Технологическая карта урока по окружающему миру Звездное небо — Великая книга природы
Тема: Звездное небо – Великое книга природы.
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представления о звездах, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с созвездиями как участками звездного неба, определения границ знания и «незнания»
Тип урока Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звездной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, карта звездного неба; ночник звездного неба, ремни безопасности; толковый словарь русского языка, планшет с интернетом.
Основные понятия Созвездия
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимдействия на уроке Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (урок начинается с видео обращения )- здравствуйте ребята. Меня зовут Алена Олеговна. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Но сначала я задам вам загадку.
В звездном небе до зари
Ярко светят фонари.
Фонари , фонарики
Меньше чем комарики
- давайте быстро отгадаем!!
- правильно, конечно же это звезды! Тема нашего урока «Звездное небо, великая книга природы!»
- Да, мы будем изучать звезды в космическом пространстве. И отправимся в космическое путешествие.
- Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.
На презентации тема «Звездное небо – великая книга природы»
-Ребята, как вы думаете, как мы будем изучать звезды в далеком будущем? Каким вы представляете школу будущего?
- Сегодня давайте представим, что мы находимся в школе будущего. В будущем мир станет настолько развитым, что полет в космос станет более доступнее и проше. Все смотрели мультсериал «Алиса знает что делать». Там школьники учатся в школе будущего, летают в другие планеты, дружат с другими цивилизациями. Все это происходит в будущем.
- Давайте отправимся в космическое путешествие. Для этого пристегните ремни безопасности на спине космического кресла, и наденьте космические пилотки (или галстуки). И так отправляемся 3, 2, 1 СТАРТ!!
(на презентации видео звездного неба)
Слушают, прогнозируют содержание урока на основе музыки. Демонстрируют готовность к уроку.
Прогнозируют школу будущего. Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Устные ответы организация рабочего места
2.Изучение нового материала Знакомство с картой звездного неба, новыми понятиями - вот мы в космосе. Приступим к изучению новой темы.
- откройте учебники, страница 16.
(учитель пользуется электронным учебником)
-(на презентации карта звездного неба)
- Посмотрите, на иллюминатор (то есть в окно космического корабля). Видите, какое огромное количество звезд, и какие они разные.
- Что же такое звезды?
- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
- Нам поможет толковый словарь или интернет.
(Дать одному ученику словарь, другому планшет с интернетом)
- кто быстрее найдет определение этого слова.
Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Запишите определение в тетрадь.
- звезды, которые мы видим на ночном небе – это очень далекие солнца. С земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые –горячие. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые- самые яркие, их температура на поверхности составляет 30 тысяч градусов.
- так же звезды различаются по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше чем наше солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные больше солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие белыми карликами.
- посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд.
- Что вы можете сказать о расположении звезд?
- существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды ученные объединили в созвездия. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ.
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадях. Физкультминутка Долго глядеть на звезды вредно для наших глаз. Давайте сделаем физминутку для наших глаз. Делают физминутку для глаз Практическая деятельность. - теперь рассмотрим некоторые созвездия.
(картина Большой и малой медведицы)
- Что вам напоминает это созвездие?
- Он похож на ковшик. У нас в Туве ее называют 7 хаан, что в переводе означает 7 королей.
- ученые назвали ее Большой медведицей. Есть и малая медведица. А в этом созвездии одна из самых знаменитых звезд – полярная звезда. Она всегда указывает на север.
(картина Ориона)
- что вам это созвездие напоминает. Да это человек. эту звезду назвали в честь древнегреческого охотника Орион. А рядом его пес – созвездие Большой пес. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус.
- а сверху Ориона мы увидим другое созвездие – Телец.
Выше и правее этой звезды мы увидим Плеяды. По этим звездам можно проверять зрение. Если насчитаешь на нем 6 или 7 звезд зрение у вас хорошее! Отвечают на вопросы.
Ищут нужную информацию в учебниках. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок. - Теперь нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Опять пристегните ремни безопасности. Возвращаемся?
- давайте теперь изготовим модель созвездия Большая медведица. Я вам раздам цветные бумаги, а вы разрежьте из нее звезды.
(пока дети делают модели)
- Над какой темой работали?
- Что такое созвездие?
- Назовите созвездия, о которых вы узнали на этом уроке?
- Что больше всего понравилось в уроке?
Почему?
(когда дети сделают модели, попросить их приклеить на ватман)
- Сегодня все хорошо поработали и заслужили быть звездами в созвездии 7 королей. И так 7 королей и королев это….(дети сами подходят и приклеивают свои звезды на ватман)
- А самый лучший на этом уроке был ….он заслужил быть самой известной звездой на небе это Полярная звезда.
- а теперь осталась еще одна звезда это сириус- самая яркая звезда на небе. Как вы думаете, я заслужила быть этой звездой рядом с вами? Хорошо ли я подготовилась на уроке? Если да.. прикрепите и мою звезду рядом с вами.
- а я в свою очередь выставлю ваши оценки в электронный дневник и отправлю вашим родителям!
- молодцы, спасибо за урок!
Отвечают на вопросы учителя
Делают модель созвездия «Большая медведица» Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Домашнее задание Комментарии учителя - молодцы я выставлю ваши оценки в электронный журнал и электронные дневники. Ваши родители могут посмотреть на нашем сайте.
- домашнее задание
1 . Изготовить модель созвездия «Орион» удобным для вас способом.
2. С помощью атласа-определителя узнайте, как найти на небе Полярную звезду, и отыщите ее.
3. Ответьте на вопросы в учебнике на с. 17.
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач