Конспект урока по теме: «Семенные растения. Отдел Голосеменные растения»


Разработка урока по теме: Семенные растения. Отдел Голосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и происхождения. Лабораторная работа «Строение побега и шишек сосны»
Задачи урока. Продолжить формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности семенных растений, отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными; продолжить формирование умений узнавать виды голосеменных, работать со схемами и таблицами.
Оборудование. Коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы или рисунки с изображением голосеменных растений.
Основные понятия и термины урока. Семя, семязачаток, спорофит, гаметофит, пыльцевое зерно, опыление, оплодотворение, голосеменные, покрытосеменные.
Ход урока.
1 Подведение итогов проверочной работы «Споровые растения».
2. Введение в тему «Семенные растения». Беседа.
3. Постановка познавательной задачи. Определить причины господства семенных растений на нашей планете.
4. Решение познавательной задачи.
1). Рассказ с элементами беседы.
Надотдел Семенные растения. Семенные растения характеризуются следующими признаками:
-размножение осуществляется при помощи семян (семя – это оплодотворенный семязачаток);
- гаметофит не существует как самостоятельное растение;
- зародышевый мешок (мегаспора) созревает на спорофите, закрытом в семязачатке (мегаспорангии), и не покидает его;
- сложные по строению проводящие ткани в корнях, стеблях и листьях.
К семенным растениям отнесены 2 отдела: Голосеменные и Покрытосеменные. Семенные растения появились в позднем девоне (около 350 млн. лет назад), в современной флоре они резко преобладают над споровыми. Для их полового размножения не нужна вода, потому что мужские гаметы переносятся в пыльцевом зерне (микроспора) по воздуху, чтобы оплодотворить яйцеклетки, они проникают в завязь через пыльцевую трубку. У голосеменных семязачаток, а потом и семена располагаются на поверхности особых листьев, которые называют мегаспорофиллами или семенными чешуйками. Эти чешуйки собраны в шишки. Работа с таблицей «Сравнительная характеристика семенных растений» (раздается на каждую парту).
Отдел Голосеменные растения Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
Семена в завязи не спрятаны. Семена спрятаны в завязи.
Обычно образуют шишки, на которых появляются спорангии и споры. Образуют цветки, в которых развиваются спорангии и споры.
Плоды не образуют, потому что нет завязи. После оплодотворения из завязи образуется плод.
В водопроводящей системе нет сосудов – только трахеиды. Развиты сосуды, есть клетки-спутницы.
2). Эволюция семени. Рассказ с элементами беседы и опорой на рисунки в учебнике. Повторение материала, изученного в 6 классе.
Значение семян:
- женский гаметофит защищен семязачатком, полностью зависит от родительского спорофита, но гораздо менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит;
- после оплодотворения образуется запас питательных веществ, получаемый гаметофитом от родительского спорофитного растения, от которого он по-прежнему не отделен. Этот запас используется развивающейся зиготой (следующим спорофитным поколением) после прорастания семени;
- семена приспособлены к тому, чтобы противостоять неблагоприятным условиям, и могут оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока условия не станут благоприятными для прорастания;
-у семян могут развиваться различные приспособления, облегчающие их распространение. Семя представляет собой сложную структуру, в которой собраны клетки трех поколений – родительского спорофита, женского гаметофита и зародыша следующего спорофитного поколения. Родительский спорофит дает семени все, что нужно для жизни, и только после того, как семя полностью созреет, т.е.накопит запас питательных веществ для зародыша нового спорофита, оно отделяется от родительского спорофита.
5. Закрепление материала.
Определите особенности строения и размножения голосеменных растений на примере сосны (ели).
Лабораторная работа «Строение побега и шишек сосны».
Инструктивная карточка.
1.Изучите и сравните несколько побегов сосны и\или ели (параметры для сравнения определяют ученики).
2.Выясните, как располагаются игловидные листья (хвоя) на стебле: поодиночно или пучками? Измерьте линейкой длину хвои сосны (ели), обратите внимание на ее окраску. Проведите сравнение хвои с листьями мхов. Папоротников и цветковых растений, вывод запишите в тетради.
* Как вы думаете, почему листья (хвоя) эластичные и плотные?
3. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат поперечного среза хвои сосны. Найдите наружный слой клеток, устьица, смоляные ходы, проводящий пучок.
4. Сравните строение зрелых шишек разных хвойных растений.
5. Сделайте вывод о способах распространения семян голосеменных растений.
6. Подготовьте отчет по работе.
6. Задание на дом.
Ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» по материалам темы, подготовить сообщения об отдельных классах голосеменных растений.
Обсудить с родителями, почему в разных регионах елками называют различные виды хвойных растений? Почему Россия в парке ООН представлена лиственницей, а не березой, с которой многие ассоциируют нашу страну?