Особенности личностной сферы неслышащих детей младшего школьного возраста


Особенности личностной сферы неслышащих детей младшего школьного возраста
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей. В условиях современного образования стало просто необходимо как можно активнее повышать уровень социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов. Несомненно, одним из факторов социализации неслышащего ребенка является речь. Это наиглавнейший параметр, который обеспечивает успешность неслышащего ребенка в обществе, особенно, в условиях инклюзивного образования.
По данным Всемирной Организации Здоровья более 360 миллионов человек в мире страдают сегодня глухотой или нарушением слуха. 32 миллиона слабослышащих и глухих – дети моложе 15 лет. На 1000 новорожденных  4 рождаются с проблемами слуха, 50% случаев врожденных тугоухих и глухих детей из-за генетического фактора, 90% детей с врожденной тугоухостью рождаются от слышащих родителей, которые имели в себе рецессивный ген, 20-30% случаев врожденной потери слуха  неизвестного происхождения, 10% случаев пренатального происхождения, когда мать переболела краснухой, цитомегаловирусом, герпесом, сифилисом, токсинами, 10-20-% случаев относятся к постнатальному периоду, когда потеря слуха может быть результатом травмы головы, детской инфекции, такой как менингит, корь, ветрянка или же воздействием антибиотиков и определенных лекарств. Всего в России около 90000 глухонемых, что составляет 112 человек на 100000 жителей. Это огромнейшие цифры.
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Несомненно, в развитии личности ребенка нарушение слуховой функции играет огромнейшую роль. Ведь в социальной среде, в обществе глухота ставит ребенка в специфические рамки, ограничивает его круг общения, сужает диапазон связей. Вообще, имея опыт работы и общения с глухими, как взрослыми, так и детьми, хочу сказать, что это просто свой небольшой мирок, в котором и крутятся неслышащие люди. У них свой уклад жизни, свои правила, свой досуг и увлечения. Им комфортно в своем окружении, но, тем не менее, они нуждаются и стремятся иметь связи со слышащими людьми, ведь эти люди помогут им социализироваться, получить новый опыт общения, могут стать для них социально значимыми личностями. Глухие люди очень открыты и охотно вступают в диалог с обычным слышащим человеком. Охотно учат их дактильной азбуке и жестам, да и сами внимательно стараются считывать с губ при общении.
Психика у неслышащих детей развивается аналогично психике ребенка с нормой слуха. Чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются различия в развитии ребенка с нарушенным слухом и нормально слышащим. Большую роль в развитии ребенка играют зрительные и ощущения и восприятие. Они имеют как правило, компенсаторную функцию. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Именно поэтому любые занятия нужно проводить в светлой комнате. Руководствуясь своим опытом, могу сказать что глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, например, в деталях одежды, во внешнем виде, они многое подмечают и делятся наблюдениями.
При общении с неслышащим ребенком очень большое внимание следует уделять эмоциям. Дети с нарушением слуха испытывают трудности в считывании эмоций. Это может обуславливаться отсутствием словаря, неумением выразить эмоцию и многим другим. В своей работе, я, как психолог, осуществляю коррекционно – развивающую работу по эмоционально – волевой сфере неслышащего ребенка, так как считаю это чрезвычайно важным и полезным для своих учащихся.
Несомненно, самым важным фактором для развития ребенка неслышащего играет речь. Но, логично предположить, что развитие речи у глухого затруднено и осложнено по многим причинам. У глухих детей вначале обучения языку формируются оптические образы слов, воспринимаемые ими как незнакомые фигурки. Неслышащие дети воспринимают звучащую речь зрительно – двигательным путем, стоит учитывать, что у них отсутствует самоконтроль произносимых слов, фраз, предложений. Слоговой структурой глухие дети также овладевают позднее, чем буквенным составом слова, это приводит к задержке овладения грамматического строя языка.