Статья на тему: Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по коррекции страхов дошкольников
Статья на тему:
Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по коррекции страхов дошкольников.
Создание единой воспитательной среды необходимо для благополучного обучения дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Родители могут выступать в роли ассистентов при проведении какого-либо вида деятельности с детьми. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.
Родителям следует проводить работу не только по устранению страхов, но и по их предупреждению. Помощь ребенку без участия родителей чаще всего не приносит положительных результатов, 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею, поэтому крайне важно подключать к коррекции родителей (давать совместные домашние задания на дом). В целом родителям предлагается использовать несколько направлений.
Родителям. Изменение поведения с ребенком.
1) Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы, это необходимо учитывать и формировать веру ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее.
2) Необходимо различными способами повышать и поддерживать самооценку детей. Следует поддерживать и поощрять те виды деятельности, в которых ребенок испытывает ситуацию успеха.
3) В случае приближающейся неблагоприятной ситуации нужно заранее готовить ребенка к этому.
4) При любом способе борьбы со страхом нельзя оставлять жалобы ребенка без внимания.
5) Следует уменьшить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть и не стараться из него слепить то, чем он не является. Родители должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а родители к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
6) При появлении страхов реакция родителя должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Можно обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.
7) За стремление преодолеть страх ребенка обязательно нужно отметить похвалой, поддержкой, наградой. Дети дорожат тем, что их усилия замечены, и это сказывается на их поведении.
8) Основное действие. которое родители должны совершить – это устранить причины тревожности ребенка. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации постоянного неуспеха. Возможно следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
9) Очень важно при появлении страхов вернуть ребенку душевное равновесие. Этого можно добиться путем понимания. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.
10) Взрослые должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
Педагогам. Применение специальных коррекционных методов и приемов.
1) Рисование.
Рисование связано с эмоциями удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Поэтому рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. При этом ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Кроме того важно, чтобы ребенок отдал родителям свои страхи и тем самым избавился бы от них.
2) Уничтожение страхов.
Первоначально педагоги беседуют с ребенком по поводу его страха. Затем создают его изображение (рисуют или любым другим образом). Далее нарисованный страх уничтожается. После этого ребенку обязательно нужно дать логическое объяснение ситуации. Затем возможна релаксация.
3) Фантазирование
Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка нужно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Можно предложить ребенку побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов нужно следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
4) Арттерапия.
Заключается в том, что ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать сюжет рисунка, обогащать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата, то даются прямые указания: «Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вышел погулять», «Давай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п. Задача состоит в возможно более детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости цвета, выразительности цветовых сочетаний, использовании широкого разнообразия цветовых тонов, преимущественно тёплых – от красного до зелёного. На занятии с дошкольником, желательно сочетать эту методику с сочинением истории (сказки), сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими детскими рисунками. Такие занятия способствуют стабилизации эмоционального фона у дошкольника.
5) Игры на телесный контакт, поглаживания.
Дети нуждаются в телесном контакте с родителями. Снятию стрессов и страхов помогают игры, поглаживания
6) Хорошим приемом является сочинение рассказа про свой страх. Для этого нужно его описать и придумать вместе с ребенком, как тот его победит. Но при этом ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно.
Таким образом, мы выделили важные замечания по работе с дошкольниками. Необходимо применение разных способов в комплексе, быть последовательными в работе с детьми, не следует ребенка торопить или замедлять, перебивать, нужно всегда давать ему высказаться, выход из травмирующей ситуации должен быть постепенным, не следует ожидать избавления от страхов после одной игры, ребенок должен во время корректирующих занятий или общения иметь возможность самостоятельно проявлять свои чувства, эмоции, самостоятельно творить и импровизировать; только в случае затруднений родители или педагоги могут чем-нибудь помочь.