Конспект урока по окружающему миру на тему Кто такие насекомые? для 1 класса
Конспект урока по окружающему миру 1 класс.
Тема: "Кто такие насекомые?"
Цели: Познавательные:
формирование понятия о насекомых;
формирование представлений о разных видах насекомых;
знакомство с некоторыми насекомыми.
Развивающие:
развитие наблюдательности при организации работы с иллюстративным материалом;
развитие логического мышления на основе выполнения логических операций: а) анализ, при выделении признаков насекомых; б) сравнение жизни насекомых; в) обобщение при формулировке понятий;
развитие речи.
Воспитательные:
воспитание познавательного интереса;
воспитание аккуратности при работе в тетради.
Оборудование: картинки с изображением насекомых, учебник А. А. Плешакова, рабочая тетрадь, цветные карандаши, коллекция насекомых.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Внимание, дружок!
Проверь, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Прежде чем за парту сесть,
Посмотрели, все ли есть?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания по теме: "Что такие хвоинки?".
- Ребята, что вы сегодня подготовили к уроку. Сегодня на уроке буду проверять ваши знания по-разному.
Индивидуальный письменный опрос.
Карточка 1. (для слабого ученика).
1. Соедини дерево с его видом:
береза сосна клён ель
хвойные лиственные
2. Опиши сосну по плану.
Карточка 2.
1. Подпишите названия деревьев под картинками:
2. Опиши ель по плану.
Карточка 3.
1. Исправьте ошибку.
Деревья, листья которых имеют вид листа - пластинка, называются хвойными.
2. Чем отличается ель от сосны?
Карточка 4.
1. Вставьте недостающие слова (названия деревьев).
Иголки у ___________ длиннее чем у ___________________.
2. Вычеркните лишние деревья. Хвойные: сосна, липа, ель, клен, береза, можевельник, дуб.
Карточка 5.
1. Какие деревья называются лиственными?
2. Где чья шишка?
Сосна Ель
2)Актуализация знаний.
- Муравьишка спешит к вам на встречу. У него уже готова для вас загадка. Отгадайте её:
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг,
Хороший,
Он им протянет,
Сотню рук
И тысячи ладошек.
- Ребята, о каком зелёном друге говорится в загадке? (О лесе.)
- О каких ладошках говорится в загадке? (О листьях.)
III. Самоопределение к деятельности.
1. Постановка проблемы.
- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы вместе с вами оказались на зеленой лужайке. Сюда нас пригласил Муравьишка. Здесь живут его друзья. Но кто же его друзья? Догадайтесь! (Ответы детей.)
- В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
- Теперь снова сели красиво. Ребята, давайте назовем друзей Муравьишки? (Пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики.)
(Пока дети называют друзей Муравьишки, учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.)
- Ребята, как можно назвать их всех одним словом? (Насекомые.)
- Послушайте внимательно стихотворение.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - она росой умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела.
На четыре - полетела.
У реки остановилась, над водой закружилась.
- Ребята! О ком говорится в этом стихотворении? (О стрекозе.)
- А к какой группе животных относится стрекоза? (К группе насекомых.)
- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку (Насекомые.)
- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О насекомых.)
- Тема урока: "Кто такие насекомые?"
2. Формирование новых знаний и умений.
- Прочитайте учебную задачу урока.
- Внимательно рассмотрите рисунок на с. 32. Назовите насекомое. (Богомол.)
- Отгадайте загадку. О ком говорится из насекомых в загадке?
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет. (Бабочка.)
- Давайте внимательно рассмотрим бабочку на с. 32. (Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.)
- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
- А сколько мы видим? (Два.)
- Почему только два крылышка видим? (Ответы детей.)
- Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
- Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка.)
(Учитель вывешивает на доску соответствующие картинки, дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей.)
- Сколько ног у стрекозы? (Шесть.)
- Сколько ног у божьей коровки? (Шесть.)
- Какой вывод мы можем сделать? (Животные можем называть насекомыми, у которых шесть ног.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вот какая стрекоза
Очень круглые глаза.
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети.
Вертишься, как вертолёт:
Вправо, влево, взад, вперёд.
Стреко-стреко-стрекоза
Изумрудные глаза.
Ты немного отдохни,
На полянке посиди.
3. Игра "Узнайте насекомое".
- Муравьишка подготовил для вас загадки о своих друзьях-насекомых. Попробуйте их узнать.
1.Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит - пищит;
Сядет - молчит.
Кто его убьет -
Свою кровь прольет. (Комар.)
2. Кто над нами
Вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
3. Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
И попадает в компот,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
Вот только мёду не дает,
Как пчела. (Оса.)
4. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
5. Необычный я усатик,
Я отважный клоп - ... (Солдатик.)
IV. Закрепление изученного материала.
1) Работа с учебником.
- Рассмотрите вместе с соседом по парте внимательно рисунки на с. 33.
- Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.
- Назовите других насекомых, пользуясь атласом-определителем на с. 90.
- Придумайте сказочные истории по рисункам.
2) Работа в рабочей тетради.
№ 1 с. 22.
- Рассмотрите внимательно рисунок. Какие насекомые изображены на рисунке? (Кузнечик, шмель.)
- Выполните задание к этому рисунку.
- Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый цвет.)
- А какой цвет нужно выбрать для шмеля? (Жёлтый, коричневый, чёрный цвета.)
- Почему кузнечик зелёный, а шмель пестрый? ( Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А у шмеля есть жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы его не трогали, иначе он может пустить в ход жало.)
V. Итог урока.
- Кто такие насекомые? Назовите основной признак насекомых. (Насекомые - это животные, у которых шесть ног.)
- Приведите примеры насекомых. (Пчела, оса, кузнечик, муха, комар, клоп, жук, муравей, стрекоза, бабочка, божья коровка, и т.д.)
- Мы выполнили учебную задачу урока? (Выполнили.)
VI. Рефлексия.
Выберите по желанию себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрёл
Я научился
- Ребята, наш урок я хочу закончить стихотворением.
Меж берёзок паучок.
Сплёл красивый гамачок.
И теперь он жарким днём
Спит, покачиваясь в нём.
Домашнее задание: Попросить взрослых рассказать ребенку о других насекомых, подготовить небольшое сообщение об одном из них.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Рисунок 215