Урок по истории для 6 класса. «Восточные славяне в Византии: гости, иммигранты, жители»
Восточные славяне в Византии: гости, иммигранты, жители
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков познавательной деятельности обучающихся на уроке путем изучения истории взаимоотношений восточных славян и Византии в Х веке.
Вид урока: смешанный (беседа, лабораторная работа, деловая игра, самостоятельная работа).
Цель урока:
- образовательная: формирование представления о взаимоотношениях восточных славян и византийцев в Х веке в процессе складывания и развития Древнерусского государства;
- развивающая: систематизация и обобщение на основе изучения различных источников знаний о Древней Руси и Византии; развитие широкого спектра аналитических умений: конспектирования, составления таблицы и эссе, подготовки развернутых тематических выступлений, формирование навыков критического сопоставления источников, коллективного обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений;
- предметно-практическая: введение учащихся в ситуацию исторического действия посредством переживания, создание образа;
- воспитательная: формирование взглядов, убеждений, качеств, необходимых для личности с позитивной гражданской идентичностью, достижение понимания учащимися важности политического единства населения, разумного отношения к иммигрантам (Византия охотно принимала иммигрантов, находила место в империи, умела использовать иноплеменников в своих интересах, даже если “ославянился весь Пелопоннес и сделался варварским”, как писал Константин VII), развитие интереса к истории, развитие мышления, речи;
Оснащение урока: карты «Киевская Русь в IX – XII вв.», «Византия 1Х-ХП вв», компьютер, презентация «Византия и восточные славяне», учебник, рабочая тетрадь.
Межпредметные связи: литература, политология, география.
Внутрипредметные связи: история России и история средних веков.
Методы и приемы:
- предварительная самостоятельная работа с литературой и источниками изучаемого периода («Повесть временных лет», Константин Багрянородный «Об управлении империей», «Дигенис Акрит»);
- просмотр презентации «Византия и восточные славяне»;
- дискуссия, обобщение и конкретизация изученного материала;
- сравнительный анализ по таблице;
- деловая игра;
- составление письменного эссе о путешествии в прошлое;
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.): фронтальный, индивидуальный, парный, коллективный.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель предлагает тему урока, объясняет цели, форму и этапы урока.
Проблемная ситуация. Народы и государства не могут существовать изолированно друг от друга и необходимо изучить виды их взаимодействия, понять, что эффективное взаимодействие народов и государств происходит не только вследствие разумных действий политиков, но и путем осознания народами на ментальном уровне простой вещи: миром можно добиться лучших результатов, тогда как “суровость может погубить все”.
Изучение данной темы является очень актуальной. Толерантность к другим народам с сохранением собственных культурных традиций и системы ценностей – этот вопрос стоит наиболее остро, пожалуй, для всех стран мира.
Восточные славяне в Х веке и торговали, и воевали с Византией, и поселялись на ее территории. Иноземцы вообще охотно оседали в Византии, которая решала этим ряд своих проблем: покрытие демографического дефицита, рост экономики запущенных районов, пополнение армии, регулирование этнического состава населения, пресечение распространения ересей, охвативших целые области.
2. Просмотр и обсуждение презентации «Византия и восточные славяне» об изучаемых регионах, выделены особенности жизни и менталитета народов.
3.Лабораторная работа. Составление таблицы «Взаимодействие восточных славян и Византии»: вид взаимодействия, характер взаимодействия, политические деятели, результат.
Восточные славяне в Х веке в самом разном качестве тесно общались с Византией, многое перенимая от нее. Не потому ли наша страна столько веков была относительно дружным, хотя и многонациональным государством, что умела брать пример с великой Византии и сохранять свои традиции? Мы проследили основные направления взаимодействия наших предков и Византии, разобрали приемы и методы их общения, выделили наиболее эффективные, перспективные и подходящие для нас сегодня.
4. Деловая игра. Учитель зачитал отрывки из источников и попросил прокомментировать их, ответить на вопросы (см. Приложение).
