Конспект «Звездное небо.Обобщение по разделу
Тема: «Звездное небо.Обобщение по разделу».
Цели: обобщить элементарные представления о Вселенной,Солнце,звездах,созвездиях,понятии «астрономия».
Оборудование:набор карточек «Жизнь звезды», «Цвет звезд»,мозаика «Космонавт в открытом космосе»,мультимедийная презентация «Звездное небо».
Ход занятия
1.Мир,в котором мы живем,разнообразен,необозрим.Пространству нет ни начала, ни конца,оно беспредельно.Тем и интересно для изучения.
Особенно интересные явления совершаются на небе.Вид звездного неба всегда привлекал и завораживал человека.Когда-то очень давно один мудрец сказал: «Если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли,то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей,чтобы полюбоваться великолепным зрелищем».
Звездное небо-великая книга Природы.И мы учимся ее читать,отвечать на вопросы:
-Что такое Вселенная?
-Что такое звезды?
-Сколько звезд на небе?
-Что такое созвездия?
2.Вселенная…Какое красивое,величественное слово.Что оно означает?
Так называют весь мир,который включает в себя Землю,Солнце,звезды и все пространство между ними.Во Вселенной бесчисленное множество звезд.Одна из них,самая близкая к нам-Солнце.А почему днем мы не видим другие звезды?(Солнце перекрывает своим ярким светом более слабый свет других далеких звезд,и мы не видим их).Но вечером,когда солнышко исчезает за линией горизонта,небо становится совсем другим.Все оно усыпано крошечными солнцами.Сколько их?Нельзя ли их сосчитать?Узнать, сколько звезд на небе,люди пытались давно.Тех,кто роводил бессонные ночи,наблюдая за звездами,раньше называли-звездочеты,сейчас-астрономы( «астро»-звезда),наука-астрономия.
-С помощью каких приборов наблюдают за звездами?(Телескопов.Новейшие: космический «Хаббл»,радиотелескоп,обсерватории…).
-Что же такое звезды?(Звезда-гигантский газовый шар,раскаленный до огромных температур и поэтому светящийся).
Звезды бывают самые разные по величине: великаны (гиганты) и лилипуты( карлики);
По цвету: голубые,белые,желтые,оранжевые,красные.
-От чего зависит цвет звезды?(От температуры.Белые звезды,например, Сириус,очень-очень горячие.Они горячее Солнца(t+100000 градусов)Желтые звезды (Капелла,Солнце)-холоднее(t+6000 градусов).Красные ( Альдебаран)-холоднее Солнца ( t+3000 градусов).
3.Практическое задание:разложить карточки по цвету звезд ( горячие-холодные).
4.Звезды горячие,но почему они так плохо греют? (Дело в том,что звезды очень далеки от нас.
От каждой звезды мчатся к нам лучики,которые рассказывают,какие из звезд горячее.От Сириуса лучик летит более 8 лет. ОтАльдебарана- почти 70 лет! Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было! Луч Солнца достигает Земли за 8 минут).5.Жизнь звезды от рождения до гибели длится миллиарды лет.Как же рождается, живет и умирает звезда?
Практическаое задание: разложить карточки «Жизнь звезды» по порядку (1.Газовое облако 2.Сжимаясь, оно становится густым и плотным 3.Мелкие частицы,сталкиваясь друг с другом, нагреваются, рождая свет и тепло.4.Звезда светится и выделяет энергию.5.Через много лет запасы энергии звезды заканчиваются, она начинает остывать.6.Остывая, звезда раздувается, увеличивается в размерах и превращается в звезду-гигант(красный гигант).7.Взрываясь,звезда сбрасывает газовую оболочку и остается плотное ядро-белый карлик.8.Белый карлик-это маленькая спящая звезда, которая постепенно тускнеет и становится темным и невидимым.
6.Звезд на небе так много, что в них ни за что не разобраться.Вот поэтому люди объединили группы отдельных звезд в созвездия.Самым ярким дали имена.
-Мультимедийная презентация «Звездное небо».
- Рассказы учеников о самых известных созвездиях.
7.Игра «Доскажи словечко».
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,нужен мощный …(телескоп).
Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем умный дядя…( астроном).
Астроном-он звездочет,знает все наперечет!
Только лучше звезд видна в небе полная…(Луна).
До Луны не может птица долететь и прилуниться.
Но зато умеет зто делать быстрая…(ракета).
У ракеты есть водитель,невесомости любитель.
По-английски «астронавт», а по-русски…(космонавт).
8.Игра «Собери картинку».(Мозаика «Космонавт в открытом космосе»).
9.Беседа о ракете, практическое задание: собрать ракету из заготовленных деталей(склеивание бумажной ракеты).
10.Кроссворд (см. мультимедийную презентацию).
11.Тест по разделу.
12.Подведение итогов.