издания.
Д) 5 страница. Попробуй найти.
3. Закрепление. Презентация.
Блиц-опрос.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание. Подготовить презентации по словарям
Ход урока
1. Вступление.
Педагог- библиотекарь:
- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Как вы думаете, о каких книгах мы будем говорить? Верно, о книгах справочного характера, которые помогают вам получать знания, расширять ваш кругозор. А как называется книга, в которой статьи расположены в алфавитном порядке?
Конечно же, словарь. Книгой книг называют словари. Они имеют способность разгрузить человеческую память и обогатить её, дать путеводную нить в самообразовании, то есть помочь получить определённое количество знаний в какой-либо области или предмете.
Приведу такой пример.
Один крупный учёный искал себе ассистента и каждому кандидату задавал один и тот же вопрос: «Сколько километров от Парижа до Нью Джерси»? Все соискатели смущённо улыбались и, услышав отказ, прощались, причисляя вопрос к чудачеству учёного. Лишь один, попросив учёного подождать, бросился в институтскую библиотеку, взял там соответствующий справочник и назвал расстояние. «Вы мне подходите»,- услышал он решение профессора.
-Как вы думаете, почему учёный так сделал?
Конечно, эрудированный человек богат не столько памятью, сколько знанием путей оперативного нахождения нужной информации. И здесь на помощь приходят незаменимые сотрудники: Словари, Справочники, Энциклопедии.
Вы, наверное, и не подозреваете: сколько их, этих бесценных научных секретарей-консультантов по многим отраслям знаний, готовых ответить на ваши многотысячные вопросы.
Давайте же познакомимся! И знакомство это пройдёт в форме устного журнала. А помогут нам в этом мои помощники – ассистенты.
2. Первая страница: « Слово о словарях»
1 ассистент
Казалось бы, что может быть скучнее, чем чтение словарей. На самом же деле, если найти верный ключ к этим кладовым слов, их изучение и чтение может порой оказаться увлекательнее любого детектива.
На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей: англо-русский, русско-английский, русско-испанский, немецко-русский и т. д. Чтобы перечислить все двуязычные словари, издаваемые в нашей стране и за рубежом, потребуется целая книга. Есть и многоязычные словари, где даётся перевод слова на нескольких языках. Так братья Поповы в начале века выпустили словарь на семи языках:французско-немецко–английско–итальянско–испанско–португальско–голландско-русский, занявший два тома, в каждом из которых было более тысячи страниц.
Педагог-библиотекарь
Но сегодня мы поговорим об одноязычных словарях. Причём, о тех, в которых собраны богатства нашего великого и могучего языка. Словарей таких существует множество.
Зачем же нужны человеку, для которого русский язык является родным, словари русского языка? Давайте разберёмся. А лучше пусть словари сами расскажут о себе.
Парад словарей русского языка.
Я «Словарь иностранных слов». При чтении газет, журналов и книг вы часто встречаетесь со словами, пришедшими в наш язык из других языков мира, значение которых вам непонятно. Я с удовольствием вам помогу: объясню, что они означают, покажу, как правильно их писать и расскажу об их происхождении.
Я «Орфографический словарь». Я покажу, как правильно писать то или иное слово. Без меня не обходится ни один человек, стремящийся грамотно писать.
Я «Орфоэпический словарь». Я показываю человеку, как следует правильно произносить слова. Сомневаешься в произношении слова – загляни в меня и сразу получишь ответ.
Я «Словарь синонимов», словарь который обогащает нашу речь, даёт возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Знайте: умелый подбор синонимов придаёт языку яркость и выразительность.
Я «Словарь строения слов». Из моего словаря вы можете получить сведения, из каких значимых частей (морфем) состоит слово и его производные, при помощи каких частей можно образовать новые.
А Я «Толковый словарь». Впервые такое определение дал мне Владимир Иванович Даль. Я могу объяснить вам значение любого слова, показать, как оно пишется, сколько значений имеет, какой оно части речи, и в какой грамматической форме употребляется. Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, богатить свой словарный запас.
Педагог-библиотекарь
Парад словарей русского языка можно было бы продолжить: ведь их существует множество, и все они востребованы.
А может ли человек знать все слова родного языка?
Учёные решительно заявляют: ни один человек в мире не знает всех слов своего родного языка. Даже значение слов литературного языка вряд ли знает один человек. Так словарь «Современного русского литературного языка» охватывает 150 тысяч слов, и публикация его потребовала 17 толстых томов
Вторая страница «Первые толковые словари»

Я словарь толковый,
И многим вам знакомый,
Меня вы спросите опять.
Как слово правильно писать,
Откуда родом это слово?
Что заменить его готово?
(читает ученик)