Византийская этническая политика заключалась в общей тенденции наиболее полно приобщить иноплеменников к жизни в империи.
Власти позволяли новым подданным сохранять местные обычаи в обход официального законодательства в первое время после их инкорпорации, так как иначе произойдет, по словам Константина Багрянородного, “не возникновение дружбы и единения, а вражды и раздоров”. Но к “варварам”, долго жившим в империи, это не относилось, они уже должны “следовать законам ромеев, а не распоряжаться по-иноплеменному. А не зная закона, должны были о нем узнать”. “Варвары”, в том числе славяне, тоже привносили что-то новое, свое, в жизнь империи. Это проявлялось в изменении традиций, менталитета населения. Смешанное происхождение не считалось недостатком, напротив, являлось признаком ума и энергии. Таких людей называли
·
·
·
·
·
·
· (дважды рожденные).
Ни одна страна Европы не была в VI-XII веках местом столь частых и интенсивных иммиграций, как Византия. Примечательно, что сама империя не поощряла выезд за границу своих граждан, если это не были миссионеры, строители храмов, дипломаты, купцы – люди, так сказать, стратегически важных профессий, - или политические изгнанники. Византия сама не искала контактов, предпочитая принимать иноземцев у себя! Опасалась «тлетворного влияния» и «утечки умов» - это ли не страшные для России беды?
Ромеи с их идеей превосходства перед “варварами” очень тяжело воспринимали вездесущность иноземцев. Но они учились с этим жить (иначе пришлось бы воевать!). Национальный вопрос был одним из важных в истории Византии. Но решаемым: Византия как империя существовала с 395 по 1453 – более тысячи лет - дольше, чем какая-либо другая страна именно в качестве империи (для сравнения: Российская империя продержалась 196 лет). Именно потому, что старалась найти общий язык с другими народами как за пределами своих границ, так и путем их интеграции - в обоих случаях максимально соблюдая свои интересы.
5. Эссе. Ученики написали небольшое эссе по вариантам по темам: «Я славянин Х в.», «Я византиец Х в.», сосед по парте проверил эссе, выписывая исторические несоответствия. Учитель оценил как автора, так и цензора.
6. Заключительная беседа. Что является определяющим во внутренней и внешней национальной политике (интересы государства, личные мотивы, долг и честь, морально-нравственные принципы, общечеловеческие ценности и т. д.).
Всегда, в любых обстоятельствах Византия умела высоко держать престиж страны: да, мы в чем-то уступаем, но все равно гордимся своей Родиной, наша страна самая лучшая! Ромеи сами в это свято верили и старались передать эту культурную традицию тем народам, с кем вступали в контакт, особенно Древней Руси, недаром Россия считает себя преемницей этой страны, а Москва названа Третьим Римом!
7. Закрепление. С учетом полученных знаний, умений и навыков обсуждаются исторические ситуации, аналогичные изученным, но из современного исторического периода.
Учащиеся сделали вывод о том, что является конструктивным в межнациональном общении: дружба народов и их взаимовыгодное сотрудничество, национальная гордость и терпимость, умение вместе решать проблемы и задачи. Это залог процветания страны.
8. Подведение итогов работы. Учащиеся заполняют таблицу с колонками: «Знаю, узнал, хочу узнать». Выставление оценок.
Приложение к уроку.
1. “Греки льстивы и до сего дни” – написано в “Повести временных лет”. Как вы оцениваете этот метод византийской дипломатии? Всегда ли надо вступать в военные действия или надо уметь ладить с соседями?
2. Отрывок из книги василевса о том, что пачинахиты, то есть печенеги, “связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю руссов и турок, уводя в рабство их жен и детей, и разорять и землю”. Кто из русских князей пал жертвой подобной тактики? Насколько политика «разделяй и властвуй» является эффективной? Как высокий уровень самосознания народа может препятствовать попыткам посеять национальную вражду?
