Статья «О роли педагога в образовательном и воспитательном процессе»


О роли педагога в образовательном и воспитательном процессе всегда много говорилось, не стала эта тема менее актуальной и в наше время.
У педагога в современном образовательном учреждении, будь то школа или среднее специальное учебное заведение, самое главная задача – стать для обучающегося в какой-то степени, проводником знаний и наставником в сложном мире современных экономических отношений. Если говорить о ССУЗах, куда вчерашние школьники поступают с конкретной целью _ получить профессию, то задача преподавателя – стимулировать активную позицию обучающегося и побуждать его к самостоятельному или, по крайней мере, самоуправляемому обучению. Для этого нужно дать ему возможность ответить на следующие вопросы:
- чего я хочу достичь
- почему я хочу изучать это \этому научиться
- какие умения мне нужны для этого
- как я пойму что я этому научился
Таким образом активное обучение предполагает формирование активной позиции обучающихся. Это означает что обучающиеся изначально должны быть ориентированы преподавателем на самоуправляемое обучение и вовлечены в процесс планирования собственного обучения и оценки освоенных знаний. Они реально становятся субъектами процесса обучения и разделяют ответственность за его результат с преподавателями.
Это наглядно демонстрирует опрос, проведенный автором этой статьи среди студентов музыкального колледжа.Студентам предлагалось оценить от 1 до 12 баллов (в порядке уменьшения значимости) следующие качества, которыми должен обладать педагог:
- умение преподавать;
- уважение к ученику;
- интерес к профессии;
- интеллект;
- знание предмета;
- личное поведение;
- рассудительность;
- характер педагога;
- личность педагога;
- способность к сотрудничеству;
- способность поддерживать дисциплину;
- чувство юмора.
Опрос проводился в два этапа в течение двух лет. Студентам 3 курса, прошедшим опрос два года назад, когда они были еще первокурсниками, было предложено пройти его вторично. В опросе приняли участие 40 студентов.
Вот как по результатам опроса, проведенного два года назад, распределились баллы (напоминаем, что баллы должны были расставляться от 1 до 12 по степени значимости):
1 курс 2 курс
Личное поведение 10 10
Знание предмета 2 1
Уважение к ученику 3 2
Способность к к сотрудничеству 12 8
Интеллект 5 7
Рассудительность 8 11
Личность педагога 7 5
Умение преподавать 1 3
Характер педагога 9 6
Способность поддерживать дисциплину 11 12
Чувство юмора 6 9
Интерес к профессии 4 4
Таким образом, на первое место студенты 1 курса ставят умение преподавать, на второе место – знание предмета, третье место отводится уважению к ученику. Студенты 2 курса в первую очередь ценят эти же качества, но с небольшими изменениями в приоритетах: на первом месте для них – знание педагогом своего предмета, на втором месте – уважение к ученику, а на третьем – умение преподавать. Последнее место и первокурсники, и второкурсники отводят способности поддерживать дисциплину, способности к сотрудничеству, рассудительности и, как ни странно, личному поведению педагога. Скорее всего, это говорит о том, что поступившие в колледж и желающие получить соответствующие знания и профессиональную подготовку студенты в принципе могут игнорировать личное поведение педагога, если при этом он хорошо знает свой предмет, умеет его преподать и уважает своих учеников.
А вот результаты опроса, проведенного спустя два года. В опросе приняли участие 40 студентов:
1 курс 2 курс 3 курс
Личное поведение 8 9 6
Знание предмета 4 11 5
Уважение к ученику 2 2 2
Способность к к сотрудничеству 11 12 10
Интеллект 5 4 4
Рассудительность 12 6 7
Личность педагога 10 7 9
Умение преподавать 1 1 1
Характер педагога 6 5 8
Способность поддерживать дисциплину 7 10 11
Чувство юмора 9 8 12
Интерес к профессии 3 3 3
Интересно, что проучившись в колледже два года, эти же студенты меняют свои приоритеты. На первом месте для них по-прежнему умение преподавать, на втором – уважение к ученику, а вот третье место уже занимает интерес к преподавателя к своей профессии, на четвертом – интеллект педагога, и лишь на пятом – знание предмета. То есть, можно сказать, что проучившись в колледже два года, пообщавшись с довольно большим количеством преподавателей разных дисциплин, студенты начинают замечать в педагоге то, ценит ли он свой предмет, как он относится к своей профессии. Студенты придают большее значение тому, обладает ли педагог широким кругозором, является ли он вообще интеллектуальным человеком, или просто отбывает свои педагогические часы, зациклен он только лишь на своем предмете или имеет собственное интересное мнение по многим вопросам, в том числе и по тем, которые волнуют самих студентов.
Самый показательный момент здесь тот, что у студентов всех трех курсов, как у тех, кто поступил в колледж несколько месяцев назад, так и у второ- и третьекурсников, как бы уже имеющих опыт обучения, получения знаний и навыков общения с педагогами, все первые три места расположились одинаково: на первом месте для всех – умение преподавать, на втором месте уважение к ученику, а на третьем месте – интерес педагога к своей профессии. Знанию же своего предмета отводится 4 -5 место, а второкурсники переместили его аж на 11 место. Показательно здесь то, что в последнее время студенты превыше многого (например, интеллекта, личности педагога) стали ценить уважение к себе со стороны педагога. Вероятно, это говорит о многих переменах, происходящих в нашем обществе, но это тема отдельного исследования. Примечательно то, что как несколько лет назад, так и сейчас на первое место студенты все-таки ставят умение педагога преподавать свой предмет. Это может говорить лишь о том, что поступившие в колледж студенты пришли сюда , чтобы получить соответствующую квалификацию, что в первую очередь они заинтересованы в получении знаний и приобретении хороших профессиональных навыков.
Конечно, в опросе принимало участие не так много студентов, но, я уверена, что и при опросе большего числа учащихся результаты были бы примерно одинаковые. Видимо, это тенденция последних лет. Хотя результаты такого же опроса, проведенного в странах ЕС, показывают несколько иные результаты.
Для сравнения вот как выглядят результаты опроса, проведенные среди студентов колледжей в странах ЕС:
Личное поведение 7
Знание предмета 8
Уважение к ученику 9
Способность к сотрудничеству 10
Интеллект 11
Рассудительность 12
Личность педагога 1
Умение преподавать 2
Характер педагога 3
Способность
поддерживать дисциплину 4
Чувство юмора 5
Интерес к профессии 6
Первое место студенты-европейцы отводят личности педагога, на втором месте, как и у наших студентов, - умение преподавать, на третье место европейцы ставят характер педагога. Чувство юмора они ценят чуть выше, а вот интеллект педагога – ниже. Интересно, что невысоко ценится знание предмета, ниже, чем интерес к профессии и личность педагога. Мы не будем делать выводы из этого опроса, а из нашего исследования можно сделать следующий вывод: современному образованию нужны в первую очередь педагоги, хорошо знающие свой предмет и умеющие его преподать. Многие педагоги должны поменять свои взгляды на отношение к студентам, проявляя к ним больше уважения, видя в них своих будущих коллег и рассматривая учебно-воспитательный процесс как процесс сотрудничества.
ГБОУ СПО СК «Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И.Сафонова (г.Минеральные Воды)»
«Роль педагога в учебно-воспитательном процессе в среднем специальном учебном заведении
Методическое сообщение по материалам исследовательской работы
Автор: Наумова О.А.