Урок валеологии на тему Алкоголь — сделай выбор!


Урок валеологииКласс: 4 Учитель: Холкина Т.И.
Тема: Алкоголь - сделай выбор!
Цели:
Выяснить уровень знаний об алкоголе и алкогольных напитках, о влиянии алкоголя на различные органы и системы человека, об изменении внешнего вида и поведения человека под воздействием алкоголя.
Сформировать у учащихся представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, и отработать умение безопасного поведения при встрече с ним.
Подвести к принятию волевого решения об отказе от алкоголя в пользу здорового образа жизни.
Оборудование: карточки:
«Привычки и последствия»,
Изображение этикеток алкогольных и безалкогольных напитков,
Конструктор для создания фоторобота внешности пьяного человека,
Карточки с особенностями поведения;
Ситуации встреч с человеком, находящемся в алкогольном опьянении;«Внутреннее строение организма»;
«Превращение тучки в солнышко»
Литература:
Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие/В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004.
Детство без алкоголя. Комплект наглядно-методических пособий. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами».
Ход занятия
1.Организация класса
2. Объявление темы.
Сегодня мы проведем практическое занятие, работая в парах по теме: «Алкоголь - сделай выбор!»
3. Вступительная беседа о привычках.
Мы несколько занятий говорили о разных привычках. Многие из них полезные, но есть и вредные. А что такое привычка? (ответы детей)
Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет выполнять его, не задумываясь.
Проиллюстрировать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычки»
4. Игра «Привычки»
Каждой паре раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия (Приложение1).
Привычки Последствия
Мальчик чистит зубы;
Мальчик не хочет мыться и умываться;
Группа ребят делает зарядку;
Девочка и её отец убираются в квартире и чистят свою одежду;
Ученик грызёт ногти на уроке;
Ученик опаздывает на урок;
Группа ребят курит;
Двое взрослых выпивают. Здоровая красивая улыбка;
С грязным подростком никто не хочет общаться;
На спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;
Членам семьи приятно находится в чисто убранной комнате;
Врач лечит мальчику воспаленные пальцы;
Мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;
На соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;
Алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он - Наполеон.
Задание парам: к каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если…, то…».
5. Беседа по теме
Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Это привычка - употребление алкогольных напитков. Сформировавшись, она обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека. Чтобы избежать этой привычки, нужно помнить, что такое алкоголь, как он воздействует на организм и научиться жить без него.
Давайте, ребята, вспомним все, что узнали об алкоголе.
Итак, мы часто слышим слово «алкоголь», «алкогольные напитки».
А какие напитки называют алкогольными? (ответы учащихся)
6. Работа в парах
Задание 1 группе: Определить, какие из напитков являются алкогольными. (Ученикам выдаются карточки с изображением этикеток алкогольных и безалкогольных напитков. (Приложение2)).
Задание 2 группе: составить портрет человека, находящегося в алкогольном опьянении. Назвать, какие изменения происходят во внешности такого человека. (Ученикам выдаётся конструктор для создания фоторобота внешности пьяного человека. (Приложение 3))
Задание 3 группе: составить рассказ об особенностях поведения человека, находящегося в алкогольном опьянении. (Ученикам выдаются карточки с особенностями поведения. (Приложение 4))
Задание 4 группе: рассказать, как необходимо вести себя при встрече с таким человеком. Перечислить, какие опасности подстерегают нас. (Ученикам выдаются карточки с ситуациями. (Приложение 5))
7. Проверка.
1.Учитель: Назовите из следующих напитков те, которые содержат алкоголь. (Учитель демонстрирует карточки с изображением различных напитков)
Игра «Мальчики-девочки»: девочки встают, если напиток безалкогольный, мальчики встают, если алкогольный. Ученики 1 группы проверяют правильность своих ответов.
2.Учитель: Если мы не знаем, что именно выпил человек, можно ли по каким-либо признакам догадаться, что он употребил алкогольный напиток и находится, как принято говорить, «в состоянии алкогольного опьянения» (Ученики 2 группы показывают «фоторобот» и рассказывают о внешности).
Вывод: у человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, изменяется внешность, и именно по характерным признакам внешнего вида окружающие могут понять, что человек употребил алкогольные напитки.
А это:
Покраснение лица и шеи;
Покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз;
Затуманенный тяжёлый взгляд;
Отёчность лица;
Неопрятность и неряшливость в одежде.
Обратите внимание, что так может выглядеть только нездоровый, больной человек. Злоупотребление алкогольными напитками постепенно превращается в болезнь-алкоголизм - и лишает человека здоровья.
