Конспект урока по окружающему миру на тему Звёздное небо
Тема Звёздное небо
Целевые установки (планируемые результаты) Цель: Формировать представления о карте звёздного неба; развивать умение давать характеристику звездам и планетам на примере Земли и Солнца; уточнить знания о созвездии Кассиопея, Орион, Лебедь; формировать представления о понятии «зодиак»
Предметные умения УУД
Обучающиеся научатся определять понятия «звёздное небо», «созвездие», моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить на рисунках знакомые созвездия; работать с картой звездного неба, с атласом-определителем; наблюдать совместно со взрослыми звездное небо, находить на нем известные созвездия; находить информацию о зодиакальных созвездиях.
Метапредметные регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношения к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения
Тип урока Решение частных задач
Ресурсы • Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
• Презентация на тему «Звёздное небо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1749
Формы и методы обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация
Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Форма взаимодействия : фронтальная
Форма контроля :устный опрос – Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный урок окружающего мира, у нас сегодня присутствуют гости, я надеюсь что вы себя проявите, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку.
– А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь,
передайте теплоту своего сердца. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке окружающего мира. Приветствуют учителя,
Проверяют свою готовность к уроку.
2. Этап актуализации
знаний.
Цель: Актуализировать знания учащихся.
Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Солнце и созвездиях; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из собственного жизненного опыта)Форма контроля: устные ответы.
Формы взаимодействия: взаимопроверка
- Ребята на какую тему мы говорили на прошлом уроке?
- Давайте проверим как вы усвоили пройденный материал?
Для этого проведём тестирование.
Тестирование учащихся.
Взаимопроверка.
Оценивание работ. Ребята выполняют тестирование.
Взаимопроверка.
3. Проблемное объяснение нового знания.
Цель: предъявление проблемной ситуации.
Постановка цели урока
Цель этапа:Формировать и развивать ценностное отношение к умению определять и формулировать проблему
Зафиксировать отличительные свойства задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Сформулировать цель и тему урока.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Солнце и созвездиях.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения
Форма взаимодействия: фронтальная.
Промежуточный контроль:
устные ответы детей.
Вхождение в тему
– Ребята, сегодня мы будем говорить о чём - то очень
интересном. А о чём, вы должны будите догадаться сами. после просмотра фрагмента видеоролика.
Просмотр видеоролика
– Ну, что ребята догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
(ученики высказывают своё мнение).
– Сегодня мы с вами поговорим на тему «Звёздное небо» и постараемся ответить на следующие вопросы как:
Постановка цели
1.Что такое звезда?
2.Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
3.Что такое Зодиак?
4. Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?
- Что вы знаете о звёздном небе?
- Какие звёзды знаете?
- Какая самая близкая звезда?....- Каким прибором можно изучат, рассматривать звёзды?
- Как называется наука, которая изучает небесные тела?
- Как называют людей, которые изучают небесные тела? Формулируют тему и задачу урока.
Отвечают на вопросы.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Проговаривание нового знания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Солнце и созвездиях.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.
Формы взаимодействия:фронтальная,
индивидуальная, работа в парах
Созвездия. Названия созвездий.
С древних времен люди наблюдали за звездами нанебе и заметили, что в их расположении есть
определенный порядок, сохраняющийся постоянно.
Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов. животных. Так появились созвездия – участки звездного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры. Всего на небе 88 созвездий.
На рисунках и картах для удобства звезды соединены линиями. Вы, конечно, понимаете, что на
небе нет таких линий Их нужно проводить мысленно от звезды к звезде, чтобы увидеть нужную фигуру.
- Какие созвездия знаете вы? (Малая медведица, большая медведица).
- В течение недели вы готовили проектные работы, каждая группа получила своё задание.
А сейчас давайте расскажите о своих работах. Защита проектов Защита детских проектов Кассиопея. Его главные звезды образуют фигуру похожую на букву "М". Но только эта буква как будто растянута за "ножки". Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде,
когда-то правила в одной из южных стран.
Между Кассиопеей и малой Медведицей находится созвездие Цефей. Пожалуй, оно похоже на покосившийся домик. Это созвездие названо по имени легендарного царя Цефея- мужа Кассиопеи.
А неподалеку можно увидеть созвездие Дракон.
Тело чудовища изогнулось между Малой и Большой Медведицами. Эти три созвездия связаны между собой красивой легендой, которую вы можете прочитать в древнегреческих мифа.
Орион Зимой небо украшает одно из самых
замечательных созвездий- Орион. Оно по форме похоже на бант. Посредине цепочка из трех звезд, расположенных по прямой линии. Это, так сказать, пояс Ориона. Название Орион - это имя охотника из древнегреческих мифов.
Глядя на звезды, не так уж трудно представить себе могучего охотника, поднявшего вверх тяжелую дубину.
Лебедь. Это созвездие можно увидеть летоми осенью.Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями , летящего вниз, к земле. В созвездии Лебедя самая яркая звезда Денеб, означает "хвост" .Лебедь живёт в сказках и легендах многих народов, где он часто бывает наделён сверхъестественными качествами.
Работа в рабочих тетрадях
С.31 №1 РТ.
Рассказывают о созвездиях
Работа в рабочих тетрадях
С.31 №1 РТ
5. ФизминуткаРазминка Разминка
6. Продолжение усвоения новых знаний и способов действий
Цель: Проговаривание нового знания.
Личностные: проявляют интерес к новому материалу о созвездиях.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя знанию учебного материала
Индивидуальная
Форма взаимодействия: фронтальная,
работа в парах,
индивидуальная
Промежуточный контроль:
Самостоятельное задание
Проверка заданий в рабочей тетради. анализировать свои К:действия, оценивать и делать выводы
Форма взаимодействия: Индивидуальная
Беседа по картинкам
-Что вы видите на картинках?
-Что они вам напоминают?
-Что вы знаете о зодиаках?
Прочитайте текст из учебника.
-Что нового и интересного вы узнали?
Учитель обобщает ответ детей.
В основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное и "круг. Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных. И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ:
Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион
Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги".
Путешествие по Зодиаку принято начинать с созвездия Овна.
В нашей книжке-раскладушке мы не только
рассказываем о том, как появились такие названия у
созвездий Зодиака, но каждый из вас может определить по своему дню
рождения к какому знаку Зодиака он относится.
Работа в рабочей тетради с.32 №3 (проверка знаний).
- Пронумеруй созвездия зодиака в порядке их «посещения» Солнцем. Рассматривают картинки
Отвечают на вопросы
Работа с текстом в учебнике с.42-43
Работа в рабочей тетради с.32
№3 (проверка знаний).
7. Домашняя работа
Цель : каждый для себя должен сделать вывод о том , что он уже умеет.
Найдите материал о своём знаке зодиаке и напишите на обратной стороне картины.
На следующий урок мы с вами из ваших работ сделаем альбом. Запись домашней работы.
Этап рефлексии
Цель: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Ученикам предлагается заполнить листок-анкету.
Я-----повторил
Я-----узнал
Я------запомнил
Я------удивился Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Получают позитивный настрой от урока.
9. Оценка деятельности учащихся.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Формы взаимодействия: фронтальная, индивидуальная
Промежуточный контроль: устные ответы.
Оценивание учащихся за работу на уроке
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных
кружочков. Работа со цветными кружочками.
Окружающий мир УМК «Школа России» 2 класс
Разработка урока окружающему миру по теме: «Звёздное небо »
студентки заочного отделения
специальность: 050146
группа: 41Н
Морозовой Ирины Павловны
2015 год