ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Постановка проблемы. В приобщении ребенка к эстетической картине мира особое место занимает образование. Для современной системы образования характерна ориентация на формирование культурной личности, способной постичь все многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, осознать его не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Это актуализирует задачу воспитания эстетической культуры, являющейся существенным элементом целостной культуры личности.
Воспитание эстетической культуры призвано научить младших школьников видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Решению этой задачи способствуют определенные педагогические условия, представляющие собой систему мер, направленных на воспитание эстетической культуры младших школьников в учебном процессе. Для того, чтобы учебно-воспитательный процесс воздействовал на ребенка эффективно и достигал поставленной цели, он должен быть комплексным, единым, объединяющим все предметы и внеклассные занятия, каждое из которых выполняет свою задачу в деле формирования эстетической культуры школьника. Уровень эстетической культуры у детей имеет возрастные различия, согласно которым младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, наиболее полно удовлетворяемый ими в процессе изучения курса «Окружающий мир». Данная дисциплина не только способствует осознанию ценности и многообразия окружающего мира, но и создает педагогические условия для правильного понимания и восприятия прекрасного в природе, общественных отношениях, поступках людей, то есть приводит к оптимальному уровню эстетической культуры младших школьников.
Анализ литературы. Воспитание эстетической культуры развивающейся личности - одна из основных психолого-педагогических проблем, стоящих перед современным образованием. Она разработана достаточно подробно в научных трудах отечественных педагогов и психологов (Н.К. Крупская, Н.Л. Лайзеров, Н.И. Киященко, М.С. Каган, А.В. Луначарский, Б.Т. Лихачев, Л.С. Сысоева, С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.В. Шевцов и др.). В то же время взаимосвязь педагогических условий воспитания эстетической культуры младших школьников и преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе теоретически изучена и практически обоснована недостаточно.
Цель статьи – рассмотреть педагогические условия воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Изложение основного содержания. Начальная школа основывает свою работу на едином учебно-воспитательном процессе и в части воспитания эстетической культуры младших школьников ставит перед собой следующие задачи:
- вырабатывать у детей потребность в приобретении эстетических знаний;
- вовлекать учащихся в эстетическую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
- развивать эстетический вкус, творческие особенности детей;
- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Для осуществления этих задач в начальной школе используются следующие направления учебно-воспитательной работы:
1. Постоянная связь с окружающим миром, широкие межпредметные связи.
2. Преобладание заданий познавательного и творческого характера, творческие уроки.
3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.
4. Обобщение эстетических знаний через внеклассную работу.
Эффективность процесса воспитания эстетической культуры младших школьников зависит от педагогических условий, созданных в конкретной образовательной организации. Как философская категория термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, указывает Н.С. Гаркуша [3, с. 10].
В словаре С.И. Ожегова условие трактуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит (в данном случае – субъектное развитие ребенка); обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [6, с. 907]. В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к классификации педагогических условий, которые непосредственно связаны с воспитательным процессом. Например, по мнению Н.М. Борытко, педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [1, с. 114].
С точки зрения С.И. Смолонского, педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся [8, с. 117]. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [7, с. 83].
Однако специфика педагогических условий неразрывно связана с процессом, для которого их создают. Одной из задач учебного процесса в начальной школе является воспитание эстетической культуры младших школьников. Воспитание эстетической культуры школьников – процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и учеников, при котором учитель создает условия для полноценного осмысления, приращения и проявления у обучающихся эстетической культуры. Исходя из этого, педагогические условия, необходимые для эффективного осуществления процесса воспитания эстетической культуры младших школьников, могут быть определены как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных положительных предпосылок, обеспечивающих оптимальную его организацию.
