Конспект. Звёздное небо осенью.
1.Образовательная модель: «Перспектива»
2. 2 "б"класс МБОУ «СОШ № 10»
3. Тема: Звёздное небо осенью.Цель: продолжить знакомство со звёздами и созвездиями.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научаться понимать, что звёзды, как и Солнце, - сгустки раскалённых газов; узнают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученные; познакомятся с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
РУУД:
Организовать себя на продуктивную работу на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
КУУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
ПУУД
уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ЛУУД
развивать способность к самооценке; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока. Цель. Содержание. Деятельность учителя. Деятельность учащихся УУД
I.Орг. момент
Цель: настроить учащихся на плодотворную работу Слово учителя -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!
Настраиваются на урок РУУД:
Организовать себя на продуктивную работу на уроке.
II.Актуализация знаний
Цель:актуализировать знания учащихся по пройденному материалу. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос -Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия?
-Как назывался праздник у коряков?
За что нанайцы благодарили небо-кормильца?
-Приходилось ли вам наблюдать звёздное небо? О чём вы думаете, что представляете, чувствуете, когда видите небо, украшенное россыпью звёзд?
-Какие звёзды и созвездия вы знаете?
-окончание уборки урожая
-
-
(ответы детей) КУУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
III.Самоопределение к деятельности
Цель: создание ситуации для успешного определения цели урока. Слово учителя -Как вы знаете, ребята, кроме игр, у каждого народа есть свои песни, заговоры, сказки. Их создавали в глубокой древности, а затем они передавались из уст в уста, из поколения в поколение и так дошли до нас. Теперь их рассказывают мамы детям, бабушки – внукам. Эти сказки изучают в школе.
-Какие русские народные сказки вы знаете?
И у греческого народа в древности были свои сказания . Они называются мифами. Это сказания о жизни богов и героев. Богов было, как вы знаете и материала урока, посвященного Солнечной системе, много.
-Как называли древние римляне верховного бога, а сейчас так называется самая большая планета Солнечной системы?
-Может быть, кто-то знает, как в Древней Греции люди называли своего главного бога.
-Верно. Главным богом древних греков был Зевс. Познакомимся с одним из мифов о Зевсе и красавице Каллисто- стр.68-читают
-В давние времена на свете жила красавица по имени Каллисто. Она рискнула соперничать с богиней Герой – супругой самого главного бога Зевса. Разгневанная Гера отомстила Каллисто: превратила её в медведицу. Долго бродила несчастная медведица по горам, скрываясь от стрел охотников. Но Зевс не дал ей погибнуть. Он навсегда поселил медведицу на небе, превратив её в красивое созвездие.
Любимая собака Каллисто была превращена в Малую Медведицу. Гера рассердилась на своего супруга и потребовала от своего брата Посейдона – бога морей, чтобы тот никогда не позволял звёздам Большой Медведицы зайти за его царство. Вот почему это созвездие всегда над горизонтом, если наблюдать за ним с европейского континента.
Как Зевс спас Каллисто?
-А теперь послушайте «Звёздный вальс» И. О. Дунаевского.
-Сегодня на уроке будем говорить о звёздном небе осенью, о созвездиях и научимся находить созвездия -«Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Каша из топора», «Емеля» и т. д.
- Юпитер.
- Зевс КУУД:
формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
IV.Работа по теме урока
Цель: познакомить учащихся с новым материалом. -Как люди ориентировались в сторонах горизонта до изобретения компаса?
-Для древних людей наблюдение за звёздами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд, особенно во время морских путешествий, когда нет никаких ориентиров, кроме звезд. На небе невооруженным глазом в темную ночь можно различать не более 6 тыс. звезд. Но даже в небольшие телескопы их можно насчитать миллионы. Наиболее яркие, заметные на небе звёзды древние ученые объединили в созвездия.
Созвездия – группа звезд на определённом участке неба, объединённая в разные фигуры. Люди это сделали для того, чтобы было легче ориентироваться в звёздном небе. Ведь легче найти созвездие, чем одну какую-либо звезду. А названия им дали по именам героев мифов (Орион, Андромеда, Близнецы Кастор и Поллукс, Кассиопея) или названиям животных, на которых, как им казалось, были похожи очертания созвездий (Лев, Рак, Рыбы, Лебедь). В числе их и Большая Медведица.
Надо помнить, что созвездия – видимые на небе группы ярких звёзд. В пространстве звёзды одного и того же созвездия могут иногда находиться друг от друга на огромных расстояниях; просто нам кажется, что они близки друг к другу и вроде бы как-то связаны между собой. Поэтому ученые считают созвездиями не фигуры из звёзд, а участки неба, на которых они расположены. Всего таких участков на небе 88.
