«Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»


Методическая разработка по литературе
«Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба
“Чайка”
с углубленным и расширенным содержанием
образования для учащихся 5–11-х классов»
Пояснительная записка.
В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.
Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету.
Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.
Актуальность программы заключается в том, что литературный клуб – одна из форм интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера».
Программа литературно-филологического клуба «Чайка» ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет. Занятия проходят по возрастным группам 10-12, 13-15, 16 -17 лет. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.
Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.
Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.
Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.
Одной из форм работы клуба является создание постоянно действующей газеты учебного заведения. Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу школьной газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.
Работа клуба также предусматривает литературное творчество учащихся. Занятия помогут членам клуба создавать собственные художественные тексты, в которых они должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Клуб развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность.
Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В рамках клуба предполагается исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению значимой для участников проекта проблемы. Использование метода проектов нацелено на развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.Эта работа способствует проявлению одарённости детей, сплоченности групп учащихся, совершенствованию их коммуникативных способностей, повышению статуса каждого в школьном коллективе.
Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого и формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику проекта учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов, способностей и возможностей. В итоге учащиеся учатся представлять и защищать свои проекты. Одна из предполагаемых форм защиты проектов – участие в научно-практических конференциях школьного научного общества учащихся «Э.В.Р.И.К.А.»
Цели и задачи клуба:
Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию литературно-филологического клуба имеет общие с уроком цели:
развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как
учебным предметам;
обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию
коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,
корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;
формирование культуры устной и письменной речи, бережного
отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и
литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.
Указанные цели определяют задачи клуба:
расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем
самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;
научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,
словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,
корректировать его;
сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,
выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;
воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в
возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
Деятельность по реализации программы
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.
Пути решения данной программы:
выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;
обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;
проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;
публикация творческих работ и материалов в газете;
самостоятельное создание газеты участниками клуба.
Оценка эффективности программы
Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.
Содержание программы
Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».
Мои способности.
Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.
Эпос. Лирика. Драма.
Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея.
Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.
Авторский замысел. Язык художественного произведения. Автор и его герои.
Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.
Сюжет. Лирический герой.
Изобразительно-выразительные средства.
Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.
Виды передовиц, их содержание.
Школьная газета. Её структура, содержание.
Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.
Совершенствование рукописи.
Отзыв о кинофильме, спектакле.
Описание местности. Путевые заметки.
Портретный очерк.
Рассуждение проблемного характера.
Статья в газету.
Рассказ с необычным построением.
Фельетон.
Буклет.
Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.
Тематический план
№ Тема занятия Коли
чество
часов Практическая
часть Средства ИКТ, материалы для практических занятий
1 Введение. Цели и задачи кружка. «Творческая копилка» 1
Оформление «Творческих копилок». Изготовление макетов, эскизов Слайдфильм,
«Творческие копилки» выпускников
2 Мои способности. Я пишу прозу, стихотворения, пьесы. 1 Чтение собственных произведений Творчество учеников
3 Эпос. Лирика. Драма. 1 Работа со словарём литературоведческих терминов Презентация, таблица.
4 Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея 1 Чтение фрагментов художественных произведений Презентация, таблица, книжная выставка
5 Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.
1 Составление собственных опорных таблиц Презентация, таблица, словарь литературоведческих терминов
6 Авторский замысел. Автор и его герои.
1 Анализ фрагментов художественных произведений Слайдфильм, словарь литературоведческих терминов
7 Язык художественного произведения. 1 Анализ эпизода. словарь литературоведческих терминов
8 Совершенствование рукописи 1 Отработка навыков совершенствования рукописи Слайдфильм9 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм10 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
11 Основы стихосложения
Ритм. Рифма. Стихотворные размеры. 1
Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами Презентация, словарь литературоведческих терминов
12
Тема. Мотив. Сюжет.
Лирический герой.
1
Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами.
Соотнесение автора и лирического героя произведения. Создание собственных текстов. Презентация, словарь литературоведческих терминов
13 Совершенствование рукописи 1 Отработка навыков совершенствования рукописи Слайдфильм14 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм15 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
16
Изобразительно-выразительные средства.
Совершенствование рукописи 1
Работа со словарём литературоведческих терминов
Отработка навыков совершенствования рукописи Таблица, презентация, памятки
Слайдфильм17 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм18 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
19 Оформление газет. 1 Создание макетов Слайдфильм20 Содержание периодических изданий и их структура 1
Игра «Моя газета» Презентации собственных газет
21 Заголовок. 1 Игра «Эта статья должна называться так!..» Тексты разных стилей и типов
22 Школьная газета. Её структура, содержание 1 Конструирование. СлайдфильмГазеты прошлых лет
23 Творческая мастерская 1 Изготовление эскизов Презентация
24 Виды передовиц, их содержание 1 Комментированное чтение, обсуждение Тексты передовиц
25 Творческая мастерская. 1 Создание собственных текстов Список тем
26 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
27 Литературные заготовки 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм28 Творческая мастерская 1 Создание собственных заготовок Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
29 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
30 Репортаж. Особенности жанра. 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм31 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм32 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
33 Интервью. Виды интервью. Особенности жанра 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм34 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм35 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
36 «Интервью в школьном коридоре» 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
37 Совершенствование рукописи 1 Отработка навыков совершенствования рукописи Слайдфильм38 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Список тем
Слайдфильм39 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
40 Отзыв о кинофильме, спектакле 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм41 Просмотр кинофильма, спектакля 1 Комментарий, обсуждение увиденногоФильм, спектакль
42 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм43 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
44 Описание местности 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм45 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм46 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
47 Путевые заметки.
Особенности жанра 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм48 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм49 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
50 Портретный очерк 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм51 Творческая мастерская Создание собственных текстов Слайдфильм52 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
53 Рассуждение проблемного характера 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм54 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм55 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
56 Статья в газету 1 «Проба пера» Слайдфильм57 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм58 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
59 Рассказ с необычным построением. Композиция 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм60 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм61 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
62 Фельетон 1 Комментированное чтение, обсуждение Слайдфильм63 Творческая мастерская 1 Создание собственных текстов Слайдфильм64 Анализ и коррекция 1 Чтение и обсуждение созданных текстов Предварительно проверенные тексты учеников.
Слайдфильм из ученических текстов
65 Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати 4 Подготовка и выпуск школьной газеты для младших и средних школьников Презентация собственных проектов.
СлайдфильмыФормы оценки результатов внеурочной деятельности
Критерии оценивания ученической работы на занятиях
Ученик
* что делал
* где участвовал
* каковы успехи
* планы на будущее
* чему научился
* индивидуальные творческие достижения «Творческая копилка»
Критерии самооценки
я узнал
я понял
я научился
лучше всего у меня получается…
я написал, создал, сделал
Критерии оценивания созданных ученических работ:
оригинальность
уровень творчества
новизна
полезность для автора и других людей
трудоемкость работы
качество оформления работы
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование, необходимое для реализации программы
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- принтер;
- диски;
- цифровой фотоаппарат;
- бумага формата А4, канцелярские принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для педагога
Кеворков В.В. . Рекламный текст. – М., 1996.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.
Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.
Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993.
Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001
Правовое поле журналиста. Справочник. – М., 1971.
Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.
Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.
Для обучаемых
А.Архангельский, З. Новлянская, Г.Кудина Словарь литературоведческих терминов. – М., 2008
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990