3. Как ощущала себя Византия, вынужденная постоянно оборонять свои границы? Прокомментируйте выдержку из поучения василевса своему сыну. “о том, какой иноплеменной народ и в чем может быть полезен ромеям, а в чем вреден; [какой] и каким образом каждый из них и с каким иноплеменным народом может успешно воевать и может быть подчинен. Затем – о хищном и ненасытном их нраве и что они в своем безумии домогаются получить, потом – также и о различиях меж иными народами, о [их] происхождении, обычаях и образе жизни”. Насколько важно умение трезво оценивать политическую обстановку? Как политическая терпимость и миролюбие могут противостоять внешнеполитической агрессии? Есть ли золотая середина между миролюбием и умением дать отпор?
4. Как относились древнерусские князья Х в. к одному из методов ромеев “напасть скрытно и совершить нечто мужественное и отважное”?
5. В Х в. один путешественник записал свои впечатления от торжественной церемонии императорского выхода: «Стоит заняться описанием этой процессии, улицы, которая была украшена небольшим количеством дешевых щитов и копий. Немало содействовало впечатлению этого жалкого зрелища и то обстоятельство, что большинство людей, пришедших славить царя, было босоного. Но и византийские вельможи, присутствующие среди этой босоногой толпы, одеты были в очень заношенные и со многими прорехами туники, так что было бы гораздо приличней, если бы они явились в обычном платье, ибо ясно, что эти туники носили еще прадеды, да и у тех они не были новые. Мог ли автор этих слов оказаться жителем восточных славянских земель? Какое впечатление производило на славян посещение Константинополя?
5. Как в современной России можно применить главный принцип Византийской дипломатии “удерживать и сохранять имеющееся; возвращать потерянное; приобретать недостающее”? Актуален ли этот принцип?,
Список использованных источников и литературы
1. Константин Багрянородный “Об управлении империей”. Текст, пер., коммент. / Под ред. Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. М., 1989.
2. Лев Диакон “История” / Отв. ред. Г.Г.Литаврин. М., 1988.
3. Скилица // Лев Диакон “История” / Отв. ред. Г.Г.Литаврин. М., 1988.
4. “Советы и рассказы Кекавмена: сочинение византийского полководца XI века” / изд. Г.Г.Литаврина. М., 1972.
5. “Дигенис Акрит” / Пер., статьи и коммент. А.Я. Сыркина. М., 1994.
6. Лиутпранд “Донесение о константинопольском посольстве” // “Сборник документов по социально-экономической истории Византии”. М., 1951.
7.Литаврин Г.Г. “Как жили византийцы”. М., 1974.
8. Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. «Российская история 6 класс». М., 2013.
9. Литаврин Г.Г. “Византийское общество и государство в X-XI веках”. М., 1977.
10. Диль Ш. “Основные проблемы византийской истории”. М., 1947.
11. “Византия между Западом и Востоком ”. СПб., 1999
12. “Культура Византии”. Т. 2. М., 1974.
13. Каждан А.П. “Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII веков”. М., 1974.
14. Агибалова Е.В., Донской Г.М. “История средних веков”. М., 1999.
15. Иванова О.В. “О путях интеграции иноплеменников в Византийскую империю в VII-X веках” // “Византия между Западом и Востоком”. СПб., 1999.
16. Литаврин Г.Г. “О юридическом статусе древних руссов в Византии в X столетии” // “Византийские очерки”. М., 1991.
17. Щапова Ю.Л. “Византия и Европа. Направление и характер связей в IX-XII веках” // “Византия. Средиземноморье. Славянский мир”. М., 1991.
18. Литаврин Г.Г. “Представления «варваров» о Византии и византийцах в VI-X веках” // «Византийский вестник». Т. 46. 1986.
19. Мельникова Е.А. “Варяги, варанги, вэринги: скандинавы на Руси и в Византии” // «Византийский вестник». Т. 55 (80). 1998.