Психолого-педагогические рекомендации «Влияние современной игрушки на психоэмоциональное развитие ребенка»
«Влияние современной игрушки на психоэмоциональное развитие ребенка»
Психолого - педагогические рекомендации
(для воспитателей и родителей)
Костанай, 2015
Составитель: Ишбулдина Г.Н.- воспитатель Детский сад «Антошка»
Психолого - педагогические рекомендации «Влияние современной игрушки на психоэмоциональное развитие ребенка», предназначены для современных родителей и воспитателей. Специалист, помогающий родителям выбирать детские игрушки (психолог, воспитатель яслей и детского сада,) должен обращать их внимание на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна соотноситься с ее педагогической ценностью и безопасностью для здоровья ребенка. Каждая современная мама должна разбираться в том многообразии игрушек, которые в настоящее время производители предлагают в большом количестве. Как же отличить полезную игрушку от бесполезной? Какие функции выполняет игрушка в том или ином возрасте ребенка? Какая игрушка по настоящему порадует малыша? Чтобы разобраться во всех этих вопросах предлагаю консультации и рекомендации.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
Содержание
1. Консультации и рекомендации для родителей
1.1 «Игрушка в жизни ребёнка»
1.2 "Современная игрушка – что это?"
1.3 Выбираем игрушку для малыша»
1.4 Игра и игрушка в жизни современного ребенка
2. Консультации и рекомендации для воспитателей
2.1«Игрушка в жизни ребенка».
2.2 "Влияние игрушки на развитие ребёнка".
2.3 Игрушка и ее влияние на ребенка.
3. Список литературы
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а значит и без игрушки. Игрушки для любого ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, выражать свои чувства, формировать и реализовать творческие способности; кроме этого игрушки учат общаться и познавать себя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Консультации и рекомендации для родителей
1.1 «Игрушка в жизни ребёнка»
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
1.2 "Современная игрушка – что это?"
Цель:
Привлечь внимание родителей к проблеме влияния игрушек на психическое развитие ребенка.
Показать достоинства и недостатки современных игрушек.
Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей.
Материал:
Мяч или мягкая игрушка, по 1 красному и зеленому кружку на каждого родителя, мел, доска, шариковые ручки; вопросы на отдельных листах для игры “Карусель”.
Приветствие (Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу):
Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребенка.
Я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.
Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, похлопайте в ладоши
Если вы полагаете, что игрушка это носитель информации для ребенка, как газета или Интернет для взрослого, потопайте ногами
Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете, что с помощью игры обучение ребенка становится более эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.
Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, встаньте.
Если вы полагаете, что многие родители покупают игрушки для детей, исходя из собственных потребностей и пристрастий, не задумываясь и ее обучающей функции, закройте глаза.
Если вы зеваете от скуки, играя в игру, прикройте рот рукой.
Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках: что это за игрушки, в чем их “плюсы” и “минусы”
У большинство из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья. Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.
Зачем детям нужна игра? передавая мячик по кругу, пусть каждый ответит на этот вопрос. (По очереди все родители высказывают свое мнение)
Спасибо за обсуждение. С помощью игры обучение ребенка идет более эффективнее, а воспитание приятнее. Игра средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является 1 из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.
Давайте вместе с вами вспомним, какими игрушками играли в детстве вы?(По очереди все родители высказывают свое мнение, ответы записываются на доске)
Предлагаю вам разделиться на 3 группы, чтобы каждая из вас показала любимую детскую игрушку, а мы постараемся ее отгадать. (Родителям предлагается рассчитаться по кругу: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” и таким образом разделиться на 3 группы)
Каждая группа родителей показывает свою любимую в детстве игрушку, остальные пытаются ее угадать.
К сожалению, хорошо покупаемая игрушка – та, что нравится взрослым, но меньше всего годится для детей. Мы пытаемся купить то, что не было у нас в детстве, восполнить свои давние мечты через наших детей. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет красную и обосновываете свое решение. (Каждому родителю раздается по 1 красному и зеленому кружку).
Большинство западных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка
К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки трасформеры: человек машина, человек – робот, человек чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ.)
Взять наши добрые кубики со сказками, мозаику, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и воспитательную ценность многими поколениями детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ).
