Урок окружающего мира «Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте» ( 4 класс, УМК «Гармония»)
Урок окружающего мира
«Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте»
( 4 класс, УМК «Гармония»)
Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте
Задачи:
Образовательные:
сформировать умение работать с картой полушарий;
выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
Развивающие:
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
развивать внимание, активность
развивать пространственное воображение, мышление, речь
Воспитательные:
формировать умение работать в группе;
воспитывать чувство взаимопомощи;
учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование: интерактивная доска «Smart Board», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний.
Разгадайте кроссворд. (слайд 2)
Самая длинная параллель.
Точка, где сходятся все меридианы.
Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.
Линии, параллельные экватору.
Модель Земли.
Ответы.
Экватор.
Полюс.
Меридиан.
Параллели.
Глобус.
1
3
2
4
5
- Итак, что же такое глобус? (слайд 3)
- Глобус – это модель Земли.
- Почему глобус имеет форму шара и вращается?
- Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.
- На какие полушария разделен глобус экватором?
- На Северное и Южное
- На какие – начальным меридианом?
- На Западное и Восточное
- Что можно увидеть на глобусе?
- Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
- Что на глобусе изображено голубым цветом?
- Океаны, моря, реки, озера
- Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
- Зеленым, желтым, коричневым.
- Молодцы!
3. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?
- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода. (слайд 4)
- В кругосветное путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (класс заранее разделен на 4 группы)
- Удобно ли брать глобус в путешествие?
- Нет, т.к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.
- Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку. (слайд 5)
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
- Карта.
- Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.
4. Изучение нового материала.
- Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?
- В 1 см 220 км.
- Покажите на карте меридианы. Какое направление они указывают?
- Север - юг
- Покажите параллели. Какое направление они указывают?
- Запад – восток.
- Экватор. На какие два полушария делит экватор Землю?
- На Северное и Южное
- Что объединяет эти линии?
- Это воображаемые линии. (слайд 6)
- Что еще вы видите на карте полушарий?
- Материки и океаны.
- Что такое материк?
- Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. (слайд 7)
- Сколько материков на Земле?
- 6
- Назовите их.
- Отправляемя в путешествие от самого маленького материка.
- Покажите его на карте.
- Австралия.
- В каком полушарии он находится?
- Восточное полушарие.
- Какой материк самый большой?
- Евразия.
- Где он находится?
- Восточное полушарие.
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
- Африка.
- Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
- Северная Америка и Южная Америка.
- Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
- Антарктиду.
- Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов. Давайте посмотрим небольшой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?
- Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.
- Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
- Какие океаны пересекли мы во время плавания? (слайд 8)
- Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
- По какому океану мы не плыли?
- Северный Ледовитый океан.
- Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
- Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
- Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
- Евразию и Северную Америку.
- Какой океан омывает сразу 4 материка?
- Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
- В восточном полушарии.
- Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
- Правильно, острова.
- Далеко ли от материков находятся острова?
- Нет.
- Покажите на карте полушарий острова.
- Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?
- Нет.
- В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек. (слайды 9 - 14 )
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. ( капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.
Работа в группах.
Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков. Наклейте материки на карту и подпишите их названия.
Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.
Итог урока.
- Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
- Карта полушарий.
- Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
- Какие материки увидели во время плавания?
- Чем сходны и чем различаются материк и остров?
- Какие океаны пересекли?
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением. (слайд 15)
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
Ребята, берегите нашу Землю.
Урок окончен. Спасибо.
13PAGE 15
13PAGE 14115