3. Учитель: Только ли по изменению внешнего вида мы понимаем, что человек находится под воздействием алкоголя или что-то ещё может служить доказательством? (Ученики 3 группы рассказывают об особенностях поведения).
4.Учитель: Говоря о том, что в состоянии алкогольного опьянения человек может быть опасен и для самого себя, и для окружающих, следует представлять, как необходимо вести себя при встрече с таким человеком.
( ученики 4 группы по картинкам отвечают на вопросы):
Какая возникает опасность в данном случае?
Кто подвергается этой опасности?
Какое поведение при встрече с таким человеком будет наиболее правильным?
Игровые двигательные упражнения с карандашом
-Игра «Воображение»
Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах. Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш:
-на голове;
-на лбу;
-на переносице;
-подбородком;
-на ухе.
Участники игры пробуют удерживать карандаш между разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы и слова по предложению учителя.
8. Действия алкоголя на различные органы и системы
Учитель: то воздействие алкоголя на человека, которое мы способны видеть, - это изменение его внешнего вида и поведения. Но каково его влияние на работу внутренних органов?
1.Самостоятельно на карточках раскрасьте маркером те органы, которые поражаются алкоголем (Приложение 6).
2. Проверка. Ученики рассказывают, учитель дополняет.
Учитель:
Мозг является «главнокомандующим» всего организма и по его команде функционируют все органы и системы человека. Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в мозг, в результате наступает кислородное голодание, которое приводит к гибели множества мозговых клеток, не способных уже восстанавливаться снова.
Сердечно - сосудистая система. Главный орган данной системы - сердце. Алкоголь нарушает бесперебойную работу сердца, человек часто ощущает слабость, повышенную утомляемость, головокружение, появляются боли в сердце, и как следствие, может наступить инфаркт-гибель сердечной мышцы.
Дыхательная система. При частом употреблении алкоголя процесс дыхания нарушается, а это, в свою очередь, приводит к снижению общей сопротивляемости организма. У страдающих алкоголизмом людей часто заболевания такие, как хронический бронхит, пневмония, трахеобранхит, воспаление лёгких.
Пищеварительная система. Главными негативными последствиями для пищеварительной системы являются: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, поражение печени, желчного пузыря, желчных протоков и поджелудочной железы.
Мочевыделительная система. Алкоголь воздействует на почки, приводя к нарушению процесса выделения влаги из организма.
Таким образом, мы увидели, что в организме нет ни одного органа или системы органов, которые бы остались «безразличными» к введению в организм алкоголя. При регулярном употреблении алкоголя наносится непоправимый вред здоровью.
9. Подведение итога
1. Объясните пословицу: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». (Объяснения детей)
Медики считают, что алкоголики живут в среднем на 15-20 лет меньше обычного. Почему алкоголь особенно опасен для школьников? ( Ответы детей).
Дети имеют меньший вес, чем взрослые, уровень алкоголя в крови повышается быстрее и влияет более активно. Печень меньше размером и поэтому она менее эффективно борется с алкоголем. Всё это в комплексе содействует более быстрому развитию алкоголизма у детей. Они отстают в росте, становятся худыми, кожа - серая.
- Как вы думаете, по отношению к кому и в каких случаях употребление алкоголя всегда считается незаконным?( ответы детей).
Учитель: Для несовершеннолетних употребление является незаконным. В нашей стране лицам, не достигшим 18 лет, запрещена продажа алкогольных напитков.
-Какие мотивы у детей к употреблению алкоголя?
2. Поиски позитивного решении проблем.
Итак, мы с вами выяснили, каких целей часто хочет добиться тот, кто употребляет алкоголь (улучшить свое состояние и повысить настроение). Но разве только с помощью алкоголя можно достичь этих эффектов?
-А что нужно, чтобы избежать алкоголизма?
(каждому ученику раздается лист «Превращение тучки в солнышко» (Приложение 7)).
-Нарисуйте или запишите те возможные способы превращения тучки в солнышко, которые вам известны.
Итак, сделайте ваш выбор! Что вы выбираете: алкоголь или здоровый образ жизни?
Приложение 1
-4622802995295Игра «Привычки»
334645034759903405505146050-45783594615
-466090188595
2708275130810
29305256155055-236220615505528809952126615-22669521691602880995-409575-412750-418465
289623531527751809753152775277749012509571755-306070
Приложение 2
Для работы с классом
15360657937502985135868045238125693420
-43561044551601205230428371023958554453890-925195419735
2637790381000705485668655-597535820420
472440463486515303503082290-2006602747645 Для работы в парах
Приложение 3
339725334010Конструктор
71120-202565
1507490278130Приложение 4
13887454588510
Приложение 5

Приложение 6
40513062865
Приложение 7
Превращение тучки в солнышко