Конспект урока по окружающему миру на тему: Кто такие насекомые? (1 класс)
Тема урока: КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?
Класс: 1 («Школа России» А.А. Плешаков)
Цель урока: уточнить представления о насекомых
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
Развивающая: развивать внимание, умение анализировать;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.
Оборудование для учителя: презентация по теме урока, мультимедиа проектор, картинки с изображением насекомых, бабочки трёх цветов для самоанализа, изображения Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи.
Оборудование для детей: атлас-определитель «От земли до неба»; учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
II. Повторение изученного материала. ( 2 мин.)
Ребята, на прошлом уроке вы узнали, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Если я называю лиственное дерево, то вы закрашиваете кружок жёлтым цветом, если называю хвойное дерево – зелёным.
Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверим друг друга.
- Молодцы! С заданием справились хорошо.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)
- Как всегда, сегодня нашими помощниками будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Ребята, посмотрите, Вопросик принёс с собой конверт. Давайте посмотрим, что там находится.
- Кто это?
(На доске появляются картинки.)
- Как можно назвать этих животных одним словом?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Кто может сформулировать тему нашего урока?
Слайд 1
- Сегодня мы узнаем, каких животных называют насекомыми, почему их так называют, и будем учиться определять насекомых.
IV. Открытие нового знания.
Слайд 2
- Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он насекомое.
„Кто такие насекомые? заинтересовался Муравьишка. И правда ли, что я - насекомое?“
С этими вопросами он и обращается к нам. Поможем Муравьишке разобраться в этом непростом вопросе?
Слайд 3
- В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на стр. 32 учебника. Как вы думаете, кто из них насекомое? (Ответы детей)
- Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных.
Слайд 4 (Многоножка)
- Кто знает, как называется это животное? Давайте поработаем в парах и поищем в «Атласе-определителе» ответ на этот вопрос. (Работа в парах)
- Почему это животное так называется?
Многоножка – кивсяк. Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк, будучи медлительным животным, не спасается бегством, а сворачивается в кольцо. Есть у него и средство защиты. Это особые железы, которые вырабатывают вещество с резким неприятным запахом. Тропические кивсяки настолько ядовиты, что индейцы смазывают их ядом наконечники стрел. Поэтому очень важно запомнить и знать, какие животные опасны, а каких не стоит бояться.
Слайд 5 (Рак)
Слайд 6 (Паук)
Слайд 7
- А это что за животное? (Богомол)
- Давайте найдём нужную нам информацию в «Атласе-определителе».
(Работа в парах.)
Слайд 8
- Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных - насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32).
Слайд 9
(Рассматривание частей тела бабочки.)
- Найдите у бабочки голову, грудь, брюшко.
- Что находится на голове у бабочки?
(Усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.)
- На груди бабочки крылья и ноги.
- А что вы заметили на брюшке?
- На брюшке насекомых есть «насечки», отсюда и название – насекомые.
Слайд 10
Мудрая Черепаха знает одну загадку о бабочке:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
- О каких частях тела бабочки в ней упоминается?
- С чем сравнили крылья бабочки? Сколько их? А мы сколько видим? Почему?
- А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)
Слайд 11
- К нам прилетели стрекоза и божья коровка. ”Мы тоже насекомые”, сказали они. Как вы думаете, может быть, они ошибаются?
Предлагаю разделиться на группы и рассмотреть этих животных в учебнике на с. 32. Попробуйте определить, есть ли у них те же части тела, что и у бабочки.
- Что заметили? (У них нет хоботка.)
- Действительно, вместо хоботка у них челюсти. Как вы думаете, почему?
- Как же отличить насекомых от других животных? Обсудите в группах, какие вы можете назвать отличительные признаки насекомых.
- Сравним ваши выводы с тем, что сообщит вам об этом Мудрая Черепаха.
