Урок истории России ФГОС. Восточные славяне

Конструктор урока № 5
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Восточные славяне и их соседи
Класс: 6
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат – воспитание любви к Родине.
-Метапредметный результат –формирование умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
- Предметный результат – познакомить учащихся с местом расселения, занятиями, верованиями и бытом восточных славян;

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята!


Самоопределение,
Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Назовите тему урока, которую мы рассматривали на предыдущем уроке?
Составьте вопрос – загадку о государстве, используя текст учебника. Например: один из самых древних городов России?
Учитель сообщает: Во 2 тысячелетии до н.э. славяне входили в состав ещё не разделившейся группы индоевропейцев, поэтому общие предки у таких народов, как славяне, балты, германцы, греки, иранцы. Согласно одной из гипотез прародиной европейцев была Малая Азия. Примерно в V веке до н.э. славянские племена, отделившись, освоили территорию Вислы, Одера, Днепра (работа с картой). В ходе переселения славяне разделились на три ветви (составление таблицы совместно с детьми).
Индоевропейцы
Балты Славяне Иранцы Греки Германцы
Группы
Народы

Западная
Поляки, чехи, словаки

Южная
Болгары, сербы, хорваты

Восточная
Русские, украинцы, белорусы


Как вы думаете: о какой группе народов мы будем говорить?
Цель: познакомиться с местом расселения, занятиями, верованиями и бытом восточных славян;
Отвечают на вопросы.
Образование первых государств на территории нашей страны


























Определяют тему и цель урока


Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний


Восточные славяне. 5 век
1. Расселение. Работа с картой на стр.28. Найти на звание племени и обозначить географический ориентир (река, озеро, город)
















2. Хозяйство славян. Составить на основе учебника 2 вопроса кластер.













3. Быт и нравы славян учащиеся изучают, работая с историческим источником из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского о восточных славянах, при изучении макета славянского посёлка и записывают тезисы с помощью педагога:

1. Расселение.
- поляне (Днепр) - словене ильменские (Ильмень) - северяне (Десна)
- полочане (Зап. Двина) - кривичи (в верховьях Волги) - радимичи (между Днепром и Десной) - волыняне, (в верховьях Днестра)
-уличи (Южн. Буг)
-тиверцы (Днестр
-древляне (Припять)
-вятичи (Ока)
- дреговичи (между Припятью и Днепром)
- белые хорваты (Тиса)


1 ряд: Занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбором мёда диких пчёл), ремесло.

2 ряд : Виды земледелия: подсечно- огневое, переложное. Двуполье, трехполье.
3 ряд: Что выращивали: пшеница, рожь, просо, ячмень
- славянский посёлок – это небольшое укрепление на берегу реки в 5-7 дворов; - капище – деревянное сооружение для жертвоприношения; - славяне были язычниками (политеистами); - славяне очень храбрые воины; - важнейшие вопросы решало вече – народное собрание; - с врагами сражались мужчины – народное ополчение
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- каково происхождение восточных славян? - покажите на карте расселение славянских племён - назовите основные занятия славян - как характеризовал славян Прокопий Кесарийский?





Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


1) Интерес- что было интересно на уроке?
Творчество- какие виды работы понравились?
Обучение- чему научились?
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Сегодня все отлично поработали, молодцы.










Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


VI Инструкция по выполнению дом. задания



Дома: прочитать параграф 3. Ответить на вопросы
Записывают дом. Задание.





15