Адаптированная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) 5 класс
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12»
«С О Г Л А С О В А Н О»
заместитель директора
по ВР (коррекционной)
школы –интерната № 12
________________________
Е. В. Курочкина
«02» сентября 2016г.
Р А С С М О Т Р Е Н О
на заседании методического объединения учителей профильного труда
протокол № ___1__от_26.08.2016___
Р А С С М О Т Р Е Н О
на педагогическом совете
протокол № ___1__от__29.08.2016___
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
директор специальной
(коррекционной) школы-интерната № 12
______________________
И. А. Голубева
«02» сентября 2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профильному труду (столярное дело)
5 класса
Учитель: Амирян Эрик ШамировичКоличество учебных часов по программе: 204 часа
Количество учебных часов в неделю: 6 часов
Программы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой.
Паспорт Программы
Наименование Программы Адаптированная образовательная программа по профильному труду (столярное дело) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ школа – интернат №12
Основания для разработки Программы Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Конвенция о правах инвалидов
Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.
Заказчик Программы Администрация ГКОУ школы – интерната №12
Координатор Программы Администрация ГКОУ школы – интерната №12
Основной разработчик Программы Администрация ГКОУ школы – интерната №12
творческая группа
Стратегическая цель Программы Создание в ГКОУ школе – интернате №12 гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве
Стратегические задачи Программы Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого – педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Сроки реализации Программы 2016 – 2017 учебный год.
Основные мероприятия Программы Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Источники финансирования Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
- подготовка обучающихся к итоговой аттестации;
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%
Система организации контроля исполнения Программы Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по УР
Постановление об утверждении Программы Решение педагогического совета
Протокол №1 от 29 августа 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) рразработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.
Учебный план ГКОУ школы-интерната №12
Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы-интерната №12.
Программа «Столярное дело» предназначена для детей интересующихся столярным делом и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по технологии.
Содержание программы нацелено на развитие навыков изготовления изделий из древесины, знакомит с профессиями, востребованными в производстве изделий из дерева.
Изучение курса актуально в связи с тем, что развитие технического творчества рассматривается как одно из важных направлений в педагогике.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при проведении ремонтных работ в домашних условиях; для профессионального самоопределения личности. Кроме того, программа «Столярное дело» предоставляет широкую возможность не только для активного приспособления школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.
Занимаясь столярным делом, школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов, приобретая таким образом полезные в жизни практические навыки. При изготовлении изделий из древесины они сталкиваются с решением технологических проблем, что способствует развитию технического мышления, творческого решения возникающих проблем. Кроме того, занятия столярным делом решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера как терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
В основе развития способности к столярному делу лежат два вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории столярного дела.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 204 часа (6ч в неделю).
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию детей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов и материалов. Теоретическая часть занятий при работе является максимально компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете.
На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами материалов, инструментов, сверлильным и столярным станками. Освоение материала по программе в основном происходит в процессе практической деятельности. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такой методический прием, как «возвращение к пройденному», придает объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.
Для того, чтобы подвести подростков к освоению технологии изготовления изделий из дерева, предлагаются такие методы как беседа, показ, работа с технологической картой. Процесс учебного познания в случае применения данных методов делится на три стадии: формирование представлений о последовательности операций по изготовлению изделия из дерева, подсказки в виде образной модели, где уже знакомые элементы технологии «одушевляются» в близких и понятных детям образах и наложение увиденной в данной модели системы взаимосвязанных элементов технологии изготовления на конкретное изделие. Таким образом, применение данных методов позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить подростка к освоению техники работы с деревом с первых шагов обучения. Методическим принципом организации творческой практики подростков выступает опора на систему усложняющихся заданий, например, при изготовлении готового изделия из дерева подросток сначала изготавливает эскиз изделия, подбирает для изделия соответствующие инструменты и материалы, обсуждает с педагогом последовательность операций.