Слайд 12
- Мы с вами выяснили, что, хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела и у всех насекомых шесть ног. Значит, вы сможете продолжить наш общий вывод: чтобы узнать, является животное насекомым или нет, надо
- А теперь давайте вернёмся к животным, изображенным на верхнем рисунке на стр. 32. Каждой группе предстоит внимательно рассмотреть внешний вид определенного животного, выяснить, принадлежит ли данное животное к группе насекомых, и попробовать объяснить, почему вы так считаете.
- Давайте посмотрим, согласен ли с вами Муравьишка Вопросик.
Слайд 13
- А кто из вас видел это насекомое в природе или что-нибудь знает о нем?
Информацию о Богомоле вы можете получить в Атласе-определителе на стр. 159.
Слайд 14
- Давайте посчитаем вместе с Муравьишкой его ноги. Муравей насекомое или нет?
- Взгляните на рисунки, помещенные на стр. 33 в учебнике. Как можно назвать одним словом всех этих животных? Почему? Кто из вас может назвать этих насекомых? Кто из них вам знаком? А как быть с теми насекомыми, которых вы не знаете? Вам интересно узнать о них? Как можно это сделать?
- Ребята, посмотрите на рисунок внизу справа: к Муравьишке Вопросику обратилась за помощью его знакомая бабочка. Кажется, она попала в трудную ситуацию. Подумайте, что же произошло?
(Дети придумывают историю по рисунку, тем самым они применяют полученные знания в нестандартной ситуации и закрепляют представления о том, что насекомые - это животные, у которых шесть ног.)
V. Расширение представлений детей о многообразии мира насекомых
Слайд 15
- А теперь давайте обсудим в группах вопрос Муравьишки: как передвигаются насекомые? Вам помогут фотографии, которые он сделал.
- Что же говорит об этом Мудрая Черепаха?
Слайд 16
- Посмотрите, какой еще вопрос интересует Муравьишку. (Как питаются насекомые?)
Слайд 17
- Кто попробует ответить на этот вопрос? Обратитесь за помощью к своим товарищам по группе.
- Послушаем Мудрую Черепаху.
Слайд 18-21
- А кто знает, как бабочка появляется на свет?
- Бабочки полезные или вредные насекомые? Расскажите.
(Полезные. Собирая нектар с цветов, они опыляют растения.)
- А вот гусеницы – это злостные вредители. Вы со мной согласны?
(Да, они уничтожают растения.)
- Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдёт?
(Не станет бабочек.)
- Какой совет вы можете дать людям, которые уничтожают насекомых только потому, что они им не нравятся?
(Как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они для чего-то нужны.)
Слайд 22
- Бабочка МАХАОН считается одной из самых красивых бабочек нашей страны. К сожалению, она стала редкой и занесена в Красную книгу. Как мы можем позаботиться об охране бабочек?
- Берегите бабочек, более ста их видов занесены в Красную книгу!
Слайд 23
- А кузнечик это насекомое? Докажите.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку «В траве сидел кузнечик»)
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, Прыг-скок!
Стоп! Присели!
Травушку покушали,
Песенку послушали.
Встали и за парты тихо сели.
- Ребята, кто из вас знает, чем стрекочет кузнечик?
(На ноге у кузнечика зазубренки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)
- Послушайте, как стрекочет кузнечик.
- А кто из вас знает, где у кузнечика ухо?
(Орган слуха у него находится в голенях передней пары ног.)
Рассмотрите остальных насекомых на стр. 33 учебника. Назовите их. Неизвестных вам насекомых узнайте с помощью атласа-определителя.
Слайд 24
- Давайте послушаем, как жужжит пчела. Весь день трудяга-пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 кг мёда.
- Что случается с пчелой, после того, как она ужалит?
(Она гибнет.)
Слайд 25
- Шмели прилежные сборщики цветочной пыльцы, при этом они опыляют цветки. Биологи подсчитали, что один лишь полевой шмель во время полета, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка.
Слайд 26
- Осы не умеют делать мёд, они – хищники (питаются мелкими насекомыми), свой домик строят только для выведения потомства. Если не трогать ос, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъярённые насекомые немедленно встанут на его защиту.
