Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Гуси-лебеди»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 35
муниципального образования Каневской район
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Гуси-лебеди»
Работа
воспитателя МБДОУ ДСОВ № 35
Юрченко Ольги Ивановны
ст.Челбасская, 2014 год
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
во второй младшей группе «Гуси-лебеди»
Программные задачи.
Образовательные:
Продолжать упражнять в умении определять пространственные направления от себя и в счете до 4-х; совершенствовать навыки сравнения двух контрастных и одинаковых групп предметов способом приложения и пользовать слова: много, поровну, одинаково, столько- сколько, больше- меньше;
Развивающие:
Развивать память, мышление, восприятие, познавательную активность, самостоятельность, формировать образные представления;
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помогать попавшим в беду, совершать добрые дела. Возрастная группа: вторая младшая группа, дети 4-х лет.Форма ОД: познавательное. Форма организации: подгрупповая.Методы и приёмы: Наглядные: плоскостные элементы сказки «Гуси-лебеди»( плоскостная яблоня с прикрепленными к ней яблоками красного и зеленого цвета, молочная река, зеленые и желтые листочки разного размера, избушка на курьих ножках, баба-Яга, Ванюшка и Машенька); карточки, счетные двухполосные линейки, счетный материал(яблоки красного и зеленого цвета ,зеленые и желтые листочки разного размера- на каждого ребенка) . Словесные: художественное слово, вопросы к детям, объяснение, рассказ воспитателя, педагогическая оценка; Практические: работа с раздаточным материалом; Игровые: подвижная игра с бабой-Ягой.
Предварительная работа: Проведение образовательной деятельности по упражнению в умении определять пространственные направления от себя и в счете до 4-х; учили сравнению двух контрастных и одинаковых групп предметов способом приложения и пользоваться словами: много, поровну, одинаково, столько- сколько, больше- меньше; чтение сказки «Гуси-лебеди».
Ход образовательной деятельности:
I. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, что нужно делать при встречи?
Дети: Здороваться!
Воспитатель: Правильно, давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!Воспитатель: Придумано кем – то Просто и мудро, При встрече здороваться!Дети: Доброе утро! Доброе утроВоспитатель: Солнцу и птицам!Дети: Доброе утро!
Доброе утро!Воспитатель: Приветливым лицам!
Дети: Доброе утро!
Доброе утро!Воспитатель: И каждый становится  Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера!
(Психогимнастика – это метод психотерапии, психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую).
Психогимнастика «Лучик»
(выполняется, по просьбе воспитателя, вместе с гостями)
Воспитатель: К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
(Все выполняют действия по тексту)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите попасть в сказку?
Дети: Да.
Звучит мелодия, входит «гном», в руках волшебный сундучок.
Гном: Внимание! Внимание! Дорогие зрители, Чудеса сейчас придут, Интересно будет тут! Я на вас погляжу , Да и сказку принесу! Вы на ус всё намотайте, Сказку вспоминайте! Не грусти, улыбнись! Сказка дарит нам сюрприз!
Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы хотите в сказку попасть, я вам ее принес.(Открывает сундучок и достает несколько игрушек-гусей-лебедей и показывает).Догадались, какая сказка?
Если дети затрудняются, то гном продолжает речь.
Гном: Ну, тогда слушайте:
Жили – были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сынок Ванюша. Собрались, раз отец с матерью в город и говорят Маше: «Ну, дочка, будь умницей, никуда не ходи, береги братца, а мы вам с базара гостинцев привезем…»
Воспитатель: Ребята, вы догадались, в какую сейчас мы сказку попадем?
Дети: «Гуси-лебеди!»
Гном: Правильно, ребята. Я желаю вам удачи и увлекательного путешествия. Я оставляю вам свой сундучок со сказкой. А мне пора в свою сказку. (В этот момент гном прощается и уходит).
Воспитатель: Ребята, а вы рассаживайтесь за столы и мы продолжим сказку.
Дети рассаживаются за столы, на которых разложены карточки, счетные двухполосные линейки, счетный материал(яблоки красного и зеленого цвета ,зеленые и желтые листочки разного размера- на каждого ребенка) .
1 этап сказки
Воспитатель: Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. Заигралась она, загулялась и забыла про братца. Наступил вечер, пришла она домой…
Воспитатель:- А что же было дальше?
Дети: А братца нет ,налетели гуси – лебеди, подхватили братца, посадили его на крылья и унесли.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей-лебедей и встретила на своем пути яблоню (Достает из «волшебного» сундука плоскостную яблоню с прикрепленными к ней я блоками красного и зеленого цвета и показывает- крепит на доску) .Воспитатель на каждый этап достает из сундука элементы из сказки для демонстрации и работы с ними (Молочная река, зеленые и желтые листочки разного размера, избушка на курьих ножках, баба-Яга, Ванюшка и Машенька)
Воспитатель: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? А яблоня ей и отвечает:«Я скажу, если ты поможешь мне».
Воспитатель: Ребята, мы поможем яблоньке?
Дети: Да!