Вместо солдатиков – сегодня на витринах Бэтмэны в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом для организации и воплощения ребенком поединков – драк.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Ее главное назначение дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами. пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между 2 суррогатными мамами, одна из которых из проволочки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает . Вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят. А что продается у нас в “Детском мире”? существа неизвестных пород, невообразимой кричащей окраски, ни 1 не хочется взять в руки, погладить. Есть потрясающие немецкие овчарки, но почему-то их тоже не хочется гладить. Или взять огромную черную обезьяну свирепого вида, сидящую на пальме – если она попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены!
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ).
Давайте посмотрим на наши современные Барби. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной, в лучшем случае подружкой, а не мамой.
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ).
Но не все так плохо. У нас есть хорошие и умные игрушки. В магазинах можно найти любимыми всеми с детства персонажей “Спокойной ночи, малыши”, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими.
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ).
Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, роспись по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.
Вы согласны или нет? (Родители поднимают карточки, если они не согласны аргументируют свой ответ).
Большую часть жизни наши дети проводят в игре. Но вопрос как играют наши дети и умеют ли они играть до сих пор остается открытым. Многих родителей волнуют вопросы, связанные с игровой деятельностью и поведением в ней ребенка. давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.
А теперь предлагаю поиграть в игру “Карусель”.
Трем группам: “Рыбка”, “Звездочка”, “Дельфинчик” раздаются по 3 разных вопроса. За определенное время 5 мин., вы письменно должны ответить на вопрос. Вопросы с ответами по кругу переходят следующей группе. В итоге каждая группа отвечает на все вопросы и это дает нам возможность подкорректировать и уточнить ответы по данной проблеме.
Каждый вопрос написан на отдельном листе:
* В чем причина нежелания детей играть?
* У ребенка много своих игрушек, но его привлекают вещи для взрослых: папина бритва, мамина косметика, сотовые. Как быть?
* Я собираюсь с ребенком на прогулку и надо срочно убрать разбросанные игрушки. Как привлечь ребенка к их уборке, не заставляя его силой и не ругаясь?
* Что делать, если я устала от шума и дониманий ребенка поиграть. Мне хочется тишины и покоя, а ему – нет.
* Я покупаю ребенку много игрушек, а он больше ломает их, чем играет в них. В чем дело?
* Как приучить ребенка беречь игрушки?
* В магазине много игрушек. Чем нужно руководствоваться при их выборе?
* Мой ребенок очень любит стрелять из автоматов, пистолетов, играть в военные игры. Значит ли это, что он вырастит агрессивным и не чувствительным к переживаниям другого человека?
* У нас дома много игрушек, но мой ребенок в них не играет, хотя каждую очень просил. Почему?
* Где и как правильно хранить игрушки?
Обсуждение вопросов и рекомендаций, предложенных родителями.
Я думая что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему его вопросу и хочется надеяться, что сегодня у каждого из нас стало на 1 или даже 2 проблемы меньше. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься.
Обратная связь. Все родители высказывают свое мнение и передают мяч (игрушку) по кругу.
Большое спасибо за активную работу.
1.3 Выбираем игрушку для малыша»
В мире современного ребенка должны ориентироваться хорошо как родители так и педагоги.
Родители очень часто не вникают в игровое пространство: они теряются в мире игрушек, идут на поводу желаний ребенка, модных течений, создают небезопасные ситуации для здоровья детей оставляя ребенка у компьютера, телевизора, видео пусть даже с обучающими играми, лишь бы ребенок занимался чем-то и молча их не трогал.
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка -эта та среда, которая позволяет исследовать окр. мир, реализовать творческие способности, выражать чувства, они же приучают детей общаться и познавать себя. Это с одной стороны, с другой-товар который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Подбор игрушек дело очень серьезное. Обычно взрослый выбирает ее стихийно, в силу каких либо обстоятельст (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенкуи др., а развиваемость педагогическая полезность вообще не учитываются. Как же выбрать игрушку?
Главная функция игрушки -активизация детской деятельности. Она должна стимулировать осмысленную активность и способность ставить новые задачи по развитю фантазии, сюжета игры как основного вида дет. деятельности.
При выборе необходимо сразу представить, что ребенок будет с ней делать!
Современные дети как правило играют в обучающие игры по правилам взрослых. Наиболее актуальны игры один на один со взрослым, которую можно организовать мимоходом.