Слайд 27
- Все вы прекрасно знаете надоедливого комара. Тонкий писк летящего комара, это ни что иное как пение крыльев. Комару приходиться так часто ими махать, что появляется звук – писк. Послушайте.
Слайд 28
- Муха – очень опасное насекомое. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько млн. различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать жильё от мух.
Слайд 29
- Как называется это насекомое? Найдите в «Атласе определителе».
- Клоп-солдатик. Красноклоп является одним из самых первых насекомых, появляющихся весной. Рано весной клопы-солдатики часто собираются в большом числе на пнях, стволах деревьев, старых заборах и всегда на солнечной стороне.
Клопы не прячутся, так как несъедобны, а их яркая окраска сигнализирует об этом.
Питаются личинки и взрослые особи опавшими семенами растений, яйцами насекомых или мертвыми беспозвоночными. Зимуют взрослые насекомые. Обычно на зимовку клопы устраиваются под опавшей листвой плотными скоплениями.
Слайд 30-32
- Любознательный Муравьишка вновь хочет задать вам вопрос, на который он не знает ответа: почему кузнечик зеленый, а шмель и божья коровка пестрые?
(Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайтесь, а то хуже будет!)
- А кто из вас знает, как защищается божья коровка?
(Божья коровка в момент опасности выпускает струю едких химических веществ с резким запахом. Своей окраской она предупреждает врагов: «Не прикасайтесь! Я несъедобная!»)
Слайд 33
VI. Закрепление изученного материала
- А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 22 . Закончите рисунок.
Слайд 34
По количеству видов насекомые – самая многочисленная группа животных на нашей планете. Они составляют большую часть всех видов животных, населяющих Землю.
Слайд 35
- Посмотрите, как разнообразны жуки, населяющие нашу планету. Большинство жуков похожи друг на друга. Они имеют 6 лапок, их брюшко покрыть жёстким панцирем, который защищает их от различных повреждений. Под этим укрытием располагаются крылья. Пища жуков разнообразна. Многие жуки умеют хорошо плавать.
Работа в тетради
- В рабочей тетради на стр. 23 закрасьте кружки возле жуков, которых вам доводилось наблюдать в природе. С помощью различных источников попробуйте дома вместе с родителями определить, что это за жуки.
- А вы знаете, что среди жуков есть рекордсмены?
Слайд 36
Самый длинный жук – геркулес (Dynastes Hercules). Длина от кончика брюшка до кончика мандибул составляет 19 см.Самый маленький жук принадлежит семейству Перокрылок (Ptiliidae). Самый маленький представитель достигает длины 0,21 мм.Слайд 37
Самые длинные ноги среди жуков у Длинноногого арлекина (Acrocinus longimanus). Длина передних ног достигает 12 см. Самые длинные усы относительно тела среди жуков у серого усача (Acanthocinus aedilis). Усы самца превышает длину тела в 4 раза.Слайд 38
Самый сильный жук - Священный скарабей (Scarabaeus sacer). Может поднять груз превышающий вес собственного тела в 850 раз.Самый тяжелый жук – Носорог Актеон (Megasoma acteon) из Южной Америки. Крупный самец весит до 205 граммов.
- А теперь предлагаю вам рассмотреть в учебнике рисунок и попробовать придумать сказочную историю, которая случилась однажды с Муравьишкой.
(Важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке.)
VII. Подведение итогов урока
Слайд 39
Самопроверка
Как отличить насекомых от других животных?
Паук – насекомое или нет? Почему?
Назовите известных вам насекомых.
Что вы о них можете рассказать?
Слайд 40
- Кто же такие насекомые?
- Кто из этих животных не является насекомым?
VIII. Рефлексия
- У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите пеструю бабочку. Если вам не все было понятно – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и вам было неинтересно, то возьмите серую бабочку.
Спасибо за урок!
