Урок-путешествие по профильному труду. Инструменты для ручной обработки древесины
Учитель профильного труда Джаджиев А.С.
Урок 5 классе по теме: « Урок-путешествие по профильному труду. Инструменты для ручной обработки древесины».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Закрепить знания по теме: «Инструменты для ручной обработки древесины».
Задачи:
Обучающая: проанализировать и оценить ответы, способствовать формированию у учащихся организованности, развитию логического мышления и их профессионального интереса;
Развивающая: развивать интерес к предмету, зрительную память, развивать у учащихся навыки и умения работы с ручными столярными инструментами, мелкую моторику рук;
Воспитывающая: формировать универсальные учебные действия:
коммуникативные (построение речевых высказываний)
личностные (умение соблюдать установленные правила, отстаивать свою точку зрения),
регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, коррекция),
Форма работы с учащимися: коллективная, групповая.
Оборудование:
Поделки учащихся, столярные ручные инструменты, капитанская фуражка, цветная бумага ( жетоны из цветного картона), кукла «Самоделкин», карточки –загадки, кроссворды, рисунок-картинка, карточки-задания.
Инструменты для работы (ножовки, стамески, киянки, карандаши, линейки, клей ПВА, кисточка).
ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Формирование познавательного интереса умение проявлять активность в освоении новых знаний
Понимание и определение понятия «Инструменты для обработки древесины». Умение работать инструментами.
Регулятивные:
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные:
-умение определять понятия,
-создавать обобщения
-устанавливать причинно-следственные связи
-строить логическое рассуждение
Коммуникативные:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: закрепить знания по теме инструменты для ручной обработки древесины
Учитель: Добро пожаловать! Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас на занятии. Вначале мне бы хотелось показать, изделия из древесины (обзор поделок). Вы хотите научиться изготавливать такие же? А для того чтобы их изготовить, необходимо знать название столярных инструментов. Сегодня мы повторим названия инструментов для ручной обработки древесины. Это и будет темой нашего занятия.
Ребята, наше занятие необычное. Вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на далекий остров. Я буду вашим капитаном. Представим, что мы находимся на корабле (звучит шум моря). Вокруг нас бушующее море. Волны поднимаются все выше и выше. Но наша команда дружная и поэтому нам не страшны никакие бури.
За каждое испытание вы будете получать необходимые инструменты для нашей будущей работы. В конце урока мы должны собрать полный ящик с инструментами.
Приветствие учителя, самоконтроль готовности
Личностные:
-мобилизация внимания. -уважение к окружающим
Регулятивные
-целепологание
Коммуникативные
-планирование учебного сотрудничества
Этап мотивирования к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес
Учитель: А что это там впереди? Давайте посмотрим. Да это остров «Самоделкина». Хозяин этого острова Самоделкин. Посмотрите ребята, вот он нас встречает
Слова (самоделкина) «Здравствуйте ребята! Очень рад видеть вас на нашем острове. Во время путешествия по острову я буду вашим проводником».
За каждое правильно выполненное задание вы будите получать вот такую гайку от Самоделкина. В конце урока мы подведем итог у кого окажется больше гаек. Итак вы готовы?
Активная деятельность по принятию проблемной ситуации. Ответы на вопросы, работа в командах
Регулятивные :
-целепологание
-ппанирование
Познавательные:
-решение проблемы
-построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные :(построение речевых высказываний)
-инициативное
Построение игры
Цель: знакомство с правилами игры и закрепление темы урока.
Учитель: Ребята! Вам нужно будет пройти 5 гаваней. Первая наша остановка: гавань «Загадок».
Вот перед вами загадки, ваша задача разгадать все правильно, и тогда вы получите первый инструмент.
Не боксер я, но могу стукнуть, если нужно,
Шляпы лишь одни торчат -спрятались все дружно (молоток и гвозди)
Я с шурупом закружилась в танце в понедельник,
Ну а он в доске застрял, спрятался бездельник (отвертка)
Зажимать, хватать, кусать – это их работа,
Вечно что-нибудь в зубах им держать охота (пассатижи)
Хоть зубастая ужасно, но зато полезная,
Что угодно отгрызет полоса железная (ножовка)
Вот бежит стальная змейка извивается, шипит,
А когда в ракушку влезет, только хвост один торчит (рулетка)
Я за хвост его поймала и кручу, кручу-верчу,
Он скрипит, но глубже лезет, я танцую и молчу (отвертка и шуруп)
Не дают ему скучать,
Вечно требуют стучать (молоток)
У конька, у горбунка,
Деревянные бока
У него из-под копыт,
Стружка бела бежит (рубанок)
Получают инструмент. Рубанок.
Вторая наша остановка: гавань «Кроссвордов»
Учитель:
Разгадав слова кроссворда, вы сможете получить следующий инструмент.
Металлический стержень со шляпкой (гвоздь)
Рабочий стол с приспособлениями для обработки древесины (верстак)
Хвойное дерево (ель)
Ручная пила с одной ручкой (ножовка)
Природный рисунок на пиломатериалах (текстура)
Инструмент для долбления гнезд (стамеска)
Деревянный молоток (киянка)
Инструмент для опиливания кромок (напильник)
Лиственное дерево (береза)
Молодцы. Получите второй инструмент. Ножовка.
Третья наша остановка: гавань «Безопасность».
Знаете ли вы правила безопасной работы?
Поочередно отвечать Да или Нет. Не перебивать одноклассника.
