Коррекционно-педагогические аспекты реализации индивидуального подхода в преодолении нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста.
Коррекционно-педагогические аспекты реализации индивидуального подхода в преодолении нарушений письменной речи детей младшего школьного возраста.
В настоящее время все больше школьников встречаются с трудностями в обучении: в овладении вычислительного навыка, грамотности письма, техники чтения и многие другие.
Проблема нарушений письменной речи у первоклассников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся, является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшие обучение. Естественно, что дети с затруднениями в письме осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, младший школьник постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство учителя и родителей, у таких детей нередко развиваются различные неврозы, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Соответственно в школьной практике главная задача учителя не только заметить и зафиксировать затруднения, но и постараться предупредить, организовать целенаправленную специальную, индивидуальную работу по их устранению.
В развитии личности проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями – индивидуальностью. При обучении младших школьников учителю необходимо знать индивидуальные особенности каждого учащегося: особенности памяти, мышления, воображения, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и другие. В учебном процессе один и тот же учебный материал, каждый ученик воспринимает по-своему. Поэтому, чтобы донести до школьников суть изучаемого материала, следует для каждого ребенка с особенностями использовать индивидуальный подход.
Индивидуальный подход - один из главных принципов педагогики.
Проблеме индивидуального подхода в обучении и воспитании детей уделяли многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Индивидуальный подход в педагогической науке представлен, как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Данный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Психологической основой индивидуального подхода служит изучение индивидуальности ребенка и истории ее развития. Известно, что дети одного возраста, воспитывающиеся в одинаковых условиях, отличаются темпом развития, физическими и психическими свойствами, личностными характеристиками. Чтобы успешно воспитывать каждого ребенка, нужно всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. В связи с этим большое значение имеет то, как понимается индивидуальность.
Индивидуальность – это особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. В качестве индивидуальности человек обладает способностью к саморегулированию и самосовершенствованию. Это имеет важное значение для понимания роли индивидуальности в развитии общества, установления механизмов общественного развития. ( Князев Л.П.,1984)
Индивидуальность представляет собой вариант общего. Понимание индивидуальности как стороны, варианта общего позволяет выделить закономерности ее возникновения и развития, сделать ее объектом научного познания. Без признания общего в индивидуальности она превратилась бы в чистую случайность. Это исключило бы возможность ее научного анализа.
Так, В.С. Мерлин раскрывает не только закономерности развития индивидуальности, но и пути управления процессом ее формирования. Это имеет огромное значение для педагогики, поскольку указываются конкретные пути влияния на развитие личности.
Он понимает индивидуальность как большую систему, состоящую из подсистем различного иерархического уровня.
Критически используя наследие дореволюционной педагогики, Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание,- писала она,- направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развивать его личность, его индивидуальность». (Ковальчук Е.И., 1985)
Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности : «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (Ковальчук Е.И.,1985).
В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности. А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…»(Юркевич В.С.,1986).
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупской и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития в педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков. Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие этапы индивидуального подхода:
изучение индивидуальности ребенка и истории его развития;
постановка задач педагогической работы, т.е. проектирование личности;
подбор методов и средств воспитательного воздействия;
индивидуальная работа в соответствии с намеченной программой;
анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.
Пути индивидуального подхода к детям в процессе обучения разнообразны: индивидуализация заданий с учетом свойств индивидуальности ребенка в условиях его деятельности; дифференцированный подход, предполагающий организацию педагогической работы с подгруппами детей; формирование индивидуального стиля деятельности; индивидуальные занятия.
В процессе фронтальной работы задания, вопросы, требования варьируются по степени трудности в зависимости от уровня овладения знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей, творческих возможностей отдельных детей. Дети с высоким уровнем возможностей получают более сложное задание, требующее самостоятельности мышления. Дети с низким уровнем учебных возможностей выполняют задание описательного характера или репродуктивного. По мере достижения задания усложняются. Задача состоит в том, чтобы развить способности всех детей.
Организация индивидуально-дифференцированной работы с детьми в процессе занятий рассматривалась Л.П.Князевой. (Князева Л.П., 1984) Исследование было посвящено изучению особенностей усвоения старшими дошкольниками правил поведения в учебной деятельности и поисков методов и приемов формирования навыков организованного поведения.
В ходе исследования обнаружились индивидуальные различия в усвоении правил поведения детьми.
Причинами обнаруженных особенностей были: индивидуально-типичные свойства, низкий уровень знаний, отсутствие или слабое развитие навыков учебной деятельности и других умений.
Следующий путь индивидуального подхода в обучении – формирование индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему целесообразных способов действий, приводящих к успеху. Индивидуальный стиль формируется сознательно, и предполагает анализ, осознание и отбор способов, действий, наиболее отвечающих требованиям деятельности и возможностям человека.
Индивидуальный подход к детям осуществляется также посредством организации индивидуальных занятий. Забота о всестороннем развитии личности требует проведения таких занятий с каждым ребенком. В ходе их решаются многообразные задачи: формирование знаний об окружающем и личностного отношения к действительности, способов умственной деятельности, развитие речи, математических способностей и т.д. Индивидуальные занятия служат средством восполнения пробелов в подготовке детей, играют большую роль в развитии их интересов, склонностей, разносторонних способностей, самостоятельности. (Князева Л.П., 1984)
Итак, пути индивидуального подхода в процессе обучения разнообразны. Их применение способствует успешному решению задач обучения, всестороннему и гармоническому развитию личности ребенка.
Использование индивидуального подхода показывает наиболее эффективные результаты в обучении письму младших школьников, испытывающих трудности.
Для устранения дисграфии, необходимо использовать индивидуальный подход: подбирать специальные упражнения, игры, пальчиковую гимнастику, направленные на коррекцию разных видов дисграфии в процессе обучения и для организации дополнительных занятий. Главное для учителя вовремя заметить дисграфию, организовать индивидуальную работу по ее устранению.
Литература:
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.- Москва Знание, 1988.
Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. –Москва АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.- Санкт-Петербург МиМ, 1997.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.- Москва Просвещение, 1975
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.- Москва Владос ,1997.
Ястребова А.В., Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.- Москва Аркти , 1997.