Рекорды животных
Самый длинный жук – геркулес (Dynastes Hercules). Длина от кончика брюшка до кончика мандибул составляет 19 см.Самый длинный жук без учета мандибул – дровосек титан (Titanus giganteus). Достигающий в длину 16,7 см.Самый маленький жук принадлежит семейству Перокрылок (Ptiliidae). Самый маленький представитель достигает длины 0,21 мм.Самым мощным химическим оружием обладает Бомбардир трескучий (Brachinus crepitans). При опасности жук из анальных желез выделяет ядовитую жидкость. Частота выбрасывания доходит до 500 раз в секунду, а температура достигает 100°С.Самые длинные ноги среди жуков у Длинноногого арлекина (Acrocinus longimanus). Длина передних ног достигает 12 см. С их помощью они удерживают самку во время спаривания.Самая высокая продолжительность жизни среди жуков у золотой златки (Buprestis aurulenta). Одно такое насекомое прожило в условиях неволи 47 лет.Самый сильный жук - Священный скарабей (Scarabaeus sacer). Может поднять груз превышающий вес собственного тела в 850 раз.Самые длинные усы относительно тела среди жуков у серого усача (Acanthocinus aedilis). Усы самца превышает длину тела в 4 раза.Самый тяжелый жук – Носорог Актеон (Megasoma acteon) из Южной Америки. Крупный самец весит до 205 грамм.Самый длинный нос относительно тела среди жуков имеет Южноафриканский долгоносик (Antliarhinus zamiae). При длине тела в 1 см рострум вытянут на 2 см.Самый быстро бегающий жук - жужелица-скакун (cicindela hudsoni). По земле он может бежать со скоростью 9 км/ч.Самое быстрое ускорение телом производит жук Щелкун краснохвостый (Athous haemorrhoidalis). При выпрыгивании из положения лежа жук производит ускорение равное 400 g.Самый крупный муравей – Дорилус (Dorylus fulvus). Матка достигают в длину до 5 см.Самый длиный рабочий муравей не беря в расчет длину мандибул – Dinoponera gigantea из Бразилии. Длина его тела составляет 3,3 см.
Самый длиный рабочий муравей – муравей-бульдог (Myrmecia brevinoda) из Австралии. Достигает длины в 3,7 см.Самый жароустойчивый муравей - серебряный муравей-бегунок (Cataglyphis bombycinus). Обитают в пустыне Сахара и спокойно переносят температуру в 46 градусов Цельсия.Самую крупную колонну муравьев составляют бродячие муравьи рода Dorylus. Колонна этих муравьев может достигать длины 100 метров и ширины 1,5 метров. В такой колонне может насчитываться до 20 млн. муравьев.Самое быстрое движение мандибулами среди насекомых совершает (Odontomachus bauri). Зафиксирована рекордная для животных скорость защелкивания мандибул: от 126 до 230 км/час, за 130 микросекунд. С помощью челюстей, муравей может прыгать на высоту до 20 см.Самая большая оса – пепсис-герой (Pepsis heros). Длина тела до 5,7 см, размах крыльев – 11,4 см.Самое большое осиное гнездо принадлежит германской осе (Vespula germanica). В апреле 1963 года было найдено гнездо длинною 3,7м, диаметром 1,75 м.Самая легкая оса - Водный наездник (Caraphractus cinctus). Этот наездник весит всего 0,005 миллиграмм, а вес ее яиц 0,0002 мг.Самая крупная пчела – Мегахила плуто (Megachile pluto). Длина тела достигает 39 мм, размах крыльев 63 мм.Самая опасная пчела – африканизированная пчела убийца (Apis mellifera scutellata). По статистике С 1969 года в Бразилии от укусов африканских пчел погибло больше двух сотен человек, а несколько тысяч пострадали они были серьезно искусаны.Самая маленькая пчела - Тригона (Trigona duckei). Длина тела всего 2-5 мм.Самая прожорливая гусеница у бабочки ночной павлиноглазки (Antheraea polyphemus). За первые 56 дней своей жизни гусеница обедает 86 000 раз и съедает 3,17 кг растительности.