Подросток должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику технологических операций. Поэтому важным методом обучения является разъяснение подростку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров будущей работы к все более частным. Например, при изготовлении готового изделия подросток отбирает древесину с учетом ее дефектов, соответствующие характеру деятельности инструменты, станок, составляет эскиз изделия, определяет технику обработки дерева, разрабатывает технологическую карту. Достижению планируемого результата способствуют такие методы как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эврестический, заключающийся в организации активного поиска решения проблемы, поставленной педагогом или определенной самостоятельно обучающимися столярному делу. При организации совместной деятельности педагога и обучающихся используются такие методы как инструктаж, демонстрация, упражнение и работа со специальной литературой.
Прием объяснения подростком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы. С педагогом или другими детьми при индивидуально - групповой форме занятий помогают расширить представления о способах достижения планируемого ребенком результата и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Адаптированная рабочая программа рассчитана:
в 5 классе на 204 часа, 6 часов в неделю, 34 учебные недели.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
проявление познавательных интересов и активности в данной деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
осознание необходимости общественно полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
добывать новые знания, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем других источниках;
добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других людей;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель), средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты
знакомство с названиями материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе
знакомство со свойствами материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами
получить необходимое знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-
гигиенических требований при выполнении работы;
основы знаний современных деревообрабатывающих производств, транспорта, сферы обслуживания;
ознакомиться со чтением технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы;
определение при помощи учителя утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
познакомиться с необходимостью понимания и оценки красоты труда и его результатов;
составление стандартного плана работы при помощи учителя;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий при помощи учителя;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи при помощи учителя;
получить опыт в учете мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Вводное занятие
Сообщение темы занятий на триместр. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления
Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Игрушки из древесного материала
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Самостоятельная работа.
Игрушечная скамья.
Вводное занятие
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении триместра. Правила безопасности при работе с инструментами.
Сверление отверстий на станке
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа.
Игрушечный стол.
Вводное занятие
Сообщение программы на триместр. Соблюдение правил безопасности.
Пиление лучковой пилой
Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.
Строгание рубанком
Изделие. Заготовка деталей изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Самостоятельная работа.
Санки для куклы.
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на триместр. Правила техники безопасности.
Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).
Практические работы.
Строгание брусков и реек по чертежу.
Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12»
Согласовано: Утверждаю: Зам.директора по УР Директор школы-интерната№12 ___________Е.П.Котлярова ____________ И.А.Голубева «02» сентября 2016 г. «02» сентября 2016г.
Календарно-тематическое планирование уроков профильного труда (столярное дело)
Класс: 5
Учитель: Амирян Эрик ШамировичКоличество часов:
Всего 204 часа; в неделю 6 часов
Планирование составлено на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Сборник 2. «Владос»,2000 г.
Учебник – Столярное дело 5,6кл. Б.А. Журавлев, 1992г. Вспомогательная школа.
Дополнительная литература - Столярные и плотничные работы. Л.Н.Крейндлиц. Изд. Москва 1989 г
Тематическое планирование составил(ла) __________ Э.Ш. АмирянКалендарно-тематическое планирование
№
п/п Тема урока Кол-во ч. Планируемые результаты освоения материала Тип урока Дата проведения
Вводное занятие (2 ч)
1-2 Вводное занятие. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментами. 2 Знать правила безопасного поведения в мастерской; правила безопасной работы инструментами Объяснение нового материала Пиление столярной ножовкой (20 ч)
3-6 Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. 4 Знать устройства и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы;
Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы, пиление брусков; контролировать качество полученных заготовок Комбинированный 7-9 Зачистка деталей шлифовальной шкуркой. 3 Знать способы шлифовки деталей.
Уметь выполнять шлифовку деталей. Комбинированный 10-12 Окраска деталей. 3 Знать приемы окрашивания деревянных изделий.
Уметь выполнять окрашивать изделия. Комбинированный 13-14 Разметка деталей строительного материала с острыми углами и круглой формы. 2 Знать правила разметки и приемы ее выполнения.