Специфической особенностью воспитания эстетической культуры является то, что этот процесс нельзя обособить в рамках одной учебной дисциплины. Так, в процессе изучения курса «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста воспитывается чувство прекрасного и эстетический вкус, они начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив, приобретают навыки культурного поведения в природе, в быту, в обществе. Воспитание эстетической культуры протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и со взрослыми. Тем не менее, воспитание эстетической культуры является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Основываясь на исследовании Т.В. Леонтьевой [5, с. 135], можно выделить следующие общие педагогические условия воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе изучения курса «Окружающий мир»:
- готовность педагогов начальной школы к осуществлению воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста;
- воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста в учебном процессе осуществляется эффективнее при использовании межпредметных связей, способствующих формированию ценностей и развитию у учащихся эстетических чувств, воображения, мышления, памяти;
- необходимость на уроках «Окружающего мира» учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
- необходимость дифференцированного и индивидуального подхода в процессе воспитания эстетической культуры на уроках «Окружающего мира».
Помимо общих педагогических условий, можно выделить и частные педагогические условия воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста в процессе изучения курса «Окружающий мир»:
1) организация эмоционального пространства в учебно-воспитательном процессе;
2) необходимость для понимания эстетической культуры изучения окружающего мира, в том числе особенностей региона проживания;
3) необходимость овладения основами многонациональной культуры Крыма для воспитания эстетической культуры младших школьников;
4) понимание того, что воспитание эстетической культуры меняет у младших школьников мировосприятие, изменяет отношение к культуре вообще, в результате чего меняется их стиль общения и поведения.
Общим условием педагогических критериев воспитания эстетической культуры детей выступает предоставление всем реальных и равных практических возможностей для развития их эстетических способностей, которые основываются на формировании эстетической потребности - потребности именно к эстетической деятельности. Без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда, без усилий сформировать полноценную личность, заложить в душу ребенка высокие духовные и нравственно-эстетические начала невозможно.
Обучение в начальной школе направлено и на развитие эстетических и художественных чувств. Поэтому систематические занятия, где педагог учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции, имеют большое значение для воспитания его эстетической культуры. Важно также, чтобы ребенок и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому могут помочь специальные комплексные знания, полученные в процессе изучения курса «Окружающий мир», например, знания о форме и цвете, свете и тени, знания о взаимоотношениях людей, гармонии в природе и обществе, знания о выразительных средствах эстетической деятельности.
Младшие школьники на уроках «Окружающего мира» приобретают такие навыки и умения, которые необходимы в общественной, коллективной и индивидуальной работе. Дети рисуют, пишут и творчески оформляют заметки, зарисовки, выпускают стенды, творческие альбомы, готовят выставки, авторские произведения скрупулезно, от начала и до полного логического их завершения. Такая интересная и многообразная деятельность дает вполне разумный выход познавательной, творческой и трудовой активности детей. На уроках «Окружающего мира» дети не только узнают о прекрасном и учатся восхищаться им, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в искусстве, жизни и труде, в поведении и отношениях. Это требует развития эстетических качеств у ребенка, развития его эмоционально-чувственной сферы и культуры личности.
Эстетическая культура, как и любая черта личности, развивается в деятельности, и, если учение, труд и отдых ребенка - вся его жизнь, будут пронизаны эстетической направленностью, то он будет вносить в собственную жизнь элементы прекрасного. Именно в творческой деятельности, применяя свою эмоционально-чувственную сферу, имеющую эстетическую направленность, и развивается духовно-эстетическая активность личности ребенка - преобразователя и устроителя собственной жизни и окружающей его среды по законам красоты.
Воспитание у детей доброты, вежливости, ответственности, аккуратности и соблюдение гигиены является важнейшей стороной воспитания эстетической культуры на уроках «Окружающего мира». Ведь основу воспитания эстетической культуры составляют правильные и красивые отношения в семье, в школе между учащимися и учителями, а также между товарищами. Способность создавать хорошее настроение, умение в трудной обстановке найти нужное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, чувство такта - все это не только духовно-нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры, отмечает Е.И. Кириллова [4, с. 4].
Содержание воспитания эстетической культуры усваивается младшими школьниками в их различной деятельности. Каждая из форм организации обучающего процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности детей: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение прекрасного в окружающем мире, в пропаганду ценных идей.
