Методическая разработка урока-проекта по обществознанию История развития парламентаризма в России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА, ОТРАЖАЮЩЕГО ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА КАК СРЕДСТВА ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
АВТОР: ИЛЮШИНА ОЛЬГА
ГЕННАДЬЕВНА, учитель истории
и обществознания высшей
категории
г.о. Чапаевск Самарской области.
2015 год
ТЕМА ПАРЛАМЕНТСКОГО УРОКА:
" ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ"
ЦЕЛИ ПАРЛАМЕНТСКОГО УРОКА:
-создать условия для апробации проектного метода как средства создания личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся на уроках обществознания;
- способствовать формированию культуры участия обучающихся старших классов в политической жизни, их активной гражданской позиции.
АКТУАЛЬНОСТЬ УРОКА:
-необходимость приспособления системы образования к принципиально новым условиям современного общественного развития;
-требование ускоренного освоения инноваций внутри самой системы образования, которые должны обеспечить достижение качественно новых результатов уроков, развития компетенций, метапредметных умений, способностей обучающихся к профессиональному самоопределению.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-используя возможности проектного метода, осуществить создание личностно - ориентированного подхода к обучению на уроках обществоведения;
-поддержать инициативу Государственной Думы по поводу проведения парламентских уроков;
-обеспечить возможности дальнейшего изучения Конституции РФ;
-содействовать формированию у обучающихся представления о механизмах взаимодействия общества и представительной власти.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
-мультимедийное оборудование для просмотра компьютерных презентаций и фрагментов художественных фильмов;
-различные изображения государственной символики: герб, гимн, флаг;
-текст Конституции, обладающей высшей юридической силой;
ТИП УРОКА: урок-проект с применением информационных и художественных ресурсов.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Наш сегодняшний урок посвящен осмыслению традиций русского парламентаризма. Учитывая подобные обстоятельства, нам необходимо ознакомиться с этапами становления российского парламентаризма и , оценивая полученную информацию попытаться объяснить, почему во все времена люди так стремились к реализации свободы слова, считая ее одной из важнейших общечеловеческих свобод. На уроке будут использованы созданные обучающимися индивидуальные проекты, необходимые информационные ресурсы и возможности, предоставляемые наличием компьютерных презентаций. ( На экране одновременно со словами учителя представляются слайды, где обозначены название урока, его цели и задачи ).
Прежде, чем мы начнем знакомиться с историей русского парламентаризма, необходимо провести подготовительную работу. Сегодня на наш урок приглашены эксперты, которые примут участие в проведении нашего урока. (Роль экспертов у старшеклассников выполняют обучающиеся 5 класса). Первоначально один из них напомнит всем присутствующим ответ на вопрос: " Что такое парламент?" Ученик 5 класса читает стихи о парламенте собственного сочинения. Одновременно на экране появляется слайд следующего содержания: " ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РФ является представительным и законодательным органом. "
СТИХИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА УРОКЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ 5 КЛАССА :
" Слово " парламент" мы знаем давно.
С детства почти нам известно оно,
Нет в государстве главнее, чем он,
В создании законов всегда чемпион.
Знать о работе его мы должны,
Юные граждане нашей страны.
Законы должны мы всегда исполнять,
Чтоб лучше всем жить и права соблюдать.
В парламент народ выбирает достойных,
Их жизнь никогда не бывает спокойной.
Интересы народа они защищают,
Вопросы свои к ним народ обращает.
УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ:
Наши эксперты, которые неплохо разбираются в вопросах парламентаризма, зададут создателям проектов несколько вопросов, чтобы проверить, насколько эффективно они используют информацию, собранную при создании ими индивидуальных проектов. Вы можете проверить на экране, насколько правильно вы ответили на тот или иной вопрос, там будут появляться правильные ответы.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТОВ С ОТВЕТАМИ, ПОМЕЩЕННЫМИ НА СЛАЙДАХ:
1. Что такое демократия? (власть народа общество, где уважаются права человека и народ участвует в решении общих дел).