Уметь выполнять разметку Комбинированный 15-18 Изготовления деталей строительного материала. 4 Знать правила разметки и приемы ее выполнения.
Уметь выполнять разметку. Практическая работа 19-20 Столярные инструменты и приспособления. 2 Знать устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы. Объяснение нового материала 21-22 Промышленная заготовка древесины. 2 Знать строение древесины; породы деревьев; способы заготовки древесины, сферы ее использования, виды пиломатериала.
Уметь определять вид пиломатериала. Объяснение нового материала Игрушки из древесного материала (20 ч)
23-24 Игрушечный стул. Технический рисунок и заготовки деталей 2 Знать детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе ножовкой.
Уметь выполнять технический рисунок изделий, выпиливать заготовки деталей изделия. Комбинированный 25-27 Игрушечный стул. Сборка изделия 3 Знать последовательность сборки игрушечного стула.
Уметь выполнять сборку и отделку игрушечного стула,
оценивать качество игрушечного стула (сравнить с образцом). Практическая работа 28-29 Игрушечный стол. Технический рисунок и заготовка деталей 2 Знать детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе ножовкой.
Уметь выполнять технический рисунок изделий, выпиливать заготовки деталей изделия Комбинированный 30-32 Игрушечный стол. Сборка изделия 3 Знать последовательность сборки игрушечного стола.
Уметь выполнять сборку и отделку игрушечного стола,
оценивать качество игрушечного стола (сравнить с образцом). Практическая работа 33-34 Игрушечный шкаф. 2 Знать детали, материалы, инструменты.
Уметь выполнять технический рисунок изделий. Комбинированный 35-38 Игрушечный шкаф. 4 Знать правила безопасности при работе ножовкой.
Уметь выпиливать заготовки деталей изделия. Комбинированный 39-42 Игрушечный шкаф. 4 Знать последовательность сборки игрушечного шкафа.
Уметь выполнять сборку. Практическая работа Самостоятельная работа ( 6 ч)
43-44 Игрушечная скамья. 2 Знать план работы, детали, материалы, инструменты.
Уметь выполнять технический рисунок изделий. Комбинированный 45-46 Игрушечная скамья. 2 Знать правила безопасности при работе с инструментами.
Уметь выполнять технологическую операцию, во время изготовления игрушечной скамьи. Комбинированный 47-48 Игрушечная скамья. 2 Знать последовательность отделки игрушечной скамьи.
Уметь выполнять отделку игрушечной скамьи, оценивать качество игрушечной скамьи (сравнить с образцом). Практическая работа Вводное занятие (2 ч)
49-50 Вводное занятие.
2 Знать правила безопасной работы в мастерской. Комбинированный Сверление отверстий на станке (6 ч)
51-52 Подставка для карандашей. 2 Иметь представление о подставке для карандашей
Уметь выполнять технический рисунок изделия; составлять последовательность изготовления подставки для карандашей по образцу, техническому рисунку. Комбинированный 53-56 Подставка для карандашей. 4 Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Уметь выполнять сверления несквозных отверстий, выполнять отделку изделия, оценивать качество готового изделия ( сравнить с образцом) Практическое занятие Игрушки из древесины и других материалов (24 ч)
57-58 Модель корабля. 2 Знать детали изделия и материалы.
Уметь разработать форму модели корабля; выполнить технический рисунок модели корабля Комбинированный 59-60 Модель корабля. 2 Знать последовательность выполнения разметки деталей корабля.
Уметь выполнять разметку деталей. Комбинированный 61-64 Модель корабля. 4 Знать правила безопасной работы с инструментами.
Уметь выполнять детали корабля. Комбинированный 65-66 Модель корабля. 2 Знать последовательность сборки и отделки модели корабля.
Уметь выполнять сборку и отделку модели корабля, оценивать качество готового изделия
( сравнить с образцом). Практическое занятие 67-68 Модель трактора. 2 Знать детали изделия и материалы.
Уметь разработать форму модели трактора; выполнить технический рисунок модели трактора. Комбинированный 69-72 Модель трактора. 4 Знать правила безопасной работы с инструментами.
