Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Литературное чтение 2 класс УМК Школа России. Технологическая карта


Урок литературного чтения во 2-м классе.
Тема: Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Технологическая карта
Цель деятельности педагога Знакомство с новым произведением Д. Хармса
Задачи Продолжать знакомить учащихся с творчеством поэта; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов; развивать речевые умения, творческие способности, воображение, читательский результат
Тип урока Знакомство с новым материалом
Планируемые результаты образования
Предметные: умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием
Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам, к урокам литературного чтения
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по названию.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания
Формы и методы обучения Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративныйОсновное содержание темы, понятия и термины Роль книги в жизни человека. Учебник. Писатель. Автор произведения. Рифма
Образовательные ресурсы • Печатные пособия: карточки (текст с речевой разминкой), карточки с заданиями, выставка детских журналов; портрет и книги Д. Хармс); учебник Литературное чтение для 2 класса начальной школы. 1 часть» авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.• Технические средства обучения: классная и настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; мультимедийный проектор; компьютер
ХОД УРОКА
Этап урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
1 2 3 4 5
I Организационный момент Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Читает стихотворение
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
С каким настроением вы пришли на урок? (Сделать смайлики без рта, а дети нарисуют улыбку)
Возьми один смайлик изобразите свое настроение).Слушают стихотворение, определяют свое настроение Регулятивные: Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Личностные:
проявляют готовность к работе на уроке
II Проверка домашнего задания
Фронтальная. Словесный.
Беседа - С каким произведение мы познакомились на предыдущем уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что было задано на дом?
Выразительное чтение стихотворения «Что это было?»
Отвечают на вопросы
Выразительно читают стихотворение. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности Познавательные: осознано читают произведение
III Актуализация знаний
1.Речевая разминка
2 Работа в паре.
Фронтальная. Словесный.
Беседа, парная. П. Синявский
– Ребята, прочитайте отрывок из произведений и определите жанр.
напечатать
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучокТуфельками чок да чок!
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
– Как определили
– Чем похожи?
– Чем отличаются
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.
Ответ ищут вместе, подчеркивая карандашом.
(Напечатать)
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.
- Кто прав? И почему?
– Псевдоним – это что? Читают с разной интонацией, медленно; медленно, ускоряя темп; быстро и постепенно замедляя темп; выразительно
- определяют жанр (стихи)
- По признакам стихотворения: Каждая строчка написана с большой буквы, не зависимо от знаков препинания в конце строчки, есть рифма
- Про бал и про гостей?
- Герой во втором неизвестен. И оно не закончено
- Проблемный вопрос (предположения детей)
-Ответы детей
Читают дополнительную информацию, выделяют, подчеркивая карандашом
Ответы детей:
- Что учитель и ребенок 2 класса правы
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
- Придуманное имя Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий, адекватно воспринимают оценку учителя
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, работа в паре
Познавательные:
общеучебные –осознанно определяют признаки стихотворения
логические – осуществляют поиск необходимой информации ( из рассказа учителя, по воспроизведению из памяти).
IV.Физкультминутка
Коллективная. Практический – Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!
Выполняют движения по тексту под руководством учителя Регулятивные:
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима, активно участвуют в физкультминутке
V Знакомство с новым материалом.
1.Определение темы урока:
2.Осмысление содержания.
3.Работа в парах.
4. Игра «Доскажи словечко».
5.Задание: по чтению
6. Выразительное чтение стихотворения Беседа, парная, фронтальная, словесный, чтение Сформулируйте тему урока
Открываем учебник на с .175.
-
- С каким произведение Д.Хармса мы сегодня с вами познакомимся.
- Какой цели мы будем с вами добиваться на уроке?
– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Предположения написать на доске)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
Посмотрите в чем заключается загадка в данном стихотворении?
- Запишите карандашом не достающие слова, работаем в парах.
- А теперь прочитаем это стихотворение?
- Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?
– Оправдались ли ваши предположения, посмотрите на доску?
–Вызывает ли улыбку стихотворение, когда вы его слушали? Чем вам оно понравилось?
- Определите, какие чувства переживает герой
– Представим себе, что герою не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел. Что мог чувствовать герой?
- Как мы будем читать это стихотворение?
-
- Давайте попробуем прочитать первое четверостишие.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел. Из-за чего он мог рассердиться на гостей?
- Значит, как мы будем читать стихотворение, с каким чувством?
-Прочитайте второе четверостишие.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
.
– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.
- Знакомство с произведением Д.Хармса.
- Очень-очень вкусный пирог
- Познакомимся с произведением, будем учиться читать его выразительно
- Высказывания детей?
- О пироге, что он очень вкусный.
Слушают учителя
- Ответы ребят
Учащиеся записывают недостающие слова простым карандашом
- Да
- Ребята хором отвечают
- Смотрят на доску и выясняют правильно ли они предположили
- Ответы детей.
- Определяют чувства героя
- герою было стыдно, он ощущал неловкость перед гостями, не знал куда спрятать свои глаза.
- С чувством сожаления, вины, стыда
- Читают 1 четверостишие
- Из-за того что они не пришли вовремя
- С чувством злости
- Читают 2 четверостишие.
- Ответы детей
3-4 человека читают стихотворение Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск необходимой информацииРегулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияVI Итог урока:
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа - С каким произведением мы с вами познакомились?
- Кто автор произведения?
-Это его псевдоним или настоящее имя?
- Какое его настоящее имя?
– Вспомните, как назывались журналы, которые читали ваши бабушки и дедушки, для которых писал стихи Д.Хармс.
- Как называл свои стихи с незаконченными строчками Д. Хармс. - Отвечают на поставленные вопросы учителя
- Очень-очень вкусный пирог
- Д. Хармс
- Псевдоним
– Даниил Иванович Ювачёв.
-«Чиж» и «Ёж»
- Стихи – загадки , для умных детей Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
VII Рефлексия:
- Вспомните с каким настроением вы пришли на урок?
- А теперь посмотрим, изменилось ли ваше настроение в конце урока? Возьмите свой второй смайлик и покажите свое настроение. Ответы детей Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
VIII Оценивание.
Оцените свою работу на уроке, выберите и продолжите любое предложение:
- На этом уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- Сегодня я сумел…
Ответы детей Личностные: самооценка на основе критерия успешности
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
IХ Внеурочная деятельность.
Д/з с. 175 выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть.
Запись д/з в дневники