2 ассистент: Сейчас мы узнаем, как и когда появились толковые словари.
Собирать слова в России начали давно.
Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные еще в средние века. Самым древним из дошедших до нас словариков было приложение к новгородской Кормчей книге 1282 года. В нём помещены 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова
В 16 – 18 вв. появились азбуковники (анонимные рукописные сборники) уже большего объёма. А вот первый печатный словарь в России был издан в Вильно в 1596 году. Назывался он «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словенского языка на просты русский диалект истолкованы». Автором его был учёный - филолог Лаврентий Зизаний.
Создавались и академические словари. Первый «Словарь Академии Российской», у истоков которого стояли М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и их последователи, содержал 43 257 слов. В нём было много церковно-славянской лексики.
3 ассистент
А вот благодаря научному подвигу замечательного русского учёного Владимира Ивановича Даля появился четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка». Он был опубликован ещё при жизни самого составителя в 1863 – 1866 гг. И с тех пор неоднократно издавался.
Чуткий знаток русского народного слова, этнограф, медик и писатель, 53 года собирал, составлял и совершенствовал он свой словарь. И теперь, открывая эту четырёхтомную книгу, мы читаем напутственные слова языковеда, академика Виноградова:
«Как сокровищница меткого народного слова словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека».
Словарь содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок, загадок и присказок. В своём словаре Даль сумел раскрыть неисчерпаемые богатства родного русского языка.
В современное время создано ещё два словаря, отражающие современное состояние нашего языка. Это четырёхтомный словарь русского языка под редакцией Ушакова и «Словарь русского языка». С. И. Ожегова, в котором около 57 тысяч слов.
Педагог-библиотекарь:
Кроме словарей русского языка, существует и много других. Они знакомят читателей с терминами, встречающимися в науке, культуре, технике, экономике и в других областях общественной жизни.
Без них не обойтись современному человеку, потому что язык наш не стоит на месте, он постоянно развивается и совершенствуется.
Не случайно Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – эта книга книг. Она включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из него»!
О пользе чтения словарей говорит и поэт Максим Рыльский:
Прислушайся, как океан без краю,
Народа речь: и гнев и радость в ней,
В её живых раскатах, я не знаю
Мудрейших, чем народ, учителей.
Его слова, как жемчуг, их значенье:
И труд, и человек, и вдохновенье.
Заглядывать не бойся в словари:
Не мёртвый сумрак там – живые дали;
Как садовод, умелый собери
Плоды, созревшие Гриченко, Даля.
Физкультминутка. Упражнение для глаз
Рассматривание выставки словарей

Третья страница: «Твой друг энциклопедия».

(Стихотворение читает ученик)
А вот и я.
И без меня никак нельзя:
Во мне:
Пять тысяч где,
Семь тысяч как.
Сто тысяч почему
А как зовусь я?
( Энциклопедия)