Уметь выполнять детали трактора. Комбинированный 73-74 Модель трактора. 2 Знать правила безопасной работы с рашпилем.
Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем. Комбинированный 75-76 Модель трактора. 2 Знать способы соединения деталей изделия; устройство и назначение шурупов, отвертки; правила безопасной работы отверткой.
Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов. Комбинированный 77-80 Модель трактора. 4 Знать последовательность сборки модели трактора.
Уметь выполнять сборку изделия; оценивать качество готового изделия. Практическое занятие Выжигание (12 ч)
81-82 Выжигание. 2 Знать устройство электровыжигателя;
Уметь работать электровыжигателем. Комбинированный 83-84 Выжигание. 2 Знать правила безопасной работы электровыжигателем.
Уметь работать электровыжигателем. Комбинированный 85-88 Выжигание. 4 Знать приемы перевода рисунка на поверхность изделия.
Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием. Комбинированный 89-90 Выжигание. 2 Знать приемы перевода рисунка на поверхность изделия.
Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием. Комбинированный 91-92 Выжигание. 2 Знать приемы перевода рисунка на поверхность изделия.
Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием. Комбинированный 93-95 Игрушечный стол. 3 Знать план работы, детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе с инструментами.
Уметь выполнять технический рисунок изделий выполнять технологическую операцию, во время изготовления игрушечного стола. Практическое занятие 96-98 Игрушечный стол. 3 Знать последовательность отделки игрушечного стола.
Уметь выполнять отделку игрушечного стола, оценивать качество игрушечного стола (сравнить с образцом). Практическое занятие Вводное занятие (2 ч)
99-100 Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности. 2 Знать правила безопасной работы в мастерской. Комбинированный Пиление лучковой пилой (4 ч)
101-102 Пиления лучковой пилой. 2 Знать устройство и назначение лучковой пилы;
Уметь подготовить лучковую пилу к работе; Комбинированный 103-104 Пиления лучковой пилой. 2 Знать устройство и назначение лучковой пилы; правила безопасности при работе с лучковой пилой.
Уметь различать полотна для поперечного и продольного пиления древесины, выполнять разметку заготовки; отпиливать заготовки изделия по заданным размерам Комбинированный Строгание рубанком (14 ч)
107-108 Грани и ребра бруска(доски) 2 Знать грани и ребра бруска; последовательность разметки во время строгание.
Уметь выполнять разметку деталей с учетом припусков. Комбинированный 109-110 Общее представление о строении древесины.
Устройство рубанка и правила безопасной работы с ним 2 Иметь представления о строении древесины.
Знать устройство рубанка; правила безопасной работы с ним.
Уметь подготовить рубанок к работе. Комбинированный 111-112 Строгание рубанком (на отходах материалов). 2 Знать правила разметки заготовок с помощью линейки;
правила безопасной работы рубанком.
Уметь выполнять операцию строгания с контролем разметки заготовки. Практическое занятие 113-114 Строгание заготовок. 2 Знать правила безопасной работы рубанком.
Уметь выполнять операцию строгания с контролем разметки заготовки. Практическое занятие 115-116 Ручка для лопатки. 2 Знать назначение ручки для лопатки; материалы для изготовления изделия;
Уметь выполнять операцию строгания с контролем разметки заготовки. Комбинированный 117-118 Ручка для лопатки. 2 Знать названия операции на изготовления ручки для лопатки.
Уметь изготавливать ручку для лопатки. Комбинированный 119-120 Ручка для лопатки. 2 Знать последовательность изготовления ручки для лопатки.
Уметь изготавливать ручку для лопатки. Практическое занятие Соединение деталей с помощью шурупов (30 ч)
121-122 Чертеж как основной документ для выполнения изделия. 2 Иметь представления о чертеже как основной документ для выполнения изделия.
Уметь читать простейшие чертежи. Комбинированный 123-124 Знакомства с изделием (настенная полочка). 2 Знать назначения детали настенной полочки; материалы для изготовления изделия.