Самый быстрый полет среди бабочек у бражника мертвая голова (Acherontia atropos). Скорость полета достигает 54 км/час.Самый маленький размах крыльев среди дневных бабочек у голубянки-гном (Oraidium barberae) из Южной Африки. Размах крыльев самцов всего 10-15 мм.Самые большие колонии среди бабочек образует Данаида монарх (Danaus plexippus). Каждый год в ноябре эти бабочки перед совершением миграции собираются в стаю насчитывающей 300 миллионов особей.Самый маленький размах крыльев среди ночных бабочек у моли (Trifurcula ridiculosa) с Канарских островов. У этой моли размах крыльев самок всего 3,8-4.1 мм.Самый большой размах крыльев среди дневных бабочек у птицекрылки Александры (Ornithoptera alexandrae). Размах крыльев самки достигает 28 см.Самая морозоустойчтивая бабочка гренландская медведица (Gynaephora groenlandica). Гусеницы этой бабочки могут пережить температуру минус 70 градусов цельсия.Самый длинный язык среди бабочек у мадагаскарского бражника (Xanthopan morgani). Чтобы добраться до нектаров цветов язык может разворачивается в длину до 28 см.Самый большой размах крыльев среди ночных бабочек у Тизании Агриппины (Thysania Agrippina) из Южной Америки. Размах крыльев экземпляра пойманного в 1934 году составил 30,8 см.Самый быстрый полет среди стрекоз у Южного гигантского коромысло (Austrophlebia costalis). Скорость полета достигает 58 км/ч.Самая маленькая стрекоза - Agriocnemis naia из Бирмы. Размах крыльев всего 17,6 мм, длина тела 18 ммСамый большой размах крыльев среди стрекоз у коромысло (Tetracanthagyna plagiata) из Юго-Восточной Азии. Размах крыльев достигает 20 см.Самая длинная стрекоза (Megaloprepus caerulatus). Длина тела достигает 12 см.Самая крупная вымершая стрекоза – Меганевра (Meganeura monyi). Эта стрекоза обитала на территории Франции 300 лет назад, размах ее крыльев достигал 75 см.Самая тяжелый кузнечик - гигантский вета (Deinacrida heteracantha). Этот кузнечик достигает длину 90 мм и весит 71 грамм.Самый большой размах крыльев среди кузнечиков у (Macrolyristes imperator). Размах крыльев достигает 27,4 см.Самая большое двухкрылое – мидас-герой (Gauromydas heros) из Южной Америки. Длина тела составляет 6 см размах крыльев достигает 10 см.Самый быстрый полет среди двухкрылых у оленьего носоглоточного овода (Cephenemyia pratti). Скорость полета достигает 39 км/ч.Самые длинные ноги среди двухкрылых у комара долгоножки (Holorusia brobdignagia) из Азии. Длинна ног может достигать 23 см.Самая крупная цикада Малайская императорская цикада (Pomponia imperatoria). Достигает длины тела в 10 см и размаха крыльев 20 см.Самое длительный период взросления среди насекомых у семнадцатилетней цикады (Magicicada septemdesim). Чтобы из личинки превратиться во взрослое насекомое требуется 17 лет, за это время личинка проходит 25-30 личиночных стадий.Самый длинный богомол - Гигантский богомол (Ischnomantis gigas) из Африки. Длина тела врослой самки достигает 17 см.Самый маленький богомол – богомол-пигмей (Bolbe pygmaea) из Австралии. Длина тела всего 1 см.Самое крупное полужесткокрылое – Гигантская беластома (Lethocerus maximus). Достигает длины 115 мм и размаха крыльев – 216 мм.Самый крупный таракан (Macropanesthia rhinoceros). Достигает в длину 8,3 см и весит до 36 грамм.Самая крупная уховертка – гигантская уховертка (Labidura herculeana) с острова Святой Елены. Достигает длины в 8,3 см.Самое длинное насекомое - калимантанский палочник (Phobaeticus chani). Достигает длины 56,7 смСамое плодовитое насекомое – Капустная тля (Brevicoryne brassicae). В год одна тля теоретически может дать потомство общим весом в 822 миллиона тонн.
15