Методы и приемы формирования текстовых умений у детей младшего школьного возраста
Методы и приемы формирования текстовых умений у детей младшего школьного возрастаРечевую деятельность учащиеся могут осуществить непосредственно в сочинении. Это вид упражнения, в котором смыкаются два направления работы: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. В изложении ученик должен понять те задачи, которые решает автор, тему текста, его основную мысль, состав микротем, их последовательность, особенность использования языковых средств и т.д., а затем воспроизвести авторский замысел, а при подготовке сочинения ученику определяет и реализовывает все самостоятельно. С помощью сочинения (устного выступления) мы можем сделать естественную монологическую речь учащихся более совершенной и обогатить опыт их речевой деятельности[43].
Для развития художественной речи школьников важна организация словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего, на работе воображения. Причем не только на уроках русского языка или чтения, но и музыки и рисования [43].
В рамках названных видов деятельности – собственно коммуникативной, учебно-познавательной, «педагогической», творческой – должны создаваться речевые ситуации, обеспечивающие школьникам, во-первых, желание вступит в общение, а во-вторых, понимание того, кому, зачем и при каких обстоятельствах адресуются их высказывания [43].Можно использовать естественные ситуации и специально их создавать. Естественные ситуации – организованные учителем моменты урока при освоении изучаемого материала, например грамматико-орфографического для постановки задачи, для поисков ее решения, для отработки тех или иных учебных действий, и при этом умело использованные для совершенствования речи, для накопления школьниками опыта речевой деятельности. Вторая группа ситуаций специально организуется учителем для развития речи учащихся [43].
Любая речевая ситуация, должна быть определена учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю (разговорная, разговорно-художественная или научно-деловая), по форме (устная или письменная), по типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение), по жанру (письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление, лирическая миниатюра), по конкретному содержанию (о чем именно) [43].М.С.Соловейчик [43] рекомендует прежде, чем определить тему, жанр сочинения, характер подготовительной работы, решить, на текст какого стиля будет создаваться детьми, а после этого в рамках одной из типовых ситуации создать конкретные обстоятельства, в которых задуманное учителем высказывание было бы интересно, уместно, жизненно.
Н.А.Ипполитова [11] советует использовать текст в качестве дидактического материала на этапе формирования коммуникативных умений, т. е. для реализации практических целей обучения школьников. При этом в качестве основного приема работы с текстом использовать анализ текста. Анализ элементов текста нашел широкое распространение при работе по развитию связной речи учащихся. Примеры такого анализа имеются в любом учебнике, в любом пособии по развитию речи школьников.
При этом, Н.А.Ипполитова [11] указывает на то, что часто в учебниках анализ элементов текста, который сопровождает выполнение других заданий (орфографических, пунктуационных, грамматических), очень часто не завершается должными выводами, не соединяется с остальными заданиями, по этой причине не ясна цель такого анализа: определили тему, основную мысль, составили план, и на этом работа по тексту завершена. Совершенно верно, что задание, которое связано с анализом текста, должно иметь какую-то цель, а выполнение его следует закончить выводами и обобщениями, имеющими значение для формирования коммуникативных умений.
Формировать умение использовать текстообразующие возможности лексических и грамматических средств при создании самостоятельных высказываний Н.А.Ипполитова [11] рекомендует на основе полученных знаний и текстообразующей роли изучаемых явлений. Это умение совершенствуется в процессе овладения различными приемами реализации важнейших текстовых категорий. Это информативность (умение использовать различные типы сказуемых при передаче соответствующей информации, умение использовать синонимические конструкции для точного выражения смысла); цельность, содержательное и смысловое единство (умение изменять порядок слов в предложении для обозначения новой темы высказывания, умение использовать синонимичные конструкции для обозначения единой темы высказывания, умение использовать различные виды односоставных предложений в описании, повествовании, рассуждении, умение пользоваться различными средствами выражения отношения к содержанию текста); связность (умение использовать средства языка — лексические и грамматические — для связи предложений и частей текста); завершенность (умение строить различные типы зачинов и концовок с использованием изученных категорий, исходя из жанровых и стилистических особенностей высказывания) [11].
Полный перечень частных умений подобного характера определяется в соответствии с объемом знаний о текстообразующей роли того или иного явления, а также задачами работы по развитию речи учащихся на данном этапе освоения программного материала. Изучение структурно-семантических признаков синтаксических понятий дополняется рассмотрением их текстообразующих функций, что обеспечивает единство развития учебно-языковых неречевых (коммуникативных) умений школьников. В связи с этим основной единицей обучения становится текст[11].
Чтобы содержание текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно значимым, необходимо изложить информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме: соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, приемы реализации ретроспекции и проспекции при изложении фактов, средства связи предложений и частей текста, т. е. сделать высказывание связным и композиционно завершенным, что будет способствовать воплощению замысла автора или интерпретации данного замысла [11].
Все названные понятия усваиваются не абстрактно, а в условиях той среды, в которой они проявляются — в процессе чтения и анализа текстов. Читая и анализируя тексты (текстовые фрагменты), учащиеся осознают, какие средства языка (и почему именно они) позволяют реализовать текстовые категории, какую роль в них играет изучаемое понятие: что дает использование той или иной грамматической категории для адекватного решения коммуникативной задачи, в какой части текста и почему она использована, какой стилистической окраской обладает, с какими синонимичными конструкциями соотносится, как оформляется пунктуационно и почему, как сочетается с другими грамматическими категориями и явлениями лексического порядка[11].
Список литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.
Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с
Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.
Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.
Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123
Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2002. №9. с.109-117.
Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.
Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.
Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.
Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.
Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.
Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.
Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.
Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.
Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.
Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.
Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.
Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа - 2007 №1 с. 83-88.
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.
Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.
Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.
Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.
Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.
Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. № 4-5.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.
Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 144с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 160с.
Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2014. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2012. – 160с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.
Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко — Смоленск 2016. – 176с.
Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.
Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.
Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.
Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.
Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .
Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.
Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.
Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.
Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)
Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html (дата обращения 03.04.2014).
Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).
Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).