1. Ручка у молотка должна быть с трещиной. ДА. НЕТ.
2. Колющий инструмент передают ручкой вперёд. ДА. НЕТ.
3. Опилки с верстака можно сдувать. ДА. НЕТ.
4. Разметку на древесине производят гвоздём. ДА. НЕТ.
5. Молоток можно класть на край верстака. ДА. НЕТ.
6. Колющий инструмент можно носить в кармане. ДА. НЕТ.
7. У ножовки должны быть остро заточены зубья. ДА. НЕТ.
Вы справились и с этим заданием. Получите следующий инструмент в свой ящик. Стамеска.
Физкультминутка
Из -за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
И так мы прибыли к Четвертой гавани: гавань «Забывчивых мастеров»
Учитель: Ребята! В этом городе жители немного рассеяны. Я вас прошу им помочь! И отгадать что же находится в черном ящике.
1.В ящике лежит простейший крепежный инструмент, известный с древности. В обиходе человека находится около 5 тысяч лет. Используется для различных целей. Без него ни ремонта сделать, ни повесить картину. Без него не обходятся ни мебельная, ни обувная фабрики, нужен он и в строительстве.(Гвоздь)
2. В ящике находится одно из древнейших орудий труда ,созданных человеком. С появлением гвоздей человечеству стало ясно, что "видоизмененная" кувалда - это единственный инструмент, с помощью которого можно забить гвоздь.(Молоток)
3. По легенде, этот инструмент изобрел еще древнегреческий мастер Дедал, он никак не мог приспособить обычную линейку для измерения округлой поверхности.(Рулетка)
4.В ящике находится бумага, на которой нельзя писать (Наждачная)
Вы помогли жителям этой гавани и они дарят вам этот инструмент. Наждачная бумага.
Учитель: Большое спасибо вам ребята!
Гавань «Мудрецов»
Много создано народом пословиц, поговорок и загадок о труде
Надо найти правильное продолжение пословицы. Перед вами лежат карточки, отметьте правильный вариант.
1. Землю солнце красит, а человека: 1.прическа 2.труд 3. новое платье.
2. Птицу узнают по полету, а человека: 1.по зубам 2. по глазам 3.по делам
3. Если не трудиться, можно в жизни : 1.пригодиться 2.заблудиться 3.обломиться
4.Есть терпенье, будет и : 1.куча денег 2.уменье 3.хорошая погода
5. Не хватает уменья, не жди : 1.зарплаты 2.уважения 3.настроения
Ребята! Давайте теперь зайдем в магазин, где продаются инструменты (нарисован магазин с полками). На четырех полках выставлен товар.
Что нужно убрать с первой полки.
Линейка, угольник, молоток, циркуль.
Что нужно убрать со второй полки.
Рубанок, Шерхебель. Фуганок, пила.
Что нужно убрать с третьей полки.
Коловорот, ручная дрель, бурав, стамеска.
Что нужно убрать с четвертой полки.
Гвоздь, шуруп, болт, молоток
Молодцы ребята! Теперь в магазине появилась полка с инструментами для столяра.
Спасибо ребята! Вы помогли жителям острова .
Учащиеся отвечают, анализируя и трансформируя полученное задание
Демонстрация инструментов, проговаривание названия и применение инструментов
Команды из учащихся отгадывают кроссворд
Учащиеся формулируют правильные ответы на вопросы и выявляют типичные ошибки
Ответы на вопросы.
Учащиеся быстро и поочередно отвечают на вопросы.
Учащиеся отвечают, анализируя и трансформируя полученную информацию по заданию учителя
Учащиеся обсуждают в командах и трансформируют полученную информацию от учителя
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
- умение слышать и слушать
-сотрудничество, уважение управление поведением партнера, контроль, коррекция
Коммуникативные:
- умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения
Личностные:
- самоопределение
Познавательные:
-построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
- осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению
-контроль, коррекция
Личностные:
-самоопределение
Коммуникативные:
- сотрудничество, уважение, управление поведением, контроль, коррекция
Коммуникативные:
- сотрудничество, уважение, управление поведением, контроль, коррекция
Познавательные
-умение использовать полученные знания в практической деятельности
-умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения
Регулятивные
- устанавливать последовательное действие по выполнению задания
Итог урока. Оценивание
Цель: подвести итог, наградить команду победителей
Учитель: Ребята! Мы прошли все гавани, повторили и закрепили знания о столярных инструментах (их назначение и устройство). Узнали много интересного.
Посмотрите в наш ящик инструментов? Все ли столярные инструменты мы собрали? Теперь мы сможем вместе с вами выполнить любое изделие из древесины.
Мы достигли цели нашего урока.
Я предлагаю вам оценить наш урок. Посмотрите и посчитайте, у кого больше набрано баллов.
Учащиеся в командах подсчитывают баллы. Соотносят цели и результаты, степень их соответствия.
Познавательные
-обобщение, формулирование выводов
Регулятивные
-самооценка
Рефлексия учебной деятельности
Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности
Учитель:
Ребята какие вы сегодня молодцы!
- Понравилась ли вам наше путешествии? Какие гавани вам больше всего понравились?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке в жизни? Какое у вас сейчас настроение?
Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания.
Учащиеся анализируют свою деятельность, осуществляют оценивание.
Дискуссия.
Регулятивные:
- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Коммуникативные:
- умение слушать, слышать, вступать в диалог и выражать свои мысли
15