Конспект урока по ИЗО в 5 классе.Декоративное рисование.(украшение рабки) по мотивам сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка»
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
" Декоративное рисование"(украшение рыбки)
/по мотивам сказки А.С. Пушкина.
«Золотая рыбка»/
Тема урока: Декоративное рисование. (украшение рыбки)
5 класс
Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Место проведения: Учебный класс.
Время: 40 минут.
Оборудование: компьютер, проектор
Цели:
Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с приемами декорирования.
а). эстетическая: развитие эстетического и художественного вкуса детей;
б). воспитательная: формирование чувства любви к народному искусству, понимание его красоты, непреходящей ценности всего живого;
в). познавательная: осознание единства природы и человека, понятие красоты природы и ее изображение.
Задачи:
а). развивающая: знакомство с возникновением жанра печатной графики - иллюстрацией как формы выражения человеком отношений к миру природы в изобразительном искусстве;
б). техническая: совершенствование навыков декорирования живописными материалами.
Материал и техника: акварель, бумага.
Зрительный ряд: Репродукции картин И.Я Билибина.
Компьютерная презентация «Орнамент»,
Новые понятия: печатная графика, иллюстрация, художник - иллюстратор.
План урока.
1. Организационный момент. Объявление темы, целей и задач занятия – 3 минуты.
2. Вступительное слово учителя. Актуализация темы. Знакомство с ключевым термином занятия «Графика», «Иллюстрация» - 10 минут.
3. Знакомство с творчеством русского художника – иллюстратора Иваном Яковлевичем Билибиным.
4.Объявление практического задания.
5. Самостоятельная работа.
6. Выставка.
7. Подведение итогов. Выставление оценок - 3 минут
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный момент. Объявление темы, целей и задач
- Сегодня на уроке мы с вами более подробнее познакомимся с видом изобразительного искусства - графика, с разновидностью графического изображения - иллюстрация, познакомимся с различными видами орнамента, выполним коллективную работу «Подводный мир».
2 . Вступительное слово учителя. Актуализация темы.
- Книга - наш спутник по жизни. С самого раннего детства мы знакомимся с книгой. Когда вы не умели читать, мама читала вам сказки на ночь, первую книгу которую вы прочитали от корочки до корочки – это букварь.
- Когда вы приходите в библиотеку или магазин книг как вы выбираете книгу?
- Чем вы руководствуетесь при выборе книг?
Картинки! - Вот эти картинки в изобразительном искусстве называются иллюстрации, а книжная иллюстрация является самым распространенным видом графического искусства.
-Что же такое графика?
- Графика название этого вида изобразительного искусства происходит от греческого слова grapho, означающего «пишу», «рисую». Таким образом, если строго придерживаться значения этого термина, то к графике следует отнести, прежде всего, рисунок, гравюру т. е. те виды искусства, в которых изображение создается при помощи линии, точки, тона оставляемой соответствующим инструментом (карандаш, перо).
/показ слайда №2/
-Давайте попробуем вместе дать определение, что такое графика.
На самом деле под графикой сейчас принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства.
Особенно часто каждому из нас приходится встречаться с печатной графикой.
/показ слайда №3/
- Это плакаты, рекламы, афиши. Художники выполняют оригиналы этих произведений, а затем их размножают типографским способом – печатают.
Одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а иллюстрирование детской книги – одна из самых сложных его областей. Иллюстрация – это отдельные эпизоды, сцены развития сюжета, образы героев книги, и, конечно - же, выражения своего отношения к содержанию читаемой книги, к его героям.
Иллюстрации к сказкам это особый жанр: ведь в них воспринимается мир вымысла, мир народной фантазии. Иллюстрация в книге должна быть ясной по теме, четкой по композиции, простой и лаконичной по технике исполнения.
Она должна быть такой, чтобы, рассматривая ее, сразу мог понять, о чем идет речь.
3. Знакомство с творчеством русского художника – иллюстратора Иваном Яковлевичем Билибиным.
Сегодня на нашем занятии мы прикоснемся к творчеству выдающегося русского художника – иллюстратора Иваном Яковлевичем Билибиным, на его счету множество иллюстраций, но излюбленным мотивом его работы это было иллюстрация к русским сказкам.
/показ слайда №4/
В 19905 году была издана «Сказка о царе Салтане» кто написал эту сказку? - А.С.Пушкин. - А иллюстрировал её Иван Биллибин. /показ слайда №5/
Обложка книги, украшена сложным орнаментом, напоминающий узор нарядной парчи. Текст гармонично, целостно вписывается в рисунок. Все это представляет собой единое художественное целое.
/показ слайда №6/ Одна из лучших иллюстраций – «Бочка по морю плывет» Тяжелая бочка как бы соскальзывает с высокого гребня упругой белопенной волны. Над бушующем морем синее небо, усеянное яркими звездами. По нижнему краю листа орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные вышивки, или вологодское кружево.
/показ слайда №7/
На другой иллюстрации изображен сказочный город, на который с радостным удивлением взирают князь Гвидон и его мать. Обратите внимание на тщательную проработку всех деталей, нет лишних линий, точек все целое, все взаимосвязано. Нет пустых мест все заполнено. Иллюстрация как бы воспринимается как узорчатый фантастический ковер.
- Я хочу особое внимание заострить на этом. Чтобы в дальнейшей ваших работах всегда была законченность, использовалось все поле листа. Каждый элемент вашего рисунка был тщательно проработан.
- Иван Биллибин стремится передать очарование старины, с каким мастерством он изображает старинные костюмы. Однако он не просто воссоздавал их подлинный облик, а изобретательно, талантливо фантазировал, что позволяло ему передать особую, праздничную, волшебную атмосферу сказки. А Иван Билибин выступает в роли волшебника.
4.Объявление практического задания.
- Вот мы сегодня все в классе будем волшебники. Все обыкновенное мы будем превращать в необыкновенное сказочное.
- Иллюстрации к какой сказке показаны на экране? /показ слайда №8/
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод-
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод –
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод –
Пришел невод с одною рыбкой
Как взмолится рыбка
Человеческим голосом
«Отпусти ты, меня старче, меня в море»
Ничем я тебе помочь не смогу
Ведь я обыкновенная рыба
Старик поймал обыкновенную рыбку. Вот такую.
/показ слайда №9/
- А мы же с вами волшебники! Все обыкновенное мы будем превращать в необыкновенное
Через несколько минут эта рыбка вашими стараниями должна превратиться в необыкновенную сказочную, волшебную Чудо - рыбу. И в этом нам поможет копилка чудес, из которой мы можем достать украшения для рыбки; кружочки, овалы, треугольники, ромбики, линии и другие декоративные элементы.(Знакомство с различными видами орнаментов)
5. Самостоятельная работа.
- На альбомном листе обводим рыбку. Берите ваши волшебные палочки (фломастеры, мелки, карандаши), и начинаем волшебство!
- Превращать обыкновенное в необыкновенное, сказочное.
6. Выставка.
- Давайте ребята отпустим наших волшебных рыбок в синее море, пусть гуляют там себе на просторе, и приносят людям радость.
/После завершения декорирование учащиеся вырезают рыбку, и прилепляют на заранее подготовленное панно «Подводный мир»/
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
8. Рефлексия .
- Все поработали отлично
- Чья рыбка вам нравится больше?
- Какое основное правило вы усвоили сегодня на нашем занятии?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- С какими новыми терминам вы сегодня познакомились?
9. Домашнее задание.
- Найти в интернете иллюстрации И.Я. Билибина.
- Урок закончен, спасибо!
15