Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему Кто такие насекомые

Урок по курсу Ознакомления с окружающем миром в 1 классе, с использованием презентации
УМК «Школа России»

Тема: Кто такие насекомые?
Цель: познакомить учащихся с признаками насекомых.



Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
- Повторим материал прошлого урока. Работа в тестах (з. 13 – 18)
Проверим. ( используются сигналы)
3.Новая тема.
- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на лугу.
Слайд1: луг летом.
Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь, разгадав кроссворд. (на слайдах)

Кроссворд: (Ответы сопровождаются показом слайдов с этими насекомыми

1.С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (кузнечик)

2. Шевелились у цветка все 4 лепестка
Я сорвать его хотел –
А он взял и улетел. (бабочка)

3. Я поменьше чем пчела,
А зовут меня .(оса)

4.Летит - гудит, сядет – молчит. (шмель)

5. Летит, пищит
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (комар)

6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

7. Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)

8. Без работы хоть убей,
Жить не может (муравей)

- Давайте прочитаем в выделенных клеточках, кто же друзья Муравьишки и о ком мы сегодня будем говорить на уроке.

-На уроке вы должны научиться узнавать, какое из животных насекомое.
А ещё ребята подготовили некоторые интересные факты из жизни насекомых.

- Насекомые – первые живые существа, которые появились на Земле более 400 миллионов лет назад. Они оказались более живучими чем динозавры.

Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 20. Рассмотрите бабочку. Что есть у бабочки?
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого она пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.)
- Сколько крыльев у бабочки? (4)
- Сколько мы видим? (2) Почему?
- Сколько ног у бабочки? (6)
- Какие насекомые прилетели к бабочке? ( стрекоза и божья коровка)
- Какие у них части тела как у бабочки?
- Какой части вы не увидели? ( хоботка)
- У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей. Слайд головы стрекозы.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки.
- Что вы можете сказать? ( их по 6)
- Обратите внимание на правую страницу (стр. 21)
- Каких насекомых вы видите?
- Сосчитайте ножки у насекомых. (6)
- Каких же животных можно назвать насекомыми?
- Сравним свой вывод с выводом Мудрой Черепахи. (стр. 20)
- Как вы думаете, что объясняет Черепаха Муравьишке? (что он тоже
насекомое) Почему он насекомое?
- Найдите рисунок вверху левой страницы (20)
- Назовите животных, которые не являются насекомыми. (сороконожка, рак, паук).
- Почему?
- Кто знает, как называется это насекомое? Слайд: богомол
- Точно узнать название этого насекомого нам поможет Атлас-определитель «От земли до неба» (стр. 158)
- Найди это насекомое в атласе-определителе (даю книгу ученику)
- Прочитай его название. (на доску прикрепляю карточку «богомол»)
Далее читаю информацию о богомоле (стр.159)

Сообщения детьми интересных фактов из жизни насекомых.
- А теперь послушаем ребят, которые заранее подготовили интересные факты из жизни насекомых. Каждое сообщение сопровождается слайдом.
Пчела
Большинство видов пчёл живут большими семьями. Пчёлы сообщают друг другу о найденной пище, исполняя своеобразный танец. Чтобы приготовить 1 килограмм мёда одной пчеле нужно посетить 10 миллионов цветков. У пчелы 2 желудка: один для пищи, а другой для мёда.



Бабочки
В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы. Живут бабочки не более 10 дней. А вот бабочка лимонница живёт 10 месяцев.
Оказывается бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок.
Стрекоза
Стрекозы самые быстролетающие насекомые. Улетая от птицы стрекозы развивают скорость до 100 километров в час, как скорость легковой машины.


Муравьи

Муравьи – труженики. Они способны нести вес в 50 раз превышающий их собственный.



Кузнечик
Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела. Оказывается органы слуха у кузнечика находятся на ногах.


Муха
Комнатная муха способна ходить вверх ногами, потому что у неё на лапках есть клейкие подушечки. Жжужание мухи, пчелы, комара, шмеля –
это звук, производимый их крыльями при полёте.

Комар
Оказывается кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови,
переварят её и летят поближе к воде и к сырой земле откладывать яички.
Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром цветов.


Таракан
Невероятно, но таракан может до 9 дней жить без головы.




Божья коровка


Божьи коровки являются ненасытными хищниками, питающиеся насекомыми – вредителями сада. Тем самым они приносят большую пользу саду.

- У какого насекомого 2 желудка? (у пчелы)
- У какого насекомого органы слуха на ногах? (у кузнечика)
- Какое насекомое носит груз в 50 раз тяжелее его самого? (муравьи)
- Какое насекомое развивает скорость до 100 км/ч? (стрекоза)
- Какое насекомое пробует вкус пищи при помощи задних лапок? (бабочка)
- Все ли комары пьют кровь? (только комарихи)
- Какое насекомое приносит пользу саду? Чем? (божья коровка ест насекомых – вредителей)
- Какое насекомое может 9 дней жить без головы? (таракан)

Кто был самым внимательным и догадался , что является жжужанием
насекомых? (производимый крыльями при полёте звук)
- О каждом насекомом можно много узнать интересных фактов.
- Любознательные дети могут дома с помощью взрослых найти такие факты и поделиться ими с ребятами.

Продолжение работы по учебнику.

- Рассмотрите рисунок ниже на стр 21. Каких насекомых узнали? (кузнечика и шмеля)
- Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок.
- Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?
- А для шмеля?
- Прочитайте вопрос М. Ч. Почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый?
Ответы детей.
- Кузнечику помогает зелёная окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пёстрой окраской он старается предупредить о том,
чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.


Итог урока.
- Кто такие насекомые? Приведите примеры.
- Слайд: - Кто не является насекомым? Почему?
Отмечаю работу класса на уроке и отдельных учащихся.



Если останется время на уроке - показать мультфильм по сказке В. Бианки
« Путешествие муравья». (15 минут).





















15