Педагог-библиотекарь:
Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу – справочное бюро, были сделаны ещё в древнем Египте.
Именно о них египтяне говорили: «Эти книги сделают умными и обучат невежду, помогая ему узнать всё».
С тех пор прошло более 4 тысяч лет. За это время человечество создало большое число энциклопедий, а в русском языке даже появилось выражение «ходячая энциклопедия». Как вы думаете, кого так называют?
Конечно же, так говорят о человеке, много знающем. В переводе с греческого слово «энциклопедия» означает «круг знаний». Это самая главная справочная книга.
4 ассистент
Целую эпоху в истории мировой культуры составила «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» Дидро и Д, Аламбера. На ней воспитывались и обучались многие поколения. А создавали эту книгу целая группа самых знаменитых французских философов, учёных и писателей 18 века, среди которых были Вальтер и Руссо. Первый том этой уникальной книги вышел в 1751 году.
Сейчас над выпуском энциклопедий трудится целая армия специалистов. Так БСЭ второго издания готовили 15. 820 авторов из 35 стран мира. Эта энциклопедия – фундаментальное издание, характеризующее важные аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации. Она пережила три издания:(1926 – 1947г.), (1950 – 1958г), (1969 – 1978г.) и содержит огромное количество информации по всем отраслям знаний.
1 ассистент
Третье издание включает в себя 100 тысяч научных статей и 35 тысяч иллюстраций. Всё это разместилось в 30 томах. Правда, со временем некоторые сведения устаревают, поэтому новейшие данные регулярно печатаются в «Ежегоднике БСЭ».
С 2004 года начался выпуск новой энциклопедии - Большой Российской. В настоящее время из предполагаемых 30 томов издали 14 и вводный том «Россия».
Наряду с универсальными изданиями выпускаются энциклопедии по разным отраслям знаний: по истории, технике, медицине и т. д. Статьи, раскрывающие суть понятий, обычно располагаются в них по алфавиту. Но есть и исключения.
Педагог-библиотекарь:
Детская энциклопедия построена иначе. Каждый её том посвящён определённой области знаний и предназначен для детей. Ребёнок может в ней читать или всё подряд, как научно-художественную книгу, или выборочно. ДЭ можно использовать при подготовке к урокам. Ведь они расскажут вам о том, что вы не найдёте на страницах учёбника или для занятий кружка, для написания рефератов и докладов.
Это удивительные книги, они очень помогут вам, только ими нужно уметь пользоваться
С 1993 года осуществляется выпуск энциклопедии для детей «Аванта +» - многотомное издание, каждый том которого посвящён одной теме. Некоторые темы занимают даже несколько томов, например «История». Сейчас выпущено более 50 книг. Тираж этой энциклопедии превысил 15 млн. экземпляров.
Для детей выпускаются и другие энциклопедические книги. Большой популярностью пользуется Большая детская иллюстрированная энциклопедия «Эрудит», которая содержит чрезвычайно интересные, разнообразные и полные сведенья по основным областям знаний. Чрезвычайно интересна тематическая энциклопедия из серии «Я познаю мир», Большая детская энциклопедия «Хочу всё знать», несомненным преимуществом которой является то, что все её тома богато иллюстрированы. Наиболее современным изданием является Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Богатой информацией по разным областям знаний школьных дисциплин обладают и энциклопедические словарики, например, «Энциклопедический словарь юного математика» или «Энциклопедический словарь юного филолога».
В фонде любой библиотеки книги справочного характера занимают особое место: они хранятся в читальном зале и на дом не выдаются.
Великие люди всегда умели извлекать из справочной литературы полезную и нужную информацию. Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками экономила их время, энергию, расширяла эрудицию и кругозор. Сейчас справочная литература занимает почётное место и во многих домашних библиотеках. Люди понимают, что иметь под рукой словари и справочники очень полезно.
-Давайте и мы поближе познакомимся со справочной литературой.
Знакомство с выставкой и таблицей по энциклопедиям.
(таблица №1)
1.Энциклопедии по структуре делятся на:
* алфавитные
* систематические
2. по объему информации на:
* большие
* малые
* краткие
* энциклопедические словари ( одно и трехтомные)
3. по специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько
видов:
* универсальные
* отраслевые
* педагогическая
* национальные
* региональные
* проблемные
* биографические
*энциклопедические словари
(таблица №2)
Признаки энциклопедии:
- полнота информации по данной теме
- системность изложения в каждой отрасли знаний
- научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
- точность
- лаконичность и популярность изложения
- наличие справочного аппарата
( таблица №3)
Правила пользования энциклопедиями
1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке
2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска.
3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска.
4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.
5. В конце каждого тома есть справочный аппарат.
Четвёртая страница «Электронные справочные издания».
Педагог-библиотекарь:
В восьмидесятых годах нашего века издание энциклопедий приобретает новую форму - электронный формат. В начале 1980 года появилась «Академическая Американская энциклопедия».
В России за последние 10 лет также изданы различные электронные энциклопедии, словари (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, семейство электронных словарей Мультилекс, Лингво) Вы, ребята, можете пользоваться электронными словарями не выходя из дома.

Пятая страница « Попробуй найти»
Работа в группах. Раздаются словари, справочники и вопросы, на которые ребята должны ответить.
Задания для первой группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов:
авантюра, магнат, тоталитарный
В « Энциклопедическом словаре юного земледельца» найдите ответ на следующие вопросы:
К какому семейству относится дыня?
Где находится её родина?
Чем она полезна человеку?
Задания для второй группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов:
идиллия, куратор, фешенебельный.
В « Энциклопедическом словаре юного астронома» найдите ответ на следующие вопросы:
Что такое служба времени?
Когда и где в нашей стране она была создана?
В каком году были введены атомные часы?
Задания для третьей группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов: дрезина, обелиск, экспансивный.
В « Энциклопедическом словаре юного художника» найдите ответ на следующие вопросы:
Что такое пейзаж?
Какое значение это слово имеет в искусстве?
Назовите фамилии известных художников - пейзажистов и их картины.