2. Какие ветви власти присутствуют в РФ? (в РФ присутствуют законодательная, исполнительная и судебная ветви власти).
3. Каковы функции законодательной власти? ( основной функцией законодательной власти является то, что она разрабатывает и принимает законы).
4, От какого слова произошло французское слово " парламент "? (слово "парламент" произошло от французского слова " парле" - говорить).
5. В какой стране впервые появился парламент, что он из себя представлял? (парламент впервые появился в Англии , он был двухпалатным , верхняя палата называлась палатой лордов ( пэров), а нижняя - палатой общин).
6. Кто такие депутаты? ( депутаты - это представители народа, избранные в представительные органы государственной власти или местного самоуправления).
7. Когда была принята Конституция РФ? ( Конституция была принята 12 декабря 1993 года).
8. Что такое Конституция РФ? ( Конституция РФ - основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой , все остальные законы и подзаконные акты принимаются в соответствии с ней).
9. К какой ветви власти принадлежит Президент РФ? (президент не принадлежит ни к какой ветви власти, он в РФ является гарантом Конституции РФ).
10. Что такое закон? (юридический акт, принятый высшим представительным органом, либо непосредственным волеизъявлением народа и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛОВА УЧИТЕЛЯ: Экспертиза, как мы все видели, прошла успешно. Теперь необходимо поговорить об истории создания парламентаризма в России и о складывании в РФ такого общественно - политического явления как парламентаризм.
Несколько обучающихся приготовили свои индивидуальные проекты- исследования , которые после предварительного просмотра , положены в основу нашего урока-проекта.
Итак, первый индивидуальный проект, который положит начало общему проекту-исследованию: " Истоки российского парламентаризма".
На экране демонстрируется эпизод из художественного фильма " Александр Невский"
КОММЕНТАРИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА:
Истоки российского парламентаризма можно найти в демократическом устройстве Новгородско-Псковской феодальной республики. Новгород был одним из самых богатых и влиятельных городов древней Руси. Сила и влияние его были сосредоточены в руках особого органа, решавшего наиболее важные вопросы общественной жизни города - Новгородского веча.
(На экране появляется содержание словаря урока: " Вече - народное собрание, принимавшее решения по наиболее важным вопросам общественной жизни.)
О составе этого органа историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были " 500 золотых поясов"- выходцы из крупных боярских и купеческих родов. Как бы там ни было, на вече выбирались всеобщим голосованием люди, управлявшие Новгородом: посадник - временный правитель Новгорода, тысяцкий- руководитель ополчения, архиепископ- глава Новгородского духовенства. Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром Совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Таким образом, можно сделать вывод, что древний Новгород стоял у истоков зарождения русских традиций парламентаризма.
На экране демонстрируются два эпизода из художественного фильма "Минин и Пожарский "
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА:
Название проекта: " Земский Собор - первый представительный орган России".
В ходе образования русского централизованного государства русский абсолютизм покончил с Новгородскими вольностями, даже символ Новгородского веча - колокол был увезен в Москву. Но сословные учреждения продолжают свое существование. Так, в 1549 году созывается первый в русской истории орган представительства различных сословий : боярства, духовенства, дворянства, служилых людей , крестьянства , купечества. Этот орган назывался - Земский Собор. ( на экране появляется содержание словаря урока: " Земский собор - собрание представителей разных сословий Русского государства.")
Соборы решали важнейшие вопросы общественной жизни : объявление войны, заключение мира, сбор новых налогов, даже выборы царей. так первый царь из династии Романовых был выбран в 1613 году на царство по решению Земского Собора. (один из обучающихся читает отрывок из книги Н. Кончаловской " Наша древняя столица" о выборах первого царя из династии Романовых.) Последний Земский Собор был созван в 1653 году и решал вопрос о воссоединении Украины с Россией.