Условно игрушки делятся на вида: 1. игрушки которые способствуют социально-эмоциональному развитию, предполагают общение, и или обращение с ней как с живой (животные, куклы, атрибуты и детали костюма, утварь)
2. игрушки, способные развитию интелекта и других псих. процессов. (конструкторы, лего, кубики, пазлы, пирамидки и др.)
Насколько наши с вами игрушки отличаются от современных:
во первых- их много (игрушек) ., ребенок теряется ему трудно не только выбрать, но и помечтать о том, что ему так понравилось.
во вторых-помимо всевозможных мягких игрушек ребенок с интересом разглядывает роботов, монстров, разнообразных кукол, взрослых Барби, и Кенов, пупсов (с чудовищными лицами) Винкс, различных пони и трансформеров, отдельных "голов" для создания причесок, карты. Сюжет их также различны и это нельзя игнорировать.Ведь как обьяснить ребенку что карты например это плохо (хорошо одновременно) если родители позволяют себе в них играть?
Покупая ребенку компьютер, родители не только облекчают ему жизнь в будующем но и на новом, уровне открывают доступ в мир мудрости, культурыы, опыта человечества. Поэтому контроль со стороны родителей просто необходим.
Но есть общее правило и требование к игрушкам при покупке родителями:
1. Ориентироваться на возраст
2. Игрушка -рассматривается как предмет деятельности, поэтому необходим развивающийся эффект
3. Социальный аспект, связь с окружающим миром
Технические требования: прочность, качество, безопасность.
4. Эстетика
5. Современность -способность передать дух времени
6. Связь с культурными традициями своего народа, тюе. этнический аспект
7. Оригинальность, уникальность, неповторимость, отличающесяот типовых, массовых образцов.
Будьте внимательны при выборе игрушки для своего ребенка, доставьте себе и ему радость от общения с ней.
1.4 Игра и игрушка в жизни современного ребенка
Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка до семи лет игру заменили занятия по школьному типу, он кажется несамостоятельным, неорганизованным, психологически незрелым на пороге школьного обучения. Что научить дошкольника играть, необходимо помнить! Игра - это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не могла не измениться. Вопрос. Что нужно современному ребенку, чтобы играть? Существует мнение: много иметь игрушек - вредно, ребенок их не ценит и с ними не играет. Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша? Лунтик познает мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчеленком - это его компания. На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка-символ года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки, свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов. А машины: пожарная, грузовая, снегоуборочная выполняют, не только в жизни, но и в игре, разные функции. Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в его жизнь и что с ними происходит потом. Пример. Вот львенок. Как он появился у ребенка ? Сначала у трехлетнего ребенка появилось желание : «Купи львенка». «Хорошо,- сказала мама, - давай копить деньги». Каждый день в сделанный из бумаги кошелечек откладывается по монетке. Мама поддерживает желание ребенка иметь игрушку. В течение пяти дней ребенок о ней мечтает. На шестой день мама говорит, что денег, скорее всего, хватит на покупку, можно идти в магазин. Предлагает сообщить бабушке и папе, какая предстоит покупка, как ее долго ждали, описывает в разговоре с малышом предполагаемый поход в магазин: мы придем в магазин, а там львенок нас ждет, мы его купим, возьмем на ручки, принесем домой, будем заботиться. Наконец, поход в магазин состоялся. В одном из них львов не оказалось. Идти во второй помешал дождь. Мама предлагает вернуться, ребенок настаивает на продолжении похода, ждет под крышей магазина окончания дождя. В следующем магазине львы обнаружены. Но сколько их!.. Все они перед ребенком. Он выбирает себе друга, берет на ручки, гладит, смотрит в глаза. Его никто не торопит Вот игрушка выбрана! Малыш «оплачивает» покупку (понятно, что мама доплатит нехватку средств). Львенку придумывают имя. Дома с ним знакомят родных. Еще и еще раз вспоминают, как его покупали. Взрослый неоднократно обращает внимание на настроение львенка, его состояние – устал, хочет есть, спать, играть, вступает от лица львенка в диалог с малышом Такая игрушка станет для ребенка другом на долгие годы детства. С ней он будет знакомить вновь появляющиеся игрушки, поверять свои тайны, делиться огорчениями и радостями. Вывод. Важно: чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка, чтобы ей было дано имя и определен ее характер в соответствии с образом персонажа (мышка Мышева, зомячок Масик, львенок Лева), чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других игрушек, чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал на сон, брал на прогулку (потому что лева там никогда не был, а Мышева уже ходила), пусть игрушки, ребенок и родители будут одной дружной семьей. Так мы не только вводим игрушку в жизнь ребенка, но и учим его играть, фантазируя, создавать воображаемые ситуации, заботиться и сопереживать. Мы сближаемся со своим малышом, начинаем лучше его понимать, а он начинает лучше понимать нас как представителей взрослого мира.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Консультации и рекомендации для воспитателей
2.1«Игрушка в жизни ребенка».