Упражнение «Синквейн»( от французского числа пять)
В 1-ой строке заявляется тема или предмет одно существительное.
Во второй - описание предмета (два прилагательных или причастие).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующая действие темы.
Четвертая - представляет собой фразу, обычно из значимых слов.
Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета.
Итак, резюмируем слово: «Энциклопедия», «Книга

Педагог-библиотекарь: А сейчас мы посмотрим презентацию, чтобы закрепить знания о словарях и энциклопедиях
3.Закрепление. Презентация «Они знают все!»
Подведение итогов.
Педагог-библиотекарь
Молодцы! Наш урок подходит к концу.
Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть словари, энциклопедии . А если нет - не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. И хочу закончить наш урок словами К. Г.Паустовского: « Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги»
Задание ученикам по рефлексии их деятельности:
Блиц – опрос:
1. Что такое азбуковники?
2. Какой словарь создал М.В.Ломоносов?
3. Кто такой В.И.Даль?
4. Какой словарь создал С. И.Ожегов?
5. Что такое энциклопедия в переводе с греческого?
6. Какие энциклопедии вы знаете?
7. На какие виды делятся энциклопедии?
8.Сколько азбуковников сохранилось до наших дней?
9. Как назывались печатные словари на Руси?
10.Какие еще энциклопедии вы знаете? (электронная энциклопедия)
Формы контроля и оценки результатов урока: Упражнение «Синквейн»( от французского числа пять)
В 1-ой строке заявляется тема или предмет одно существительное.
Во второй - описание предмета (два прилагательных или причастие).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующая действие темы.
Четвертая - представляет собой фразу, обычно из значимых слов.
Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы, предмета.
Итак, резюмируем слово: «Энциклопедия», «Книга»

Педагог-библиотекарь: А сейчас мы посмотрим презентацию, чтобы закрепить знания о словарях и энциклопедиях
Информация о домашнем задании. «Что такое словари и какие они бывают», на выбор , подготовить сообщение, презентацию, буклет.
Список использованной литературы:
Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности: метод. рекомендации для библиотекарей.-М.: Русская школьная
Библиотечная ассоциация,2007-128 с.
Журнал « Школьная библиотека» №1,2006г.; №8 , 2002г.
Журнал « Библиотека» №7 1993 г. Штурманы книжных морей
Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков.
Черткова Л.И. Интеллектуальный символ России. Журнал « Школьная библиотека»№4 2006 г.
Страницы из Интернета – « Библиографические уроки. Справочная литература»
Раздаточный материал:
Я «Словарь иностранных слов». При чтении газет, журналов и книг вы часто встречаетесь со словами, пришедшими в наш язык из других языков мира, значение которых вам непонятно. Я с удовольствием вам помогу: объясню, что они означают, покажу, как правильно их писать и расскажу об их происхождении.


Я «Орфографический словарь». Я покажу, как правильно писать то или иное слово. Без меня не обходится ни один человек, стремящийся грамотно писать.


Я «Орфоэпический словарь». Я показываю человеку, как следует правильно произносить слова. Сомневаешься в произношении слова – загляни в меня и сразу получишь ответ.

--------------------------------------------------------------------------------------------
Я «Словарь синонимов», словарь который обогащает нашу речь, даёт возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Знайте: умелый подбор синонимов придаёт языку яркость и выразительность.
_____________________________________________________________

Я «Словарь строения слов». Из моего словаря вы можете получить сведения, из каких значимых частей (морфем) состоит слово и его производные, при помощи каких частей можно образовать новые.
__________________________________________________________

А Я «Толковый словарь». Впервые такое определение дал мне Владимир Иванович Даль. Я могу объяснить вам значение любого слова, показать, как оно пишется, сколько значений имеет, какой оно части речи, и в какой грамматической форме употребляется. Я помогу тем, кто хочет лучше знать свой родной язык, богатить свой словарный запас.
Правила пользования энциклопедиями
1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке
2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска.
3.На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска.
4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти.
5. В конце каждого тома есть справочный аппарат.
КАРТОЧКИ
Задания для первой группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слова авантюра, магнат, тоталитарный
В « Энциклопедическом словаре юного земледельца» найдите ответ на следующие вопросы:
К какому семейству относится дыня?
Где находится её родина?
Чем она полезна человеку?
Задания для второй группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов:
идиллия, куратор, фешенебельный.
В « Энциклопедическом словаре юного астронома» найдите ответ на следующие вопросы:
Что такое служба времени?
Когда и где в нашей стране она была создана?
В каком году были введены атомные часы?
Задания для третьей группы.
Найдите в «Словаре иностранных слов» значение данных слов: дрезина, обелиск, экспансивный.
В « Энциклопедическом словаре юного художника» найдите ответ на следующие вопросы:
Что такое пейзаж?
Какое значение это слово имеет в искусстве?
Назовите фамилии известных художников - пейзажистов и их картины.


15