Язык как важнейшее средство человеческого общения
Русский язык, 5 класс
Урок 77. Описание природы. Описание внешности человека.
Цели: совершенствовать умение учеников описывать местность или природное явление; развивать навыки монологической речи; дать понятие о словесном портрете; развивать воображение учеников, навыки описания картин; развивать внимание учеников; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом; конструирование диалога; словарная работа, самостоятельная работа.
Ход уроков
1.Оргмомент.
2. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»
Почёт, печёт, плечо,чётный. {Плечо - о после шипящей.) Огорчённый,прокопчённый, сгущённый, украшенный. (Украшенный -ев суффиксе.)
Заброшенный,купленный, копчёный, решённый. (Копчёный -одна н.)
2.Работа над темой.
1.Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Чародейкою зимою».
Выпишите краткие прилагательные. Запишите рядом полные прилагательные.
2.Самостоятельная работа. Используя данные краткие прилагательные, составьте описание местности.(светлый, темный, яркий, голубой, широкий, высокий, огненный, пушистые, лучистый.)Обратим внимание, что описание местности передает чувства автора, его отношение к происходящему.
3.Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы делаем это,когда пытаемся рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком.
С чего мы начинаем описание? Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения: «потерять лицо», «не потерять лица», «не ударить лицом в грязь». Именно лицо прежде всего говорит о человеке.
А что главное в лице? Глаза, их называют «зеркалом души», по ним можно определить настроение человека, характер, даже его намерения.
Важную роль в описании внешности играет фигура.Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. А может, он стесняется своего высокого роста? Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - все это расскажет нам о его здоровье, характере, привычках.
Многое скажет нам одежда человека, его манера одеваться. Опрятно одетый,аккуратный человек располагает к себе окружающих. Недаром говорят: по одежке встречают. Не забудем и вторую часть пословицы: по уму провожают. Хорошо, если в человеке, как сказал Чехов, «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мимика, жесты, манера говорить тоже очень важны.По ним можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный,уверенный в себе или постоянно сомневающийся.
Итак, описание внешности не только передает то,как человек выглядит, но и является средством его характеристики.
Описание внешности играет важную роль в характеристике литературных героев. Описания внешности каких героев вы помните? Постарайтесь восстановить в памяти портреты героев.
4. Устное рисование
Составление описания друга..
4. Подготовка к домашнему сочинению
1. Слово учителя.
Ваша задача - создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице,фигуре, одежде в разных жизненных ситуациях; выразите свое отношение к описываемому человеку.
Составление плана сочинения, обсуждение.
Написание набросков, черновиков сочинения.
Консультации учителя.
5.Домашнее заданиеНаписать сочинение с описанием внешности человека.