Конспект открытой организованной учебной деятельности по Ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе


Естиярлар тобында тәжірибиелік элементтерімен қоршаған ортамен танысу бойынша ашық ұйымдастырылған оқу әрекетінің әзірлемесі
Конспект открытой организованной учебной деятельности по Ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе
Тәрбиеші: Кириленко Т. В.
Воспитатель: Кириленко Т. В.
Білім беру саласы: «Познание»
Тақырыбы: «Волшебное яичко»
Мақсаты: учить проводить простые эксперименты с яйцом, используя схемы прививать интерес к экспериментированию; учить делать поделки из яиц; продолжать использовать в речи слова на казахском, английском языках; развивать наблюдательность, внимание, фантазию, творчество, умение работать коллективно; воспитывать желание узнавать что-то новое, работать сообща.
Демонстрациялық материал: телефон, телевизор, схема правил поведения в лаборатории, схемы проведения экспериментов, фрагмент мультфильма «Курочка Ряба», соль.
Үлестірмелі материал: яйцо вареное, сырое на каждого ребенка, пол литровая банка с водой, ложечка, пластилин, готовые шаблоны крылья, лапки для цыпленка, пластилин черного и красного цветов, салфетка.
Алдын-ала жүргізілетін жұмыс: рассматривание яиц (определение цвета, формы, назначение и т.д.), инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Сөздермен жұмыс: яйцо, желток, белок, скорлупа. Қостілділік компонент: яйцо — жұмыртқа, желток — сарыуыз, скорлупа — қабық, белок — ақ, цыпленок — балапан.
ҰОӘ барысы (ход ОУД):
В: - Ребята, посмотрите, на улице светит солнышко, оно такое яркое, теплое. А давайте и мы улыбнемся друг другу и попросим у солнышко подарить нам свое тепло.
Күннің көзі, күннің көзі
Жақсы көрем сені мен!
Күн мен жылулықты
Тағы сұрап көрем сенен
Бірлік пен жақсылықты
Мәнгілік пен достықты.
Возьмемся за руки и подарим тепло наших рук друг другу.
Бүгін бізде өзгеше күн. Бізге бүгін қонақтар келді.
Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости.
Амаңдасамыз, балалар!
Д: - Сәлеметсіз бе, құрметті қонақтар!
How are you dear guests!
В: - И тепло наших рук подарим нашим гостям (раскрывают ладони и «сдувают» с них воображаемое тепло).
Раздается звонок по телефону, воспитатель берет трубку, отвечает.
- Балалар, білесіңдер ме бізге кім хабарласқанын?
В: - Балалар, знаете кто звонил?
Это наш друг Знайка, ему бабушка прислала из деревни целую корзину яиц. Знайка провел опыты и эксперименты с яйцом и своими знаниями хотел бы поделиться с нами, он приглашает нас в свою необычную лабораторию «Почемучка».
Зертханаға барайық.
Пойдем в лабораторию?!
Д: - да... В: - Но перед тем как мы отправимся, давайте, вспомним? что такое лаборатория, и для чего она нужна.
Д: - Лаборатория — это учреждение, ведущее экспериментальную научно-исследовательскую работу.
Лаборатория - помещение, оборудованное для проведения опытов.
В: - Жақсы, балалар.
Жұппен тұрып, жолға шығайык.
А теперь в путь, встаньте парами!
(Дети идут под музыку)
Міне зертхана!
А вот и лаборатория!
Перед входом таблички (правила поведения в лаборатории).
Қалай ойлайсыңдар, бұл не?
Как вы думаете, что это?
Д: - Правила поведения в лаборатории.
В: - Давайте, вспомним правила поведения в лаборатории!
Д: - Внимательно слушать воспитателя, нельзя трогать предметы без разрешения, нельзя баловаться: громко разговаривать, спорить, драться, работу выполнять аккуратно, по окончании работы убрать все на свои места.
(В лаборатории детей встречает Знайка, здоровается на двух языках: казахском и русском).
З: - Менің зертханама қош қелдіңіздер!
Добро пожаловать в мою лабораторию!
Ребята, вы? Наверное? устали пока шли?!
Отырып дем ал!
Садитесь, отдохните!
- Пока вы будете отдыхать я предлагаю вам посмотреть один очень интересный мультфильм (просмотр фрагмента мультфильма «Курочка Ряба»).
З: - Ребята, курочка Ряба снесла не одно, а много яиц. И бабушка прислала их мне в подарок, они непростые, дарю их вам! - В этих яйцах для вас секрет, желаю творческих побед! (дарит корзину с яйцами).
В: - Что за секретные яйца подарил нам Знайка. - Хотите узнать? Давайте вместе разгадаем секреты!
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
(2 группы по 5 детей за столами, на столах: 5 тарелочек, по 1-ому сырому, 1- вареному яйцу – все прикрыто салфеткой, дети убирают салфетки).
1. Эксперимент
В: - Перед нами 2 яйца, одно сырое, другое вареное. - Как узнать, которое из них сырое, а которое вареное? Д: - можно попробовать разбить их, потрясти яйцо, а мне бабушка говорила, что яйцо можно покрутить на столе и узнать вареное оно или сырое.
В: - Ребята, посмотрите на яйцах что-то нарисовано.
