Текстовый документ к инновационному проекту
СЛАЙД 1
Представляю вашему вниманию инновационный проект «Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство формирования у обучающихся ключевых образовательных компетенций».
СЛАЙД 2
Создатель проекта – Залогина О.В.
СЛАЙД 3
Я работаю в сельской малокомплектной школе. Общество считает, что качество обучения в сельских школах ниже, чем в городских. Безусловно, малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников. Именно поэтому моя задача находить новые, более эффективные средства организации образовательного процесса, оптимально используя для этого все возможности.
Актуальность проекта
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут обучающемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Достижение нового качества образования в условиях введения ФГОС ООО невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов ведения образовательной деятельности, оптимизации познавательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.
СЛАЙД 4
Чтобы помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире, нужно формировать ключевые компетенции:
1.Социальную
2.Коммуникативную
3.Познавателную
4.Информационную
5.Нравственную
6. Культуроведческую
СЛАЙД 5
Гипотеза проекта: применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы будет способствовать формированию у обучающихся ключевых образовательных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.
СЛАЙД 6
Цель проекта: моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
СЛАЙД 7
Задачи проекта:
развитие навыков анализа и критического мышления у обучающихся;
соединение теории и практики;
представление примеров принимаемых решений;
демонстрация различных позиций и точек зрения;
формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
СЛАЙД 8
Учитель на современном этапе развития образования сталкивается с несколькими противоречиями:
1) Цели традиционной педагогики ориентированы на передачу определённой базы знаний, а цель, поставленная сегодня перед образованием, обществом, родителями, - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
2) У многих школьников отсутствует мотивация к учению, а программа и стандарты предъявляют высокие требования.
3) Каждая личность стремится к саморазвитию, самореализации, а педагоги ко всем обучающимся предъявляют единые требования.
Основная проблема методики обучения предмету определяется необходимостью разрешения противоречий между требованиями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания обучающихся.
СЛАЙД 9
Описание проекта
В настоящее время в России идет становление качественно новой системы образования. Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому учителю необходимо знать современные образовательные технологии и использовать их на практике.
Наиболее перспективными на современном этапе можно считать интерактивные технологии, к которым и относятся кейс-технологии.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского «саsе» - случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
СЛАЙД 10
Кейсовая технология – это обучение действием. Овладение ключевыми компетенциями образования становится результатом активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий в предложенных ситуациях. Данная технология впервые была применена в Гарвардской бизнес-школе. (1924г.) Одним из ведущих специалистов в области кейс-технологий в России является В.Д.Киселёв. Я считаю, что данную технологию можно использовать на уроках русского языка и литературы, при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
СЛАЙД 11 + 2 щелчка
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
- метод ситуационного анализа
- метод инцидента
- метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
СЛАЙД 12
Вот ход урока, проведённого мной по методу кейсов.
Этап Содержание деятельности
Форма
работы Время
1 · Ознакомление с ситуацией.
· Выявление проблем
· Обобщение информации
· Анализ информации Индивидуальная 30%
2 · Уточнение проблем и их иерархия
· Формулировка альтернативных решений
· Составление перечня «+» и «-» каждого решения
· Оценка альтернатив Групповая 50%
3 · Обоснование выбора решения
· Разработка плана реализации решения
· Презентация результатов Индивидуальная и групповая 20%
СЛАЙД 13
Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно – ролевых игр. Изучение сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». (5 класс). После моего слова о писателе, краткой характеристики его деятельности, после работы над содержанием// обучающиеся, разделённые на две группы, должны предположить, как поступит Степан: промолчит или сдержит своё слово// с обязательной аргументацией своего выбора.
СЛАЙД 14
После ответов учеников вторая группа разыграла эпизод «Степан и приказчик». Мы сравнили авторский вариант// и решения детей.
СЛАЙД 15
При изучении творчества И.А. Бунина в 7 классе.(«Цыфры») мы обсуждаем такие кейс-ситуации:
В чём причина конфликта?
- Кто виновен в возникновении конфликта?
- Как ведут себя участники конфликта?
- Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?
- Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?
- Предположите свой вариант развития событий.
СЛАЙД 16
Класс предварительно делится на группы.
Каждая группа детей получает кейс и разыгрывает свой вариант развития событий.
СЛАЙД 17
Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.
СЛАЙД 18
Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы обучающиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
СЛАЙД 19
Многие учителя русского языка считают одной из трудных тем – «Склонение имён числительных». Перед её изучением я нацеливаю своих учеников, что на следующем уроке будем проводить кастинг, чтобы работать на телевидении. Поэтому обучающиеся внимательнее и серьёзнее слушают учителя. На уроке каждому ученику предлагаю несколько кейсов со статьями журналистов, содержащих имена числительные. Необходимо отредактировать тексты, записав числовое выражение словами. Например, «…хлеборобы собрали около 196 центнеров зерна…».
Или на уроках в 7 классе производим разбор почты руководителя// (документации, корреспонденции), что имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.
СЛАЙД 20
Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры мной предлагается к рассмотрению набор кейсов с отдельными строками из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц я предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.
СЛАЙД 21
Результат решения кейс-заданий может быть представлен также в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы в каждом классе. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, обучающиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
СЛАЙД 25
Результат представленного педагогического опыта
Показателями моей работы по формированию ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием кейс-технологий можно считать следующие достижения: участие детей во внеклассной работе, школьных мероприятиях, олимпиадах; повышение уровня положительной мотивации и интереса к учению, рост уровня обученности и качественной успеваемости обучающихся.
СЛАЙД 26
Использование современных образовательных технологий, в частности кейс-технологий, способствовало достижению обучающимися учебных, личностных результатов, формированию ключевых образовательных компетенций.
СЛАЙД 27
На основании диагностических данных, можно сделать вывод, что в классах, где я преподаю русский язык и литературу, использование современных образовательных технологийспособствует росту уровня мотивации учения: по сравнению с прошлым годом возросла доля детей, имеющих высокий уровень мотивации, на 36%. СЛАЙД
Уровень 2012-2013 2013-2014
% от общего числа % от общего числа
Очень высокий уровень мотивации учения 0 % 0 %
Высокий уровень мотивации учения 27,3 % 63,6 %
Нормальный (средний) уровень мотивации учения 36,4 % 27,3 %
Сниженный уровень мотивации учения 9,1 % 9,1 %
Низкий уровень мотивации учения 27,3 % 0 %
СЛАЙД 28
Эффективность реализации проекта характеризуется динамикой успеваемости по русскому языку и литературе
Учебный год 2010 - 2011 2011 - 2012 2012-2013 2013-2014
Качество знаний 8 класс – 50% 9 класс – 75% 6 класс – 50% 7 класс – 67%
6 класс – 100% 7 класс - 100% 8 класс –50% 9 класс - 67%
Всё вышеизложенное позволяет утверждать, что цель проекта
- моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы – ДОСТИГНУТА.
Главные задачи проекта ДОСТИГНУТЫ
Таким образом я доказала, что наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании и дополнении друг друга. СЛАЙД