Воспитатель: Сколько яблок висит на яблоньке?
Дети: Много.
Воспитатель: Тяжело яблоньке, надо снять все яблоки. Но подул сильный ветерок, качнул веточки и упали яблоки.
Воспитатель: Какого цвета яблоки?
Дети: Красные и желтые.
Воспитатель: Необходимо собрать яблоки в корзины: красные яблоки в большую корзину, желтые - в маленькую.
Воспитатель: А каких яблок больше, красных или желтых? Как это можно узнать?
Дети: Варианты ответов детей.
(У детей на столе – корзинки с яблоками, карточки, счетные линейки) .Воспитатель: Сейчас возьмите карточки, счетные линейки, положите их перед собой: На верхней полоске карточки счетной линейки, от красной контурной линии положите красные яблоки . (Дети выкладывают) .
Воспитатель: Посчитай, Катя, сколько красных яблок? » (4)
Воспитатель: Теперь возьмите из корзинки желтые яблочки и положите их под каждым красным».
Воспитатель: Посчитай, Миша, сколько у тебя желтых яблочек( 4)
Воспитатель: Что можно сказать о количестве красных и желтых яблок?
Дети: Красных яблочек столько же, сколько и желтых.
Воспитатель: Справились мы с твоим заданием? Теперь, подскажи, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель:«Беги прямо по дорожке и никуда не сворачивай. Там на опушке леса, течет молочная река - кисельные берега, она тебе и подскажет». Побежала Машенька дальше.
Воспитатель: Ребята, чувствуете, ветерок подул, стало прохладно, давайте проведем физкультминутку, согреемся.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше – деревцо все ниже, ниже.
2 этап сказки
Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и река. Молочная река, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель:«Подсказала бы я тебе, да не могу. Видишь, какой сильный ветер был, все листочки с деревьев сорвал, нападали они на меня и говорить мешают. Освободи меня от листьев, и я тебе помогу».
Воспитатель: Поможем речке, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Уберем листья. Найдите большие и маленькие листья. «Зеленый лист – какой по размеру?
Дети: Большой.
Воспитатель: Желтый лист – какой по размеру?
Дети: Маленький.
Воспитатель: А как это узнать? (Путем приложения)
( Дети прикладывают и убеждаются в правильности своих ответов.)
Воспитатель: Ребята, а каких листочков больше, желтых или зеленых? На верхней полоске карточки счетной линейки, от красной контурной линии положите зеленые листочки .Воспитатель: Посчитай, Денис, сколько зеленых листочков? » (4)
Воспитатель: Теперь возьмите желтые листики и положите их под каждым зеленым.
Воспитатель: Посчитай, Миша, сколько у тебя желтых листочков?( 3)
Воспитатель: Ч то можно сказать о количестве листиков?
Дети: Зеленых листиков больше, чем желтых.
Воспитатель: А как сделать, чтобы их было поровну?
(Нужно убрать один желтый листик)
Воспитатель: Уберем один желтый листок. Что теперь можно сказать о количестве листиков?
Дети: Их поровну .Воспитатель: Посчитаем зеленые листочки – 1, 2, 3,
желтые – 1, 2, 3 – их поровну.
3 этап сказки
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Гуси-лебеди полетели прямо, там за лесом живет баба – Яга. В ее избушке ты и найдешь своего братца». Побежала Машенька дальше.
Воспитатель: Смотрите, ребята, - избушка на курьих ножках, а в ней - старая баба-Яга. Рядом сидит Ванюша, Машенька схватила братца и бежать. Увидела баба-Яга и рассердилась…
Под музыкальное сопровождение входит баба-Яга с метлой, сердитая оббегает группу, делает вид, что кого-то ищет.
Баба-Яга: Эй, малявки, видели, куда Машенька с братцем побежали?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Дорогая, бабушка, ну, не сердись. Посмотри, какие у нас замечательные детки ,они очень любят доброту. Если ты с ними поиграешь, то и ты навсегда станешь доброй.
Игра с бабой Ягой (с музыкальным сопровождением)
Баба-Яга: Я - Яга, Яга, Яга!
Я - лечу, лечу, лечу!
Хочешь быть моим хвостом? (показывая на одного из ребенка)
Дети: Да, конечно же хочу! (ребенок становится сзади «паровозиком»)
Игра повторяется несколько раз. Хвост бабы Яги становится все длиннее, пока воспитатель не скажет, что хвост отрывается- дети идут на свои места.
Баба-Яга: Ой, как мне понравилось играть, а искать Машеньку и ее братца Ванюшку совсем не хочется. Оказывается, быть доброй совсем не сложно, спасибо вам, ребята. А мне пора возвращаться (прощается и убегает).
III. Заключительная часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? Почему? Какое задание показалось самым сложным? Какое - самым легким? (Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Да, потому, что вы очень дружные, добрые, умеете считать, решать задачи и никогда не бросаете друзей в беде!
Использованная литература и интернет-ресурсы:
1.Открытое занятие по математике во второй младшей ...www.maam.ru/.../otkrytoe-zanjatie-po-matematike-vo-vtoroi-mladshei-g...
