Исследовательская работа на тему Увековечение памяти Героя СССР А.С. Пикунова.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. ДОРОГИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Исследовательская работа на тему:
«Увековечение памяти Героя Советского Союза Пикунова А.С. »
Выполнила: Ляпустина Дарья
Научный руководитель:
Ляпустина Райля Зекриевна2015
Содержание
Страница
I.Введение 2
Цель и задачи 2
Объект исследования 2
Предмет исследования 2
Методы и этапы исследования 2
Гипотеза 2
Практическая значимость исследования 3
II.Основная часть 3-5
III. Заключение 5
IV. Литература и интернет –ресурсы 5
Приложения 6-10
I.Введение

Тема моего исследования:
«Увековечение памяти героя Советского Союза Пикунова А.С.»
Актуальность темы.
В 2015 году, когда наша страна отмечала 70 – летний юбилей Великой Победы, на территории школьного двора появился небольшой бюст Герою Советского Союза Пикунову А.С. Именно сегодня важно не потерять те нити, которые связывают нас с теми далекими событиями нашей истории. Почему важно именно сегодня? Да потому, что я являюсь представителем 3 и 4 поколений людей, родившихся и выросших после войны. Всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину. Дети должны знать судьбу героев, чтобы затем свои знания передавать будущим поколениям.
Цель: Показать значимость сохранения памяти героя Советского Союза Пикунова А.С.
Задачи:
1. Сбор сохранившегося материала по данной теме: документы, фотографии, письма, воспоминания.
2. Установление и поддержание связи с семьей Пикунова А.С.
3. Изучить ход увековечения памяти Пикунова А.С. в РБ, в частности на малой Родине героя.
Гипотеза:
Я предположила, какие возможности нужно использовать для того чтобы за короткий срок увековечить память человека? На самом ли деле можно сохранить память незнакомого тебе человека? Попробуем в этом разобраться на примере судьбы Александра Степановича.
Объект исследования: подвиг героя СССР Пикунова А.С.
Предмет исследования: судьба героя СССР Пикунова А.С.
Методы и этапы исследования:
1.Эмпирические: изучение материалов школьного музейного фонда.
2.Теоретические: анализ документов (архивных источников, средств массовой информации, ресурсов сети интернет, публицистической литературы), обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования
Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, экскурсий по школьному музею, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Данная работа будет передана музей школы, и работа пополнить экспозицию «Героями не рождаются».
II.Основная часть. Кто он, Александр Степанович Пикунов? Переехав в 2013 году в новый поселок, поступив в новую школу, я все чаще и чаще начала слышать эту фамилию. Вскоре нам учитель Якупова Р.Р. рассказала о нем: недалеко от д. Дорогино была д. Князево, там в 1923 г. родился будущий герой. В крестьянской семье воспитывался, единственный сын, вырос среди семи сестер. Получив 7- летнее образование поступил до войны в техникум. Планы освоения мирной профессии он без всякого раздумья поменял на оружие. Так начиналась война. Он стал танкистом. Пройдя на танке всю Европу, штурмом брал и Берлин. В его наградном листе кратко описывается подвиг, которого он совершил. Разве Советский солдат, защитник Родины мог поступить иначе? Не ради наград, не рады звания и славы защищали Родину. Воевали ради свободы, ради родной земли, ради мирной жизни будущих поколений.
Закончилась война. Жизнь продолжалась. Люди заново осваивали мирные профессии. Вся дальнейшая судьба Пикунова будет связана с МВД РБ. Долгие годы проработал в системе исполнения наказаний. Дослужил до звания подполковника. А в 22 года, в мае 1945 года получал свою Золотую Звезду, будучи младшим лейтенантом.
Перейдем к основной части работы – к увековечению памяти героя. Почему увековечению? К сожалению, в 2012 году Александр Степанович умер после продолжительной болезни. Мы, жители XXI века, живя в информационном обществе, что можем сделать для того, чтобы сохранить память поколений? Выяснилось, возможностей очень много. Это десятки сайтов интернета, содержащие информацию о нашем герое. В школе среди родителей был проведен опрос « Нужно ли школе присвоить имя героя СССР Пикунова А.С.?». Результаты опроса – да (100%). Вот с этого момента начинается сбор материала о нем, для того чтобы в школьном музее открыть экспозицию. В течение одного года вдова героя Пикунова - Уждавини Г.Р. школу, музей посетила 4 раза. И каждый раз приезжала с памятными для нас подарками: фотографии, статьи газет и журналов. Бесценными являются книги А.С. Пикунова.
Следующий этап – установление и открытие бюста А.С.Пикунова на территории школы. 8 мая 2015 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное 70 летнему юбилею Великой Победы. Работа в этом направлении была начата в школе около года назад. За это время установились тесные связи с его семьей: вдовой героя Г.Р. Пикуновой – Уждавини, дочерью О.А. Пикуновой – Каюмовой, внучкой И.В. Болдыревой, родными сестрами Коваленко Р.С., Пикуновой Н.С., Пикуновой В.С., двоюродным племянником В.В. Пономаревым. Они в течение этого учебного года оказывали консультационную помощь руководителю школьного музея Ляпустиной Р.З. Также с помощью родственников, удалось оформить в музее специальный стенд «Герой Советского Союза Александр Степанович Пикунов. Героями не рождаются». Кроме вышеуказанных гостей на торжественное мероприятие почтить память брата, дяди Александра Степановича прибыли родственники – Коваленко В. В., труженик тыла, Рябова Л.В., семья Тимофеевых, Шевнина М.А., Князева И.А. Открытие бюста была инициативой администрации Уфимского района. На мероприятие присутствовали зам главы администрации Уфимского района Республики Башкортостан Л.И. Ризванова, руководитель ИМЦ Уфимского района Е.В. Лебедева, методист ИМЦ А.М. Даукаева.
Несмотря на дождливую погоду, все обучающиеся школы вышли на улицу, организовав построение « Бессмертного полка». К этой акции дети готовились серьезно. Кроме портретов своих дедов и прадедов, дети писали сочинения, участвовали в конкурсах, делились воспоминаниями родственников. Учителями истории Ляпустиной Р.З. и Хурматуллиной Ф.С., классными руководителями проделана кропотливая работа по увековечению памяти ветеранов войны и тыла. Все участники мероприятия замерли в ожидании, когда еще к закрытому бюсту были приглашены вдова Г.Р. Пикунова – Уждавини, представитель администрации Уфимского района Л.И. Ризванова, глава администрации Кирилловского с /с Н.А. Келлер и директор школы Т.С. Темлянцева. И вот долгожданный момент наступил – перед нами предстал молодой 22-х летний Александр Степанович. Именно таким, молодым его изобразил скульптор Хасанов Р.А. Вдова героя выступила со словами благодарности всем, кто приложил усилия для увековечения памяти А.С.Пикунова.
Торжественное мероприятие продолжалось в актовом зале, где выступили воспитанники школьного театрального кружка. Вместе с детьми гости окунулись в воспоминания о войне. Мероприятия завершились посещением школьного музея. Родственники удивились, что за такой короткий срок музею удалось собрать много материала об Александре Степановиче. Были моменты, когда они узнавали своих родственников на старых фотографиях (1942-1958 гг.) и просили поделиться копиями. В свободной обстановке со слезами на глазах они вспоминали о Пикунове – скромном, отзывчивом и добропорядочном человеке – верный спутник жизни, любимый папа, всегда спешащий на помощь брат и дядя. Со словами благодарности расходились гости, пообещав, что еще приедут в школу. В этот день установились между школой и родственникам еще более тесные связи. Связующим звеном будет являться память о Пикунове.
Что еще было за эти два года сделано для увековечения памяти? Это инсценированные представления, множество классных часов, вечеров памяти, уроков мужества, в каждом классе. Это кропотливый труд исследовательских работ в музее. Также были организованы посещения музея Боевой славы в г.Уфе, где тоже вели работу над сохранением памяти героя. В парке Победы на стене героев СССР есть строчка – Пикунов А.С.
III. Заключение.
Закончить свою исследовательскую работу, я хочу с темы и цели исследования. Тема моего исследования: ««Увековечение памяти героя Советского Союза Пикунова А.С.» Цель: показать значимость сохранения памяти героя Советского Союза Пикунова А.С.»
Я считаю, что данная тема раскрыта: значимость сохранения памяти героя в современной международной обстановке в разы возрастает, так как эта память помогает родителям, учителям и обществу заниматься воспитанием на примере человека, совершившего подвиг. Таким образом, он достоин этой памяти. Этой памяти достойны и миллионы других защитников Родины. Так зарождаются в наших душах чувства патриотизма. Чувства гордости. И самое главное – чувства ответственности за сохранение памяти поколений.
IV. Литература:
А.С. Пикунов. Кирпичики победы. Уфа,2000.
Интернет –ресурсы:
http://www.moypolk.ruhttp://www.quickiwiki.com