Урок по технологии Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы (5 класс)
Опорная схема проекта учебного занятия (урока)
Предмет технология
Класс 5
Продолжительность 2 урока
Раздел Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Тема урока Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы: самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
У учащихся могут быть сформированы: познавательный интерес и умение проявлять активность в освоении новых знаний.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Учащиеся научатся: самостоятельно выполнять действия по алгоритму.
Учащиеся получат возможность научиться: определять последовательность завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные
Учащиеся научатся: анализировать и делать выводы; определять логическую последовательность в работе над объектом труда
Учащиеся получат возможность научиться: составлять технологическую карту
Коммуникативные
Учащиеся научатся: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться: формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме;
распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся: находить информацию и извлекать главное из информации;
Учащиеся получат возможность научиться: работать в сети Интернет для поиска нужной информации;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учащиеся научатся: последовательно выполнять творческий проект
Учащиеся получат возможность научиться: проводить учебно-исследовательскую деятельность по алгоритму
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся: понимать и определять понятия «пиломатериал», «виды пиломатериалов», различать профили пиломатериалов.
Учащиеся получат возможность научиться: участвовать в коллективной и групповой деятельности во время работы на уроке.
Тип урока урок «открытия» нового знания
Ведущий метод практический
Форма организация деятельности обучающихся фронтальная, ндивидуальная и групповая.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013
Материально-техническое обеспечение: ПК, проектор, мультимедийный экран, магнитная доска, образцы различных пиломатериалов
Деятельность учителя и обучающихся
№ п/пЭлементы урока
(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.
Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Приветствуют учителя. Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Предлагает из написанных на доске слов в произвольном порядке составить предложение («человек», «материал», «который», «древности», «в глубокой», «распространенный», «обрабатывать», «научился»).
Должно получиться предложение: «Распространенный материал, который человек научился обрабатывать в глубокой древности.».
Ребята, как вы думаете, что это за материал?
Где применяется древесина?
«Ребята, оглянитесь вокруг и назовите мне, как можно больше предметов, сделанных из древесины.
Как определить возраст дерева?
Что называют текстурой древесины?
Кому из вас приходилось работать с доской?
Как вы можете охарактеризовать её внешний вид?
Как вы думаете, а что такое брус?
Каковы его отличительные признаки по внешнему виду?
Давайте вместе подведём итог собранной информации. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Что такое пиломатериалы? Анализируют информацию, делают выводы, составляют предложение, отвечают на вопросы, перечисляют предметы из древесины
Древесина Личностные: осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Выявление места и причины затруднения Проблемный вопрос: В лесах нашей страны произрастают деревья более ста различных пород. Все они состоят из ствола, корней, ветвей, коры и листьев. Подумайте и ответьте, из каких частей дерева получают «деловую» древесину, которая идет на изготовление пиломатериалов (досок, брусков и т. д.)?
Пробное действие (задание)- Определите количество слоёв у фанеры.
Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.
Анализируют, рассуждают, обсуждают, дают ответ, корректируют ответы товарищей, делают выводы.
Выполнение этого задания рекомендуется провести в форме деловой игры: для этого мальчиков делим на три бригады по пять человека:
1. Учащиеся берут у учителя различные породы древесины и древесных материалов и определяют их породы, текстуру, цвет, запах;
2. Учащиеся берут шило и определяют, какое из пород них твердое и какое из них мягкое.
- одна – изучить образцы древесных материалов - ДВП
- вторая - изучить образцы древесных материалов - ДСП
- третья - изучить образцы древесных материалов - фанера
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Предметные: давать определения новым понятиям темы.
4. Построение проекта выхода из затруднения Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Мы приходим к выводу, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Поэтому вам необходимо знать, какие пиломатериалы и конструкционные материалы получают из древесины, т. к. они имеют широкое применение.
Объявляет тему урока: «Древесина. Пиломатериалы. Природные материалы» и ставит цели.
Как вы думаете чему, мы сегодня научимся? не правильное определение вида материала 5. Реализация построенного проекта Дает информацию.
Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.
Рассказывает о преимуществах и недостатках древесины, сравнивая ее с другими материалами.
Спрашивает: «Какие древесные породы вам известны и на какие виды они подразделяются?» (Ответ: лиственные, хвойные).
Обсуждает с учащимися отличия видов деревьев друг от друга.
Объясняет, из чего состоит дерево.
Рассказывает, что при продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли. Какие основные элементы они имеют (пласть, кромка, торец, ребро). Демонстрирует образцы пиломатериалов.
Объясняет, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задает вопросы:– Что такое пиломатериалы?– Каковы основные виды пиломатериалов?– Чем брус отличается от бруска?
-Назовите основные элементы пиломатериалов.Предлагает задание-карточки: по схемам на выносных линиях подписать нужные понятия. Выбирают самостоятельно выполняют
упражнения по предложенным карточкам. Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.Познавательные: применять полученные знания о видах и элементах пиломатериалов.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Предлагает выполнить практические работы: 1) Определение свойств древесины;
2) Определение пород древесины по образцам. 1) Разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек волокон расщепление невозможно, даже при больших усилиях.
2) Пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов: фанеры, ДВП и ДСП.
Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо режущим инструментом (ножовка, напильник и т. д.).
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
8. Включение в систему знаний и повторение Организует индивидуальную работу с текстом учебника (§ 3).
Разгадайте кроссворд (слайд 15) Выполняют самостоятельно работу с текстом учебника (§ 3), делают выводы.
разгадывают кроссворд Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: самоопределение.Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.Давайте вернемся к началу нашего урока. Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Для чего нужно знать элементы пиломатериалов?Какие затруднения у вас возникли?Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
10. Домашнее задание Выучить материал параграфа § 3 из учебника;
Творческое д/з (по желанию).
1.В интернете найти интересные фото различных пиломатериалов
2. Найдите пословицы, загадки о пиломатериалах. Оценивают свои возможности при выборе д/з.
Записывают д/з в дневник.
Регулятивные: умение выбрать задание по силам.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
Список использованной литературы
1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Тищенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854;
2. http://nmasalitin.ru/load/1-1-0-190.3. http://www.mukhin.ru/besthome/roofwork/13.html