Цель: расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей.
Задачи:
- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;
- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;
- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;
- анализ современных игрушек и их влияния на психику.
Материалы: демонстрационные таблицы, игрушки для проведения практического задания, ручки, листы.
Ход консультации.
1. Настрой на работу.
«Ассоциации»
Напишите на листе 5 ассоциаций к слову «Игрушка».
Зачитываются по желанию и дополняются не повторяющимися ассоциациями.
Детские игры
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными.
В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку» ).
Педагогическое значение
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». Платон (427
· 347 до н. э.)
Игра как метод обучения
Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики, рассчитанные на детей разного возраста. Существуют игровые педагогические технологии. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели.
Роль игры в жизни человека
Игра ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко (1958)
Прежде чем мы перейдем к теме, мне хотелось бы, чтобы вы ответили на листе, чем вы руководствуетесь при выборе игрушек своим детям или при покупке их в группу детского сад. Напишите как можно больше критериев.
Анализ ответов.
Исследования в одном игрушечном магазине показало, что на покупку игрушек влияют:
- реклама;- желание ребенка;- собственный вкус;- нереализованные детские желания взрослого;- ориентация на знакомых и их выбор; - советы психолога.
Сегодня мы постараемся дополнить и расширить ваши представления о критериях выбора игрушек, их видах и влиянии на детей.
Виды игрушек.
Существуют различные классификации игрушек. Рассмотрим некоторые из них.
1. По изготовлению.
2. По влиянию на психическое развитие игрушки делятся на 2 группы (классификация Мухиной В.С.):
Примечание: Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка.
Практическое задание «Визуализация – Любимая игрушка». Закройте глаза и представьте вашу любимую игрушку из детства. Прислушайтесь к своим впечатлениям. Откройте глаза. Расскажите, какая ваша любимая игрушка и какие эмоции, переживания у вас возникли. (По желанию делятся несколько человек).
Доказано, что образ и фактура материала, из которого сделана игрушка, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение ребенка. Мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность.
3. По психотерапевтическому воздействию:
Данные классификации показывают нам разнообразие современных игрушек, доказывают, что с помощью них можно не только побуждать ребенка к проявлению определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний, развитию позитивных качеств личности, но и помогают ребенку избавиться от нежелательных проявлений в поведении.
Учет возрастных особенностей при выборе игрушек.
В различные периоды жизни ребенку необходимы различные игрушки и игры.
Игрушка входит в жизнь ребенка с самых первых месяцев. (Беседа).
Возрастной период
Игрушки
Назначение
0-1
Погремушки пищалки, неваляшки, мячи
Исследование разнообразных особенностей предмета, манипулирование
1-3
Пирамидки, вкладыши (геометрические фигуры, животные, овощи), матрешки
шнуровки, игрушки-заместители,
копии реальных предметов (посудка, лейка)
-обучающие, дидактические игрушки, с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины;
-возможность самоконтроля (невозможность неправильно собрать матрешку, вкладыш)
- освоение функционального назначения предметов, пространственного соотношения
3-4
Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов (мебель, посуда), заводные игрушки
дидактические игры
Подражание деятельности, общению взрослых.
Ребенок подчиняется правилам, вытекающим из принятой роли.
Развитие познавательных процессов, личностных качеств (ухаживание за игрушкой, уборка)
4-5
Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов, дидактические игры
предметы-заместители (коробки, катушки, веревочки, бусины)
материалы для сюжетно-ролевых игр (пространство и атрибуты)
Строгое выполнение правил каждым участником игры.
Развитие познавательных процессов, личностных качеств.