На экране демонстрируется отрывок из художественных фильмов " Юность Петра" и " Петр I ".
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Название проекта: " Деятельность Сената при Петре I ".
Пришедший к власти Петр I провозгласил Россию импе
·рией, при нем абсолютизм окреп, в своей модернизационной политике он опирался не на сословия, а на бюрократию и армию. Сословные учреждения были упразднены, лишь дворянство входило в состав вновь созданного Петром Сената, который имел лишь совещательный характер. Конечно, люди, входившие в состав петровского Сената, имели разное происхождение, но теперь это были представители опоры Петра - дворянской бюрократии. Сенат решал важные вопросы, но последнее слово всегда оставалось за государем. Законодательных же органов в России не существовало, вплоть до создания первой Государственной Думы. ( На экране появляется содержание словаря урока : " Сенат- орган, состоящей из представителей дворянского сословия и носившей совещательный характер".
На экране демонстрируется отрывок из художественного фильма " Империя под ударом".
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Название проекта: " Русский терроризм. Истоки и последствия".
Стремление народа к реализации свободы слова через представительный орган принимает наиболее решительный характер в ходе событий 1905-1906 годов.
Власть принимает решение пойти на создание представительного органа, и 27 апреля 1906 года в присутствии Николая I состоялось открытие первой Государственной Думы. Государь видел в создании Думы выход из сложившейся в стране ситуации. ( На экране демонстрируется эпизод об открытии Государственной Думы из художественного фильма " Агония ").
Избирательное право было ограничено многими цензами, но это был после долгого перерыва практически вновь созданный русский парламент. Первая Государственная Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была уже распущена. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до октября 1917 года. Последним Думу возглавил М.В. Родзянко. Работа Думы происходила следующим образом: на экране демонстрируется отрывок из художественного фильма " Империя под ударом ", показывающий знаменитое выступление в Думе П.А. Столыпина, заканчивающееся словами: " Вам нужны великие потрясения , нам нужна великая Россия! "
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Тема проекта: " Изучение Конституции РФ обучающимися старших классов".
В советский период главным законодательным органом считался Съезд Народных Депутатов. Съезды при советской власти работали следующим образом: (на экране демонстрируется отрывок из художественного фильма
" 6 июля "). После значительных политических перемен и принятия в 1993 году новой Конституции, страна вновь вернулась к парламентаризму и Государственной Думе. В статье 95 Конституции записано: " В совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти". В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а, приезжая в Москву, занимал место законодателя. В 2000 году были внесены поправки в закон о порядке формирования Совета Федерации. Теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти.
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ АВТОРА- ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА:
Название проекта: " Как осуществляется связь между депутатами и их избирателями ".
Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания. Она состоит из 450 депутатов. Через депутатов избиратели имеют возможность влиять на работу парламента, на принятие и на содержание законов, преимущественно через него осуществляется взаимосвязь власти и народа. Каким же способом осуществляется эта связь? Еще, будучи кандидатом, будущий депутат дает обещания своим избирателям (что он будет делать), а они ему просьбы и наказы, что необходимо сделать. Каждый депутат имеет общественную приемную, куда приходят люди, которые избрали этого депутата с просьбами, жалобами и предложениями. Регулярно депутат устраивает встречи с избирателями своего округа и рассказывает о своей работе. Иногда он отчитывается о проделанной работе через средства массовой информации. Имея право законодательной инициативы, он может внести в законодательное собрание любой законопроект. В своей повседневной работе депутат, используя свои депутатские полномочия, стремится реализовать те просьбы, которые высказывали ему избиратели. Если избиратели ошиблись и выбрали не того кандидата в депутаты, они будут вынуждены сталкиваться с тем, что их интересы не всегда полностью учитываются или не учитываются совсем. Поэтому очень важно достаточно четко представлять себе, кого выбираешь. Если депутаты проголосовали за " ошибочный" закон или его отдельные неверные предложения, то после начала его выполнения общество неизбежно столкнется с какими-нибудь новыми сложностями, которые будут негативно влиять на саму оценку деятельности депутатов на следующих выборах, они могут не набрать достаточного количества голосов. Если избирателей не устраивает работа конкретного депутата, то они могут ставить вопрос о его досрочном отзыве. (Во время выступления обучающегося на экране показываются слайды соответствующего содержания ).
ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ: разбираются полномочия палат Федерального Собрания: Совета Федерации и Государственной Думы делаются выводы и обобщения о степени развития представительной демократии в РФ.
КОММЕНТАРИИ СЛЕДУЮЩЕГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - АВТОРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА:
Название проекта: " Недостатки представительной демократии".
Парламентская демократия не идеальна, она имеет определенные изъяны. Самый существенный - это система финансирования избирательной кампании. Частично самостоятельное обеспечение избирательной кампании самими кандидатами все равно позволяет участвовать в ней только очень состоятельным людям, но не всегда способным к продуктивной политической деятельности. Существует также неравенство между отдельными группами кандидатов: новичками и бывшими депутатами. Последние имеют большие возможности для проведения предвыборной кампании. Отбор кандидатов проводится самими партиями, внутри которых существуют различные политические течения. Избиратели не имеют права выбирать между кандидатурами внутри партий. Несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, некоторые слои населения лишаются возможности участвовать в выборах.
ВЫВОД УРОКА:
Как же в целом оценить парламентаризм в России, учитывая какой сложный путь развития прошел он? Российский парламентаризм - это прежде всего достижение нашим народом реализации своих прав на свободу слова, будущим строителям гражданского общества и правового государства необходимо знать историю, структуру, функции, достоинства и недостатки этого явления, приобретать опыт политической деятельности. Так, в Чапаевске действует Молодежный парламент, в работе которого можно принять участие для приобретения подобного опыта. Мы сегодня создали урок - проект , который состоит из 7 индивидуальных проектов, работа над которыми позволила обучающимся целенаправленно погрузиться в общую проблему. Для того, чтобы установить, достигли ли мы поставленной перед уроком цели , нам необходимо провести анкету следующего содержания:
1. Какое впечатление оставил у вас урок?
2. Чему вы научились, создавая свои индивидуальные проекты?
3. Выскажите свое мнение по поводу проведения парламентских уроков?
4. Составили ли вы себе представление о механизмах взаимодействия общества и представительной власти.
ЧТО НЕБХОДИМО ЗНАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА:
- историю становления российского парламентаризма;
- полномочия Совета Федерации и Государственной Думы согласно Конституции РФ;
- полномочия депутатов и механизм осуществления этих полномочий;
- недостатки представительной демократии;
- этапы создания индивидуального проекта;
ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА:
- формулировать основные определения понятий урока;
- осуществлять поиск нужной для проектирования информации, отбирать нужную и систематизировать ее,
- применять приобретенные умения на практике;
- перечислять признаки парламентаризма, его достоинства и недостатки;
- различать в социальной информации факты, оценки, мнения, аргументы и выводы;
КАКИЕ НУЖНО ПРИОБРЕСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- создание индивидуальных проектов;
- аргументации собственной точки зрения;
- представления и защиты собственной работы;
- взаимодействия в ходе групповой работы;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать эссе на тему: " Достоинства и недостатки парламентской демократии ".
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Воскресенская Н.М. , Давлетишина И В. Демократия: государство и общество. М., 2001.
2. Лукъянов А.И. Парламент в России. М., 2010.
3. Пляйс Я.А. Парламентаризм в России и Германии. История и современность. М., 2006.
4. Парламентаризм в России. Проблемы и перспективы. Санкт-Петербург. 2006.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Исаков В.Б. Парламентаризм. Проблемы теории, истории, практики. М., 2006.
2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М., 2010.
3. Клокова Г.В. История парламентаризма в России . М. 2008.
4. Политический словарь. М. 2003.
5. Словарь политических терминов. М. , 2006.
15