Бұл не?
Что это?
Геометрические фигуры: круг и квадрат.
В: - Возьмите яйцо на котором нарисован круг, вращаем на столе (каждая группа детей проводят опыт, сначала вращают сырое яйцо (на котором нарисован круг), а потом – вареное (на котором нарисован квадрат)). - Как вы думаете, яйцо, на котором нарисован круг, какое: вареное или сырое? - Как оно вращалось?
Д: - Яйцо вращалось медленно, неуклюже.
В: - Как вращалось яйцо, на котором нарисован квадрат?
Д: - яйцо вращаелось быстро, легко.
ВЫВОД: 1-ое было сырое, оно вращается неуклюже, лениво т. к. желток и белок внутри болтаются, мешают яйцу раскрутиться. 2 – ое вареное – оно вращается легко и быстро.
2. Эксперимент
В: - Вы когда-нибудь роняли сырое яйцо? - Что бывает при падении? (ответы)
- Дәмін қөрейік! Маған келіндер. - Давайте попробуем! Подойдите ко мне.
(Дети выходят и вместе с воспитателем и Знайкой роняют с высоты «яйцо в пакете»). - Что мы видим?
Д: - яйцо разбилось. В: - Да, и из него выпал желток, белок, а это скорлупа.
Давайте, рассмотрим разбившееся яйцо. (дети рассматривают разбившееся яйцо).
А теперь попробуем бросить вареное яйцо.
Что с ним произошло?
Д: - Оно разбилось, но желток и белок не вылился, потому что его сварили.
ВЫВОД: при падении сырое яйцо бьется! Надо с яйцом обращаться осторожно.
З: - Балалар, келіңдер демалайық, сосын ойнаймыз.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем!
Физминутка «Яичко» (на английском языке)
Our bird is very small It has egg like a ball We can quickly it to roll We ‘ll not allow it to fall It is a very nice and more We can to roll it on the floor.
Маленькая птичка
Принесла яичко.
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим-
Мы яичко отдадим.
(Детям раздаются маленькие киндеры, они катают их между ладошками).
3. Эксперимент
В: - Кәне тағы бір құпиясын білейік.
Давайте разузнаем еще один секрет.
(На столе пол литровая банка с водой, столовая ложка и одно сырое яйцо). Перед вами обычная вода и сырое яйцо. Опустим яйцо с помощью ложки в воду (делает каждый ребенок).
Не болды?
Что случилось?
Д: - яйцо утонуло.
- Какой вывод можно сделать? Д: - Сырое яйцо тонет в воде. В: - Яйцо осторожно достаем и кладем в тарелку.
В: - А сейчас мы добавим в воду 2 ст. ложки соли (Знайка и воспитатель кладут соль, дети сами размешивают).
А вы нам поможете размешать соль. Теперь еще раз опустим сырое яйцо в воду.
В: - Не болды?
- Что случилось?
Д: - яйцо не тонет.
В: - Почему?
Д: - соленая вода помогает яйцу держаться на поверхности.
ВЫВОД: в обычной воде сырое яйцо тонет, а в соленой воде удерживается, не тонет.
4. Эксперимент
З: - Ребята, я приготовил для вас фокус!
- Вы любите фокусы? (показывает Знайка, дети только наблюдают).
- Тогда смотрите!
- Вот, банка с обычной водой, опускаю сырое яйцо, что оно делает – тонет. А вот здесь соленая вода, подливаю в банку солевой раствор – что случилось?
Д: - яйцо всплывает. -Яйцо не тонет и не всплывает, а «висит» в толще воды, как подводная лодка.
(Солевой раствор нужно подливать маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект).
ВЫВОД: в соленой воде яйцо может и «висеть», как подводная лодка.
В: - Өте жақсы, балалар!
Мы сегодня узнали много интересного о яйце, давайте расскажем нашим гостям, что мы узнали!
А в этом нам помогут схемы. (Дети находят соответствующие картинки, рассказывают о яйце).
Вот такие интересные мои яйца, а еще они могут превращаться... В: - А что же в них волшебного? Простые яички, не золотые, не превращаются ни во что… З: - Ещё как превращаются! Вот посмотрите! (показ фрагмента «Вылупления цыпленка»).
В: - Ребята, давайте и мы попробуем превратить яйцо в цыпленка.
(к яйцу приклеивают лапки, крылышки, из пластилина лепят глазки, клювик).
- Какие красивые цыплята у вас получились!
- Вам понравилось экспериментировать? - Интересно было?
В: - Ребята, давайте пригласим наших гостей посмотреть на наше творчество!
Д: - Уважаемые гости, приглашаем Вас на нашу выставку!
В: - Наши ребята со своими родителя приготовили много разных поделок из яиц. Просим Вас посмотреть на них.
З: - Ребята, мне очень понравилось как вы проводили эксперименты, соблюдали все правила поведения в лаборатории за это я дарю вам шоколадные яйца.
В: - Давайте ребята, поблагодарим нашего друга Знайку за приглашение, и за подарок!
Қөп рахмет, Знайка!
В: - Ребята, а нам пора возвращаться в группу.
Попрощаемся с нашими гостями.
Сау болыңыз, құрметті қонақтар!
Good-bye dear guests!
(Встают парами, выходят).