Уметь выполнить технический рисунок изделия с нанесением размеров. Комбинированный 125-126 Последовательность изготовления настенной полочки. 2 Знать названия операций по изготовлению изделия.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку. Комбинированный 127-128 Изготовления деталей изделия. 2 Знать размеры деталей изделия.
Уметь заготавливать детали изделия. Практическое занятие 129-130 Соединения деталей настенной полочки с помощью шурупов 2 Знать способы соединения деталей, виды шурупов, их элементы; технологию соединения деталей с помощью шурупов
Уметь выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено, определять виды шурупов; подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор Практическое занятие 131-132 Выполнить отверстия с помощью шила буравчика. 2 Знать назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними.
Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом (на отходах материалов). Практическое занятие 133-134 Зенкование отверстий. 2 Знать назначения операции зенкования; устройство раззенковки; правила безопасной работы.
Уметь выполнить зенкование отверстий. Практическое занятие 135-136 Устройство ручной дрели и приемы работы. 2 Знать устройство ручной дрели; правила безопасной работы.
Уметь подготовить дрель к работе. Практическое занятие 137-138 Выполнений упражнений по сверлению отверстий. 2 Знать правила безопасной работы с дрелью.
Уметь сверлить отверстия ручной дрелью. Практическое занятие 139-140 Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки. 2 Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью.
Уметь выполнять отверстия под шурупы. Практическое занятие 141-142 Сборка изделия. 2 Знать правила безопасной работы с отверткой.
Уметь выполнить сборку деталей изделия. Практическое занятие 143-145 Отделка изделия шлифовкой. 3 Знать правила безопасной работы во время шлифования.
Уметь выполнить шлифование поверхности изделия. Практическое занятие 146-147 Отделка изделия лакированием. 2 Знать правила безопасности при работе с лаком.
Уметь выполнять окрашивание поверхности настенной полочки. Практическое занятие 148-150 Оценка качества готового изделия. 3 Знать последовательность изготовления настенной полочки.
Уметь оценивать качество изделия; сравнивать изготовленное изделие с образцом. Практическое занятие Самостоятельная работа (6ч)
151-152 Санки для куклы. 2 Знать план работы, детали, материалы, инструменты, правила безопасности при работе с инструментами.
Уметь выполнять технический рисунок изделий выполнять технологическую операцию, во время изготовления санки для куклы. Практическое занятие 153-154 Санки для куклы. 2 Знать последовательность сборки.
Уметь выполнять сборку санок для куклы. Практическое занятие 155-156 Санки для куклы. 2 Знать последовательность отделки санки для куклы.
Уметь выполнять отделку санок для куклы, оценивать качество изделия (сравнить с образцом). Практическое занятие Вводное занятие (2 ч)
157-158 Вводное занятие.
Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности. 2 Знать правила безопасной работы в мастерской. Комбинированный Изготовление кухонной утвари (14 ч)
159-160 Построение чертежей. 2 Уметь выполнять чертежи простейших деталей; читать чертеж. Комбинированный 161-162 Знакомство с изделием (разделочная доска). 2 Знать назначение кухонной утвари, материалы для ее изготовления, детали изделия.
Уметь выполнять технический рисунок и чертеж изделия. Комбинированный 163-164 Древесина для изготовления кухонной утвари. 2 Знать виды древесины и их свойства.
Уметь подбирать древесину для изделия. Комбинированный 165-166 Последовательность изготовления изделия. 2 Знать план работы.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия; заполнять технологическую карту. Комбинированный 167-168 Обработка торцов поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой. 2 Знать правила безопасной работы рашпилем и шлифовальной шкуркой.
Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем и шлифовальной шкуркой. Практическое занятие 169-170 Шлифование изделия. 2 Знать последовательность шлифования изделия.
Уметь выполнять отделку изделия шлифованием. Практическое занятие 171-172 Отделка изделия. 2 Знать способы и технологию отделки изделия.
