Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему Растение — живой организм. Части растений, УМК Гармония


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ»
«ЦВЕТОК - САМЫЙ КРАСИВЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЙ. КАКИЕ БЫВАЮТ ПЛОДЫ»
1.Учитель: Табарова Светлана Алексеевна
2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа посёлка Студеный» Петровского района Саратовской области
3. Должность: Учитель начальных классов
4. Предмет: Окружающий мир
5. Класс: 3, УМК «Начальная школа XXIвека»
6. Тема: Раздел «Растительный мир» (13 часов), тема «Растение – живой организм», подтема «Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды», урок № 9
7. Базовый учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана - Граф, 2010. – 144с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
8. Цель урока: расширять знания учащихся об органах растений, их значении для его роста и развития.
9. Задачи:
Обучающие:
- расширять знания о жизни растений;
- изучить значение цветка в жизни растения, познакомиться с их многообразием;
- формировать представление о разнообразии плодов.
Развивающие:
- развивать умения работать с ЭОР;
- развивать умения планировать свою работу по изучению незнакомого материала, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в диалоге, работать по инструкции.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к живой природе, эстетическое чувство от восприятия прекрасного,
- приучать учащихся бережно относиться к цветам как части природы, источнику красоты, радости людей.
10. Тип урока: «открытия» нового знания.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор, компьютер.
13. Структура и ход урока.
№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время (в мин.)
1 2 3 4 5 6
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Настрой детей на работу. Подготовка к работе. 2 мин
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Держу в руке однолетнее растение – календула. Формулирую проблемный вопрос: «Что я держу в руке, а у вас лежит на партах?» Организую мини-обсуждение. Рассматривают. Отвечают на вопрос учителя: «Цветковое растение». Формулируют тему урока. 2 мин
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Строение семенных растений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf Выполните задание и вспомните органы цветковых растений. Вспомните, что мы знаем о корне, листе стебле. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. ( Корень – поглощает из почвы воду и минеральные вещества, закрепляет растение в почве. Листья – орган питания. Стебель – опора и он соединяет все части растения.) Цветок, мы еще не изучали. 5 мин
IV Построение проекта выхода из затруднения. Помогаю сформулировать цель урока. Сегодня мы должны узнать, зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые. Ставят цель, уточняют тему урока. 3 мин
V Реализация построенного проекта. Волшебный мир цветов. http://viki.rdf.ru/media/upload/files/mir_VOLSHEBNIH_SVETOV.rar Демонстрирую изображение. Рассказываю о цветах.
Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы и чудесный аромат. Люди любят цветы, восхищаются их красотой. Но скажите, цветут они для нас?
Кого вы видели на цветах?
Почему же они такие прекрасные?
Дополняю ответы детей. Яркие краски и аромат необходимы растениям, чтобы привлекать к себе насекомых. Ведь цветы их кормят соком и пыльцой. Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые, сядут на цветок, а пыльца и прилипла к лапкам. Перелетит на другой цветок и опылит его со своих лапок.
Физкультминутка Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. 15 мин
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организую работу по учебнику и рабочей тетради. Первичное обобщение. Читают текст учебника с. 65-66. Отвечают на вопросы учебника. Выполняют задание № 56 на с.30 рабочей тетради. 8 мин
VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Развитие плода. Разнообразие плодов.http://fcior.edu.ru/card/13606/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html После опыления образуются плоды. А какие бывают плоды, вы узнаете, выполнив задание. Демонстрирую задание. Самостоятельная работа. Выполняют задание. 5 мин
VIII Включение в систему знаний и повторение. Организую беседу.
Зачем нужны цветки и почему они такие красивые?
Почему вокруг цветущих растений всегда вьется много насекомых?
Можно ли собирать цветущие растения на букеты?
Какое значение имеют цветы в жизни человека? Отвечают на вопросы. 3 мин
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке. Организую рефлексию. Что узнали нового?
Чему научились на уроке?
Что понравилось?
Что было самым интересным?
Что показалось сложным?
О чем бы вы хотели узнать более подробно? Оценивают свою деятельность на уроке 2 мин
Домашнее задание. Составить рассказ о плоде какого-нибудь растения. С. 67 учебника.
Приложение к плану-конспекту урока «Растения – живой организм»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР.
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Строение семенных растений Мультимедийный, практический Интерактивное упражнение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020c-1000-4ddd-412a-050046b326a0/071.swf
2. Волшебный мир цветов Информационный Клип -Видеофрагмент http://viki.rdf.ru/media/upload/files/mir_VOLSHEBNIH_SVETOV.rar3. Развитие плода. Разнообразие плодов. Мультимедийный, практический Интерактивное задание http://fcior.edu.ru/card/13606/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html