Развитие навыков общения, коммуникации.
5-6-7
Тоже с учетом интересов детей
Игрушка (предмет) необходим для выполнения той или иной роли в совместной игре, это условие игровой деятельности ребенка
Подростковый
Атрибуты, приближающие их к взрослой жизни
Предмет – знак деятельности
Юность
(взрос
лые)
По интересам
Игра – деятельность досуга
Современная игрушка и социализация детей.
Особо следует остановиться на современных игрушках. Вы уже представляли свои любимые игрушки, а теперь назовите, пожалуйста, любимые игрушки ваших или соседских детей, либо репертуар игр ваших воспитанников. (Ответы). Какой вывод можно сделать?
Чтобы понять особенности влияния современных игрушек, рассмотрим примеры.
-Кукла Барби (схема)
-Герои (схема)
-Компьютерные игры. Показ образцов (положительных и отрицательных).
Игрушка – цент игровой деятельности, которая должна быть самостоятельной и обширной темой для обсуждения. А на сегодняшнем семинаре мне хотелось бы сказать об условиях для развития игровой деятельности и видах игр (раздаются схемы «Виды игр», «Условия развития игровой деятельности»).
3. Заключение.
Практическая часть «Покупатели».
Предлагается разделиться на 2 лагеря. Одной группе надо продать свой товар, раскрыв все его положительные стороны. Вторая группа «Покупателей», должна перечислить все отрицательные стороны игрушки (если такие имеются) и принять решение о покупке или отказе игрушки.
Правила:
1. Не перебивать друг друга, дать высказаться.
2. Без критики и оценки личности.
Предварительный просмотр:
Чему обучается ребенок в игре?
Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
Осознавать свое реальное место среди других людей.
Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
Уважать себя и верить в себя.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
Свободно выражать свои чувства.
Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
Делать выбор.
Игра научит нас:
* Говорить с ребенком на его языке;
* Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
* Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
* Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное учавствование, переживание;
* Любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы развиваем умение детей:
*Смотреть на себя со стороны, глазами других людей;
*Предвидеть стратегию ролевого поведения;
*Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для окружающих;
*Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
*Доверять друг другу.
Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют
Общие правила:
*Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре – это недопустимо.
*Не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постоянно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность – основа игры;
*Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое – те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
*Поддерживайте активный творческий подход к игре; дети – большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
*Заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре – это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Советы родителям
Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
Обратите особое внимание на ребенка, если он не хочет играть.
2.2"Влияние игрушки на развитие ребёнка".
Какое детство может быть без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребёнку просто необходимы игрушки! Пожалуй, единственное, что делают дети без принуждения и с удовольствием - это играют. В этом Вам, родителям, крупно повезло, так как именно с помощью игры ребенок полноценно развивается. Когда Ваш малыш берет брусок из конструктора и начинает водить им по голове, представляя, что это расческа, он осваивает идею символа - понимает, что одно (брусок) может заменять другое. От игрушки зависит детское развитие, игрушки служат той средой, которая позволяет малышам выражать свои чувства, исследовать окружающий мир. К тому же игрушки учат ребенка общаться и познавать себя!Как дети выбирают игрушки?
У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка-друг. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с Вашим малышом и пить вместе с ним горькие невкусные лекарства. На любимые игрушки дети порой сердятся, наказывают их и даже ломают, забрасывая в дальний угол, и это нормально. Потому что эти же игрушки малыши вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и ремонтируют, дорисовывают стершиеся глаза, носы и губы, шьют новые платья, пришивают уши и хвостики. По совету психологов нельзя заставлять ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для малыша это символы его развития, с каждой игрушкой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.
Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу: Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.
Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.
Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным - пусть ребенок проявит фантазию.
В период от двух до пяти лет дети, как правило, начинают подражать поведению взрослых или играть в кого-либо. Сказки и сюжеты из повседневной жизни дают ребенку материал для освоения новых ролей, а реакция взрослых помогает "актеру" выяснить их отношение к его различным поступкам.В начале прошлого века появились первые классификации детских игрушек. Ученые стали выделять основные параметры, которыми должна обладать хорошая игрушка. По их мнению игрушка должна:
соответствовать развитию ребенка, его возрасту;
предоставлять возможность изучать окружающий мир;
иметь прототип в реальной жизни, т.е. соответствовать какому-нибудь существующему предмету;
по возможности изготавливаться самим ребенком;
способствовать развитию специальных навыков и умений.Психологи выделяют ряд "игрушечных" групп, сейчас мы продемонстрируем некоторые из них: 1.Игрушки из реальной жизни. Это - кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.