При первом знакомстве младшего школьника с предметом эстетической действительности на уроках «Окружающего мира» используют такой метод воспитания, как показ. Для педагога очень важно определить объект такого показа и создать необходимые условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на представленном объекте. Так же при использовании метода показа важно, чтобы педагог умел показывать детям свое эстетическое отношение, свои эстетические чувства и владел способами их выражения.
При отборе объектов показа необходимо придерживаться общего педагогического принципа - находить такие приемы и методы, которые поддерживали бы у детей желание создавать собственными руками «произведения искусства» (рисовать, украшать, мастерить, лепить), участвовать в различных видах эстетической деятельности. Подобная деятельность в воспитании эстетической культуры должна вызывать активное включение ребенка в работу. Ведь важно не только чувствовать, но и создавать нечто эстетически красивое.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у младших школьников эстетические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и эстетической деятельности, учитель в ходе беседы с помощью рассуждений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме эстетического характера.
На этапе формирования проблемы эстетического характера в ходе изучения курса «Окружающий мир» особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность школьников. Учебные задания направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом эстетических знаний.
На этапе теоретического обоснования способов гармоничного взаимодействия общества и природы педагог обращается к рассказу, который позволяет представить окружающий мир в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют эстетические ценностные ориентации, развивают эстетические интересы и потребности младших школьников. На уроках «Окружающего мира» активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания окружающего мира. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития эстетических мотивов изучения и охраны природы.
Средством психолого-педагогической подготовки младших школьников к реальным ситуациям в окружающем мире выступают ролевые игры. На уроках «Окружающего мира» они строятся с учетом специфических целей экологии и эстетики.
Стремясь вызвать у младших школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий по отношению к окружающей среде, педагог использует пример и поощрение. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности детей и с учетом природных условий, то педагог может сформировать эстетически грамотную и воспитанную личность.
В исследованиях психологов и педагогов (например, Н.Ф. Виноградовой и Т.А. Куликово [2, с. 47]) выявлено, что уже у дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у детей в курсе «Ознакомление с окружающим миром». Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать на уроках «Окружающего мира».
Здесь, на доступном детям уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений школьники изучают окружающий мир и в этом им также помогают эстетические знания. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы эстетического отношения к природе, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание педагога к эстетическому восприятию окружающего мира значительно повышает интерес детей к урокам. При описательном же изучении окружающей среды интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении окружающего мира раскрывается его красота, гармония, эстетика, то теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед ребенком, усложняются и это способствует развитию интереса к урокам.
Не существует однозначных педагогических установок по поводу того, какие компоненты эстетической культуры, на каком уроке и как именно рассматривать и воспитывать. Это может решить только педагог, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения и региона. Однако, на уроках «Окружающего мира» важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности и эстетического восприятия.
Получая знания в процессе изучения курса «Окружающий мир», школьники могут усвоить нормы и правила поведения в природе, так как через экологическое образование воспитывается ответственное к ней отношение. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться педагогические условия воспитания эстетической культуры детей младшего школьного возраста.
Таким образом, воспитание эстетической культуры традиционно рассматривается как процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста обусловлено наличием ее основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.
В настоящее время особо акцентируется роль эстетической культуры в окружающем человека мире, так как именно она углубляет представления личности не только о процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему.
Список использованных источников:
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.
2. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
3. Гаркуша Н.С. Педагогические условия воспитания культуры здоровья школьников: типология и обоснование сущности / Н.С. Гаркуша // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 10-17.
4. Кириллова, Е.И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности / Е.И. Кириллова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – Выпуск 6. – 2013. – С. 1-9
5. Леонтьева Т.В. Воспитание эстетической культуры учащихся средствами народных музыкальных традиций / Т.В. Леонтьева // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 1(27). – С. 135-137.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.
7. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
8. Смолонский С.И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / С.И. Смолонский // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. – С. 117-119.