Разработка внеклассного мероприятия Сценарий познавательно-развлекательной программы
«МУЗЫКА НАРОДНЫХ ИГРУШЕК»
Сценарий познавательно-развлекательной программыЭто внеклассное мероприятие по изобразительному искусству - своеобразное подведение итогов изучения на уроках декоративно-прикладного искусства традиций народных художественных промыслов. Лучшие работы отбираются для ярмарки целый год. Творческая группа, члены изостудии готовят плакаты, рисунки, костюмы.
Действие 1. Скоморохи
Звучит русская народная песня «Коробейники».
скоморох: На ярмарку, на ярмарку,
Не стойте у дверей!
скоморох: На ярмарку, на ярмарку
Идите к нам скорей!
скоморох: Мы ребята удалые,
Мы ребята озорные!
скоморох: Всех на ярмарку зовем,
Здесь игрушки продаем!
(Появляется мать с детьми в русском сарафане)
Дети: Матушка! Пусти нас на ярмарку!
Мать: Ах, вы озорники! Да, что же вы там делать будете?!
Дети: Шумит, ликует ярмарка, На улицу зовет.
На ярмарку веселую Торопится народ!
Ах, как на этой ярмарке Всего не перечесть: Игрушки там, и сладости, И карусели есть!
Расписаны, как пряники, Киоски и ларьки.
В них бусы, ложки, бублики, Красивые платки!
И дудки есть, и гусельки, И коврик расписной...
Все, что глазам приглянется, Бери, народ, честной!
Мать: За что же брать будете?
Дети: А ты нам дай денежку, матушка!
Хоть трошечки, а там и сами заработаем!
Мать: Ну, ладно, ладно! Да самим-то, небось, боязно идти?
Дети: А мы друзей с собой позовем!
Мать: Хорошо, озорники, бегите! Да про матушку не забудьте, подарочек принесите.
(Дает денежки-жетоны. Дети уходят).Действие 2. Сценка «Фома и Ерёма»
Фома: Здорово Ерема!
Ерема: Здорово, Фома!
Фома: Куда путь держишь?
Ерема: На ярмарку иду!
Фома: Ишь, ты какой! На работу - позади последних, а на ярмарку - впереди первых! А кто же тебе о ярмарке рассказал?
Ерема: Да, соседка рассказала! Она везде бывала, все слыхала, все видала. Все
знает, что на свете делается. А ты на ярмарке бывал?
Фома: Бывал.
Ерема: Велика ли?
Фома: Не мерил.
Ерема: Сильна ли?
Фома: Не боролся.
Ерема: А кого на ярмарке видел?
Фома: Видел, как на цепи водили корову безрогую и безногую. Глаза узенькие, а лоб широкий.
Ерема: Так это же медведь был!
Фома: Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой, зубами щелк-щелк!
Ерема: Да это же волк!
Фома: Все ты, брат, говоришь не то волк! Я прежде волка знавал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, прыг да скок.
Ерема: Так это же заяц! Ну, ты и мастер байки рассказывать. Собирай своих друзей, айда на ярмарку вместе!
(Звучит музыка «Коробейники»)
скоморох: А ну, честной народ! Подходи смелей! Покупай товар, не робей!
скоморох: Ребята, не зевайте! Кто хочет, покупайте!
Вот орешки хороши! Покупайте от души!
1 скоморох: Вот бубны, трещетки, ложки! Кто хочет поиграть немножко! (Выходят музыканты оркестра народных шумовых инструментов, разбирают у скомороха инструменты. Выступление оркестра)скоморох: Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
скоморох: Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные,
Они повсюду славятся –
Авось и вам понравятся!
Дети:
Жаль, матушка мало денежек дала! Красоты сколько, да не купишь, чего хочется!
Давайте заработаем. Вон на ярмарке потешек сколько, может и нам пятачек перепадет.
(Звучит мелодия русской народной песни. Выходит мальчик и девочка в русских костюмах под дымковскую игрушку. На столе расставляют игрушки, сделанные на уроках труда. Выносятся два планшета — неразрисованные макеты дымковской игрушки)Действие 3. Народные игрушки
Мальчик: Почтенные господа!Посмотрите вы сюда,
Игрушки вятские на все манеры,
Вот вам барышни, вот и кавалеры!
Девочка: У барышень - алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Мальчик: Игрушки наши повсюду славятся,
Раскупайте, вам понравятся!
Учитель: (в русском народном костюме): А привезены они из слободы Дым ковой, что под городом Кировом. Здесь в далекую школу старину и зародилась игрушка. Много-много лет назад надумали лепить игрушки из глины: коников, нянек и деточек, барышень и кавалеров, оленей, индюков - всего не перечесть. Вылепят мастерицы, обожгут в печи для крепости, побелят мелом и начинают расписывать.
Девочка (берет игрушку): А узор-то проще некуда: кружочки, полосочки, пятна, точечки. Затем мастерица наносит тонкой кистью позолотой листочки. И заиграла, засветилась игрушка. Стало на душе так празднично и радостно, что ноги сами в пляс просятся.