2.Игрушки, для выплеска агрессии. Это - солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.
3.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это - конструкторы, кубики, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.
Сейчас, как никогда становится очень ответственных и важным вопрос выбора игрушек. Новые игрушки в этот период обязательны.4.Для развития знаний о социальных ролях будут полезны игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и представителей других профессий.
5.Пользу принесут крупные движущиеся игрушки (автомобили, поезда)
6.Для подготовки к школе и развития творческих способностей приобретите ребёнку цветную и белую бумагу, мелки, карандаши, краски, фломастеры, клей, скотч.Доступные для его восприятия настольные игры помогут обрести первые познания в логике и научат мыслить. Домино, фишки, часы с вашей помощью обучат ребёнка счёту.
7..Для развития эстетического воспитания, развития речи, воображения - служат театральные игрушки.
8. К 4--5 годам особое значение имеют предметы дополняющие игру (шапочки, сумочки, халат, накидки). В этом возрасте развитие игры идёт уже не от игрушки, а от мысли.
9.И ещё, немаловажная игрушка-это так называемая отрицательная игрушка.
То, что ребят привлекает отрицательная игрушка, по мнению психологов, связано с эмоциональной агрессивностью. Случается, что склонность, к сверхвооружённости обусловлена с обострённой потребностью в защите от внешнего мира. Ребёнок, владеющий чудовищами, получает шанс в игре (но не в жизни) ощутить себя могущественным.
Такие игрушки, по мнению педагогов, оказывают сильное влияние на формирование личности, эмоциональную и нравственную сферу детей. В роли военного или разбойника ребенок идентифицирует себя с героем, приписывает себе его характеристики, что может не всегда хорошо может отразиться на детской психике. К положительным свойствам и характеристикам военных игрушек относили их направленность на развитие моторики, двигательную активность.Список игрушек можно продолжать до бесконечности: головоломки, куклы, конструкторы, книжки-раскраски:и т.дВпрочем, какими бы замечательными не были игрушки у вашего ребенка, помните, что ничто не сможет заменить ему маму и папу - самых главных людей в жизни каждого человека.
2.3 Игрушка и ее влияние на ребенка.
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а значит и без игрушки. Игрушки для любого ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, выражать свои чувства, формировать и реализовать творческие способности; кроме этого игрушки учат общаться и познавать себя.
Если заглянуть в словарь для родителей, то там про игрушки говорится так: предмет детских забав, игр и развлечений».
По мнению ученых, игра и игрушка – это важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игра и игрушка – специфическое средство массовой информации, так как в них зафиксированы основные тенденции воздействия и поведения человека, способы и средства его воспитания. Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Взяв любую игрушку в руки, давай те спросим себя: какую информацию она несет? Игрушка – агент национальной информационной безопасности. Куклы могут быть политическим предметом. Давайте вспомним телепередачу «Куклы» с персонажами, похожими на наших политических деятелей, или матрешки с изображением президентов, царей и государственных деятелей. Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре – подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Игрушка выполняет еще и психотерапевтическую функцию – помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами.
Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Не стоит забывать, что игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и лечения. Кроме всего этого игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для детей. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник хотя бы тридцать лет назад, т.е. чем жили мы. Сейчас мы живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и недолговечными предметами: одноразовая одежда, посуда и т.д. Игрушки точно такие же, сколько их сейчас покупается и сколько выбрасывается. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохом, добром и злом деформируется.
Доктор психологических наук В. Абраменко рассматривает серийную игрушку, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей как антиигрушку:
в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира;
внешняя привлекательность игрушки – товара становится важнее игрового применения;
новые формы, материалы не свойственны традиционной игрушке.
Серийная игрушка по духу своему противостоит развивающей игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала и нравственно-духовному росту.. Игрушка рассматривается как полезная и вредная. Хорошо покупаемая игрушка – это та игрушка, которая нравится взрослым, но часто она меньше всего годится для детей. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры; она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, трансформерами, представляют собой человека, зараженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.(игрушки – монстры, тамагочи и т.д.) Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу: учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Дети почти не играют с игрушками отечественного производства, так как их почти нет в продаже. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят малыша в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад. Черепашки Ниндзя, трансформеры – роботы, Бэтман, человек – паук, - это игрушки, способствующие накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к боли слабых – животных или маленьким детям.
