Прием «Цепочка соответствий». Как использовать прием на уроке?
Прием «Цепочка соответствий». Как использовать прием на уроке?
1При проведении урока важно не только ознакомить детей с необходимым учебным материалом. Особое внимание уделяется развитию умения анализировать полученную информацию, находить закономерности между отдельными фактами, делать выводы. Помочь в этом может методический прием «Цепочка соответствий».
Описание приема
Для формирования критического мышления используется прием «Цепочка соответствий». Его другое название — «Логические цепочки». Смысл данного приема в том, что ученикам дается задание построить цепочку слов, которые взаимосвязаны между собой. Читайте подробнее о сути приема.
Целью такого приема является развитие логики, памяти, внимания. Он может быть применен практически на любом уроке. Данный прием наиболее эффективен на этапе закрепления полученных знаний. Он дает возможность детям осмыслить услышанную информацию и установить взаимосвязь между разрозненными сведениями. В качестве заданий может быть предложено составить цепочки из дат, терминов, названий и т.д.
Способы использования
Прием «Цепочка соответствий» предполагает разные формы организации работы на уроке: индивидуальную, групповую и коллективную. Он может проводиться под руководством учителя или в виде самостоятельной работы.
Также возможны разные способы его применения:
устно;
письменно.
Одной из наиболее сложных разновидностей такого приема является групповая работа с письменной фиксацией результата. Для этого всех участников делят на группы и раздают каждой чистый лист бумаги и маркеры. При этом у каждой группы маркеры должны быть разных цветов.
После озвучивания вопроса группам дается время, чтобы составить «цепочку соответствий». Это должно занять всего пару минут. Затем группам предлагается передать свои листочки соседям. В течение следующих 4 минут участники должны ознакомиться с записями, сделанными предыдущей группой, и дописать свои варианты. Так продолжается до тех пор, пока каждая группа сделает надписи на всех листках.
Для такого задания должны быть подобраны разные вопросы отдельным группам, которые касаются одной и той же темы. Таким образом можно охватить большой объем информации. Педагог может предложить коллективно обсудить получившиеся записи или самостоятельно их проверить и потом объявить результаты.