Уметь выполнять отделку изделия; оценивать качество готового изделия. Практическое занятие Соединение рейки с бруском врезкой (26 ч)
173-174 Врезка как способ соединения детали. 2 Иметь представление о врезке как способе соединения деталей, сфере применения данного способа соединения.
Уметь определять данный вид соединения деталей по образцам и техническому рисунку. Комбинированный 175-176 Стамеска. Правила безопасной работы с ней. 2 Знать назначения стамески, ее основные части; правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней.
Уметь правильно держать стамеску. Комбинированный 177-178 Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) 2 Знать правила безопасной работы ножовкой и стамеской
Уметь работать стамеской. Практическое занятие 179-180 Знакомство с изделием (подставка из реек для цветов). 2 Знать детали изделия; способ их соединения.
Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров. Комбинированный 181-182 Последовательность изготовления изделия. 2 Знать размеры изделия.
Уметь составлять последовательность изготовления изделия. Комбинированный 183-184 Строгание брусков реек по чертежу. 2 Знать правила безопасной работы рубанком.
Уметь выполнять строгания брусков и реек. Практическое занятие 185-186 Строгание брусков реек по чертежу. 2 Знать правила безопасной работы рубанком.
Уметь выполнять строгания брусков и реек. Практическое занятие 187-188 Одновременная разметка пазов на двух брусках. 2 Знать, что от точности разметки зависит качество и прочность соединения деталей.
Уметь выполнять разметку. Практическое занятие 189-190 Выполнения пазов. 2 Знать технологию выполнения пазов; зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения данной технологической операции;
Уметь выполнять паз на бруске. Практическое занятие 191-192 Выполнения пазов. 2 Знать правила безопасной работы инструментами.
Уметь выполнять паз на бруске. Практическое занятие 193-194 Подгонка деталей соединения. 2 Иметь представление о подгонки деталей.
Уметь выполнять подгонку деталей. Практическое занятие 195-196 Подгонка деталей соединения. 2 Знать последовательность подгонки деталей.
Уметь выполнять подгонку деталей. Практическое занятие 197-198 Сборка изделия.
Оценка качества готового изделия. 2 Знать последовательность сборки изделия.
Уметь выполнять соединения деталей врезкой, шлифовку изделия; оценивать качество готового изделия. Практическое занятие 199-200
Модель молоковоза.
2
Знать план работы, детали, материалы, инструменты;
правила безопасности при работе с инструментами.
Уметь выполнять технический рисунок изделий выполнять технологическую операцию, во время изготовления модели молоковоза. Практическое занятие
201-202 Модель молоковоза. 2 Знать последовательность сборки.
Уметь выполнять сборку модели молоковоза. Практическое занятие 203-204 Модель молоковоза. 2 Знать последовательность отделки модели молоковоза.
Уметь выполнять отделку молоковоза, оценивать качество изделия (сравнить с образцом). Практическое занятие ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.
Столярное дело 5,6кл. Б.А. Журавлев, 1992г. Вспомогательная школа
Столярное дело 10-11 классы. А.Н. Перелетов уч. для специальных (коррекционных) Школ VIII вида 3
Плотничные работы. Л.Н.Крейндлин. Изд. Москва 1972г.уч. для проф-техн училищ.
Столярные и плотничные работы. Л.Н.Крейндлиц. Изд. Москва 1989 г
Техническое обеспечение: верстаки, стулья, спец. одежда, ручные пилы, молотки, киянки, рубанки, линейки, угольники, сверлильный станок.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
теоретические основы обработки деталей круглого сечения.
теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению работ
технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков в паз; теоретические основы работы со столярным клеем
устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свёрлах по дереву.
основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение
название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов.
теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.
Учащиеся должны уметь:
производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции.
настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей.
подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы.
работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева.
размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы.
работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи.
изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать лучковой пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы.
определять породу древесины по образцам.
затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов.
подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и определять качество склейки изделий.