-Послушайте стихотворение
и постарайтесь запомнить созвездия, о которых говориться в нём
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землею ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь: словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
А. Хайт
-Назовите созвездия, о которых говорится в стихотворении.
-Откройте учебники на 66-67 с. рассмотрите схему созвездия Большая Медведица. Найдите звёзды, которые образуют фигуру медведицы. В созвездии 149 звёзд, видимых невооруженным глазом.
-Среди них найдите звёзды ковша. Посчитайте, сколько их. (7)
Большой ковш помогает нам найти тот участок звёздного неба, где находится Большая Медведица.
Созвездие Большая Медведица.Из-за вращения Земли вокруг Солнца ночное небо как будто бы вращается вокруг полюса в течение года. Поэтому ковш Большой Медведицы поворачивается и меняет свое положение на небе. Осенью и зимой созвездие появляется невысоко в северной части неба. А весной и летом его следует искать ближе к зениту (точка неба, находящаяся вертикально над головой наблюдателя), в перевернутом виде.
-А теперь найдем на осеннем звездном небе другое созвездие – Лебедь. Для этого нужно встать спиной к Большой Медведице.
Созвездие Лебедь. В созвездии невооруженным глазом можно увидеть 150 звёзд. Главные звёзды созвездия Лебедь и вправду напоминают фигуру лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на осеннем небе. Она называется Денеб. Эта звезда в 35 раз больше, чем Солнце. Лучше всего созвездие Лебедь видно с июля по ноябрь, когда оно находится в самой высокой точке над горизонтом.
О созвездии Лебедь сложено несколько мифов.
Один из них гласит:
Однажды Зевс увидел прекрасную Леду, жену царя Спарты Тиндарея. Она пленила его своей божественной красотой, и Зевс решил сделать её своей возлюбленной. Опасаясь ревности жены, богини Геры, он превратился в белого лебедя и в этом облике полетел на встречу с Ледой.
-Откройте учебник на 69 стр. рассмотрите схему созвездия Лебедь. Найдите звёзды, которые образуют фигуру лебедя. Среди них найдите звёзды, которые образуют крест. Это созвездие называют ещё Большой крест.
-В созвездии найдите звезду Денеб.
-Соотнесите схему созвездия и старинный рисунок. -ответы учеников ПУУД
уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
V.Физ. мин.
Цель: снять физическое напряжение у учащихся. Раз, два – стоит ракета,
(Выпрямиться.)
Три, четыре – самолет,
(Руки в стороны.)
Раз, два – хлопок в ладоши,
(Хлопок в ладоши над головой.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
(Четыре хлопка перед собой.)
Руки выше,
(Руки вверх.)
Плечи шире.
(Руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
(Ходьба на месте.) VI.Закрепление изученного материала
Цель: закрепить изученный материал, полученный на уроке. Рабата в рабочей тетради с. 42 задание № 1. -Прочитайте и выполните задания. -Выполняют задание
РУУД
уметь выполнять работу по предложенному плану,
ЛУУД
развивать способность к самооценке.
VII.Рефлексия
Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Рубрика «Подумай» с. 69 -Какой миф о созвездиях вам понравился больше всего?
-Почему современные ученые назвали созвездиями не отдельные фигуры из звёзд, а участки звёздного неба? - ответы учеников
-Надо помнить, что созвездия – видимые на небе группы ярких звёзд. В пространстве звёзды одного и того же созвездия могут иногда находиться друг от друга на огромных расстояниях; просто нам кажется, что они близки друг к другу и вроде бы как-то связаны между собой. Поэтому ученые считают созвездиями не фигуры из звёзд, а участки неба, на которых они расположены. РУУД
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
ЛУУД
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
VIII.Подведение итогов урока
Цель: подвести итог всего урока. -Что нового о звездном небе вы узнали?
-С какими созвездиями познакомились?
-О каких созвездиях вы можете рассказать?
Сделаем вывод. Итак, в древности созвездиями называли фигуры из звёзд, а сейчас – участки звёздного неба. Всего на небе 88 созвездий, среди них Большая Медведица и Лебедь. -Мы узнали, что такое созвездия. И что сейчас созвездия – это участки звёздного неба.
-Большая Медведица, Лебедь. КУУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
IX.Домашнее задание
Цель: объяснить правильность выполнения домашнего задания. Прочитать текст в учебнике (с. 66-69), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 69).
Выполнить задания 2, 4 (с. 42-43) в рабочей тетради.
ПУУД
Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.