Статья на тему Виды чтения, используемые в старших классах средней школы

ВИДЫ ЧТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В настоящее время уже нет никаких сомнений, что культура чтения, находясь в ситуации жестокой конкуренции с возможностями медиа-культуры, нуждается в целенаправленной системной поддержке. Навыки вдумчивого продуктивного чтения являются необходимым условием успешного обучения самым разным предметам школьной программы, однако в организации образовательного процесса зачастую отсутствует практика освоения эффективных стратегий работы с текстом.
Чтение как вид учебной деятельности является средством решения не только учебных, но и профессионально значимых задач, что особенно актуально для школьников старших классов, где уже осуществляется профориентационная деятельность. Таким образом, чтение можно рассматривать как «способ оперативного получения профессиональной информации, которая потребуется обучающимся в их будущей профессиональной деятельности независимо от ее характера».
Обучению чтению в школе – сложный процесс, подразумевающий в том числе коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся. Целью обучения чтению на иностранном языке является не только научить понимать аутентичный текст, но и обучить учащихся стратегиям чтения текстов разных стилей\жанров. Для старшего этапа обучения в школе актуальным являются все три стратегии\виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое\поисковое.
Методика обучения чтению включает в себя следующие этапы: 1) первичное ознакомление, беглый просмотр текста; 2) восприятие текста на уровне темы, фактов; 3) новое общее восприятие на уровне смысла.
Целью первого этапа обучения является формирование специфических умений просмотрового и поискового чтения у учащихся. На данном этапе выполняются упражнения, а на обучение приемам просмотра и поиска явных и скрытых опор, т.е. учащийся находит интернациональные, однокоренные слова, знакомые лексические единицы и грамматические явления, даты, цифры, географические названия, имена собственные. Выделенные учащимся явные и скрытые опоры будут «служит смысловыми опорными пунктами в дальнейшем анализе текста».
Целью второго этапа является формирование учений изучающего чтения. Части текста, содержащие незнакомый языковой материал, подвергаются анализу. При этом незнакомые слова, значение которых вытекает из контекста, делаются для учащихся предметом самостоятельного анализа. На данном этапе «учащиеся, исходя из создавшегося у них первичного понимания общего смысла текста, начинают разбивать его
на элементарные смысловые единицы и устанавливать точный смысл каждого элемента предложения, чтобы добиться нового, более глубокого, точного и обоснованного понимания»
Цель третьего этапа заключается в формировании специфических умений целостного ознакомительного чтения и в формировании навыков смысловой переработки текста. Адекватное понимание текста подразумевает умение вывести на основе полученной информации суждение, установить идею, понять подтекст читаемого материала. Некоторая часть послетекстовых упражнений предназначена для проверки
понимания прочитанного и использования полученной информации в будущей деятельности.
Таким образом, заключительным этапом обучения чтению выступает ознакомительное\синтетическое чтение: более глубокое и точное понимание текста, на основе предшествовавшего анализа, который создает предпосылки для непосредственного понимания содержания читаемого.
Для успешного изучения иностранного языка в школе исследователи предлагают комбинировать различные виды чтения и выделять отдельный вид чтения, который релевантен на уроке по той или иной теме.

15