Большой популярностью у детей пользовались покемоны (карманный монстр), такого существа вообще нет в природе. Показ в Японии мультфильмов о покемонах вызвал более чем у 600 детей различных психических и соматических заболеваний, расстройств. Мультфильм был снят с показа, переделан и продан в Россию, его показывали на Первом канале, но потом его показ был прекращен, но потребление продукции по его мотивам продолжаются.
Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если в игре малыш способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким – это обязательно проявит себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.
Что несет в себе игрушка?
Кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей – развивают интеллект, сообразительность, приучают к терпению, тренируют мелкую моторику рук.
Настоль-печатные игры: «Пираты», «Завоеватель», «Повелитель Вселенной» – ориентируют на проявление индивидуализма, гордыни, тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези – инопланетянами, ископаемыми чудовищами.
Игры о бизнесе, деньгах, рынке, банках.. поощряют страсть к наживе, культивируют обман и мошенничество.
Мягкая игрушка – главное ее назначение, дарить малышу нежность, тепло. Они способны «вылечить» ребенка от страхов.
Но и здесь следует обращать внимание на образ этой игрушки. Любая игровая продукция должна отвечать элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья ребенка. Игровая продукция должна помогать детям, раскрывать красоту родной земли, учить чтить добрых героев русских сказок.
Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая, настоящая.
К покупке игрушек необходимо подходить обдуманно. Собираясь покупать игрушку, следует задуматься над тем, а чему она научит ребенка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся о ней?
Не всякую игрушку следует покупать, даже в том случае, если ее у ребенка нет. Игрушка хороша для определенного возраста. Вне возраста, сложная и недоступная, она лишена смысла. Ребенок должен понимать игрушку, научиться этому пониманию. А взрослые, родители, педагоги, помогают ему увидеть красоту игрушки, уловить ее хитрость, приучают проявлять смекалку, фантазию, ловкость. Игрушка должна пробуждать в ребенке только радостные, теплые чувства. И не стоит стремиться к тому, чтобы покупать игрушки, не хуже, чем у соседа, броскую, яркую, подороже или, наоборот подешевле. Стоит перед покупкой задуматься: а безопасно ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем?
Интересный подход к подбору игрушек был у знаменитой бабушки – Екатерины II. Посреди важных государственных забот она находила время, чтобы составить «Наставления, касательно продолжения и подкрепления умонаклонения к добру» для внука своего Александра.
- «По сию пору игрушки, как даваны детям, служили к умножению их знаний, и через оныя познакомились они со многими в свете вещами.»
- «Полезно будет детям вдруг не давать более одной вещи, и когда захотят иметь других, тогда отбирать первую»
- «Буде чего будет просить со слезами или с упрямством, то запрещать или давать.»
- «После семи лет, буде захотят новых игрушек, то пусть сами сделают или помогают делать»
Взгляды на современную игрушку и на приобретение ее для ребенка сегодня различны, поэтому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная для ребенка игрушка способствовала воспитанию в нем положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение ко всему, что окружает малыша.
3. Список литературы
1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках»//Дошкольное образование.- 2005.- №4.- С. 98-108.
2. Абраменкова В., Тютюненко Н. Детские игрушки: вредные и полезные//сайт «Адалин»,http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030150.shtml
3. Смирнова О. Как оценить их качество//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-С.68-73.
4. Смирнова О. Как выбирать игрушки//Мама и малыш.-2005.-№3.
5. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е.А.Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.
6. Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практическое пособие [Текст] / Г.А.Прохорова.– М.:Айрис – пресс, 2009.– 64с.-(Дошкольное воспитание и развитие).
7. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада.[Текст] / Е.А.Флерина – М.: Просвещение, 1973.
8. Шульц-Вильд, Лоре. Наш ребенок [Текст] / Лоре Шульц – Вильд, пер. с нем. – М.: Просвещение, 2000.
9. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. – 2002, №4.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.
11. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988, №2.
Рисунок 1Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415