(Участники танцевального ансамбля исполняют русские пляски)
Учитель: Вот такие наши дымковские игрушки! Что же вы, ребятишки, заскучали, подходите, покупайте!
Дети: Да, деньжат маловато!
Учитель: А вы заработайте! Попробуйте расписать эти планшеты под дымковскую игрушку.
(Дети делятся на две команды, начинают роспись. Выступает фольклорный ансамбль)Учитель: Молодцы, ребята! Красивые получились игрушки, приезжайте к нам в гости. Будем вам рады. А победителям - приз.
(Вручаются жетоны и игрушки. Выходят девочка и мальчик в русских народных костюмах)Мальчик: Мы - посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель - прибыли
на вашу ярмарку.
Девочка: А деревня наша Гжель Не за тридевять земель! Под Москвою мы живем, Глину месим и поем. И игрушки, и посуду Прославлять мы вам здесь будем. Очень любим синий цвет, Потому что краше нет.
Учитель: Небо в Гжели действительно, как ни где в России, - синее-синее. Вот и придумали перенести синеву на белый фарфор. Всё голубое и синее: и цветы, и люди, и птицы, и трава.
Мальчик: Небо Гжельское такое Лучезарно-голубое! В речке синяя водица - Так и хочется напиться. Ну, а только лето будет - Голубика там и тут, И поэтому нас люди Гжелью синею зовут.
Девочка (выносит планшеты): Попробуйте расписать наши игрушки под Гжель, получите подарок! (Дети делятся на две команды. Расписывают планшеты. Идет выступление танцевального ансамбля. Хоровод)Учитель: Молодцы! Постарались от души! В память о нашей ярмарке получите подарки.
(Дает детям игрушки, чайник из папье-маше, жетоны. Звучит песня в исполнении фольклорного ансамбля «Русские матрешки». Выходят две девочки в платочках и сарафанах белого цвета)1 девочка: Ну-ка, отгадайте загадку: Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего - одна игрушка. (Дети отвечают.)
2 девочка: Правильно. Русская деревянная кукла-матрешка родилась почти 100 лет назад под Москвой. Она сразу понравилась и взрослым, и детям. У нее доброе и ясное лицо. Забавно то, что внутри прячется целее семейство, матрешка стала русским сувениром за рубежом.
1 девочка: Ребят, попробуйте украсить наши сарафаны, чтобы они стали яркими и красивыми!
(Дети делятся на две команды. Цветной бумагой украшают сарафаны - цветами, листочками)девочка: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки из фольклорного ансамбля исполняют частушки. Дети заканчивают украшение сарафанов)девочка: Посмотрите-ка, какие мы красивые и нарядные! Ну-ка, определите, чей сарафан лучше?
(Зрители решают, чей сарафан красивее. Девочки дарят детям матрешки из папье-маше и жетоны)1скоморох: Дорогие гости торговые
Привезли товары новые!
2скоморох: Аукцион мы открываем.
На все цены поднимаем!
(Выходят «купцы» с дымковской, гжельской игрушкой и русской матрешкой)
1 купец («продает» игрушку)'. Барыня-красавица
И самим нам нравится,
Наше дело - вам продать
Ваше - цену назначать!
Дети: Сколько стоит?
купец: 5 золотых!
(Дети по желанию выкупают игрушку за заработанные жетоны)
купец («Продает» чайник из папье-маше Гжель):
Покупайте заварочный чайник, За столом он всем чайникам начальник! Ну, смелее, не скупитесь, Выкупить торопитесь!
Дети: Сколько стоит?
купец: 10 золотых! (Дети «выкупают» чайник)
купец («продает» коня - дымковская игрушка):
Продаем шедевр:
Стоит конь - из ноздрей огонь!
Он и копытом бьет,
Ну, кто коня берет?
Дети: Сколько стоит?
купец: 5 золотых.
купец («продает» матрешку):
А это что за дива? И нарядна и красива! Всем нравится Эта русская красавица!
Дети: Сколько стоит?
4 купец: 10 золотых.
(Дети «выкупают» игрушку. Музыкальный проигрыш. Выходит мать)Дети: Матушка! Смотри, какую красоту мы принесли с ярмарки!
Мать: Ну-ка, озорники, покажите! Ах, как красиво: какие игрушки удивительные, яркие, расписные!
Дети: Мы и тебе, матушка, подарок принесли! (Подают чайник)
Мать: Вот спасибо! Пока вы на ярмарке резвились, я и пирогов напекла! Приглашаем всех к столу Отведать вкусного чайку!
(Все участники и зрители приглашаются на чаепитие)
Литература:
Гуружанов В.А. Как научить детей понимать изобразительное искусство. -М., 1999.
Драненко Л. Дымковская игрушка//Начальная школа, 1998, №24.
Козлова С.Б. Фольклорный праздник // Начальная школа, 2004, №2.
Морозова М. Ярмарка мастеров // Учительская газета, 1997, №26.