2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа. Под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.3-е издание, испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.
3.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.-48с.
4.Секреты увлекательного занятия (из опыта работы ...ped-kopilka.ru/.../sekrety-uvlekatelnogo-zanjatija-iz-opyta-raboty.htmlКонспект открытого занятия по ФЭМП
с  элементами    эксперементирования.
Т е м а : «Путешествие на волшебном паравозике»
Подготовила и провела :воспитатель 2 кв. категории
Садртдинова Л .Х.
Казань 2013г.
Программное содержание:
 
Совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине (широкий-узкий), цвету
(одинаковые-разные), количеству (много-мало),  размеру (большой-маленький) и обозначать результаты сравнения соответствующими словами;
 Упражнять в знании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умение находить их в окружении.
 Совершенствовать умение выделять один предмет из группы;
 Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их.
 Воспитывать интерес к математике, самостоятельность детей.
Дидактический наглядный материал:
 Бабочки - желтые, красные, синие, зеленые; бумажные цветы тех же цветов (по количеству детей);
 2 ручейка из бумаги (широкий и узкий);
 Билеты с изображением геометрических фигур (∆ □ ○) разного цвета;
 Тазики с водой и кисточки и краски трех цветов(красный,синий,зеленый).
 Тарелка с конфетами.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя. Дети входят в группу и встают полукругом лицом к гостям.
 Восп.: Сегодня к нам пришли гости .Ребята, давайте поздороваемся с гостями:
 Здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!
 Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу. Какие вы сегодня красивые.
 Воспитатель: С добрым утром, друзья!
 День наступил прекрасный,
 Потому что в нём Вы и Я!»
 - Ребята, мы сегодня с вами поедем путешествовать. Как вы думаете, на чем можно поехать в лес? (На машине, на автобусе, на поезде). Угадайте загадку и узнаете, на чем мы с вами отправимся в путь.
  Еду в нем на верхней полке
 К морю, к солнышку, на юг.
 А колеса без умолку:
 Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
 (Поезд).
 Правильно это паровозик и мы поедем на волшебном паравозике. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять каждому определенное место. (Раздать билеты) посмотрите внимательно
на свои билеты. Что на них изображено? (геометрические фигуры разного цвета) вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура как и на билете, (рассаживаются) Я буду
 кондуктором: приготовьте свои билеты, (проверка билетов и мест)и на что похожи ваши
 геометрические фигуры:квадрат на телевизор,окно….круг на мяч,яблоко…треугольник на пирамидку.
 
- Ну а теперь поехали!
 Загудел паровоз
 И вагончик повез:
 “Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
 Далеко я укачу!”
 Вагончики зеленые
 Бегут, бегут, бегут.
 А круглые колесики:
 “Тук-тук, тук-тук, тук-тук!”
 (музыка «Песенка паровозика»)
 - Ребятки, давайте сделаем остановку. но для начала загадаю загадку:
 1:дарят в праздник мамам
 2:вкусно пахнут но не духи
 Правильно это цветы.
 Впереди такая красивая цветочная поляна, (выходят). На полу лежат 2 ручейка - узкий и широкий. Ой,смотрите нам путь преградили ручейки. Сколько их? (два) Одинаковые ли они? На что они похожи?  
( шарфик ,линейка….)Через какой ручеек нам легче перешагнуть? (через широкий) почему?Давайтеперешагнем его.
- Смотрите здесь растут цветы. Сколько их: много или мало? (много) Одинакового ли они цвета?
 Какого цвета здесь цветочки? (красные, желтые, синие, зеленые)
А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Ребята отгадайте загадку
  Шевелились у цветка
 Все четыре лепестка.
 Я сорвать его хотел -
 Он вспорхнул и улетел.
 (Ответ : Бабочка).Правильно ребята,смотрите, а вон там сидят бабочки.
 Сколько их?(много)Давайте поиграем в игру: найдем для каждой бабочки свой цветок.(дети берут
 бабочки)восп-ль :сколько у тебя Маша бабочек?(один)...сколько осталось?(ни одного).
 Давайте мы тоже превратимся в бабочек и поиграем.
 Физкультминутка превращение в бабочку.
 Спал цветок и вдруг проснулся.
 Больше спать не захотел.
 Потянулся, шевельнулся,
 Взвился вверх и полетел.
 А сейчас мы с вами поедем в лесную лабораторию.
 Посмотрите здесь тазики с водой. сколько их?(много)что там?(вода)какая она?(чистая)
 Восп-ль: а давайте мы покрасим воду.дети берут кисточки и красят воду, первый в красный цвет,
 второй-синий,  третий-зеленый.
 А сечас мы поедем в детский сад.(в руках у восп-ля тарелка с конфетами)сколько конфет?(много)
 Давайте девочки возьмут конфеты  красного цвета, а мальчики-синего  (берут) . осталось
 сколько?(один) восп-ль берет один .осталось сколько (ни одного)
 Понравилось путешествие (да).