Статья Реализация стандартов начального общего образования через исследовательскую и проектную деятельность
РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Пластинина Е.В.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Когалыма
Единственный путь,
ведущий к знаниям, -
это деятельность.
(Бернард Шоу)
Главной задачей современного школьного образования нужно считать формирование у ребенка желания и умения овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а так же способности выстроить дальнейшую траекторию собственного образования.
Традиционный подход к обучению не оправдывает себя, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а так же применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях.
Поэтому важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему. Вводились старые забытые технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, портфолио ученика, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, исследовательская деятельность.
В новых ФГОС проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы уделяется особое внимание: «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
В средней школе в соответствии с ФГОС «Программа УУД должна быть направлена на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». «Программа развития УУД должна обеспечивать: формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности овладение приемами учебного сотрудничества в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Для старшей школы ФГОС предусматривает «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Значит, в соответствии с ФГОС обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. Поскольку проектирование – это деятельность, то для обучения проектированию надо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод учебных проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Проектирование - целенаправленная деятельность учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путём знания, приобретается личный опыт их практического применения. Проектное обучение строится на принципах личностно - ориентированного развивающего обучения.
Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Они базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены путем зубрежки. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они являются не просто добавками и дополнениями к «настоящему» учебному курсу. Требование выполнения образовательных стандартов – такое же обязательное для проектного обучения, как и для обычного урока. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащимся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.
Обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно – коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.
Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, метод проектов означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям, объединениям и представлениям; от выслушивания и реагирования – к общению и ответственности; от знания фактов, терминов и содержания – к пониманию процессов; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности. Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся.
Основные отличие проекта от исследования заключаются в том, что
проектная деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Учебно-исследовательская деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.
Типология форм проектов делится по видам, по содержанию, по количеству участников, по длительности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.
В индивидуальном и групповом проекте отрабатываются регулятивные и личностные УУД, коммуникативные и познавательные УУД. Особое внимание учителя обращается на формировании умения целеполагания!
УУД, отрабатываемые при проведении исследования: постановка проблемы , аргументирование актуальности, формулирование гипотезы, планирование деятельности, контроль за деятельностью, коррекция деятельности, оформление результатов, презентация результатов. Особое внимание учителя уделяется формулированию гипотезы.
Поэлементное формирование проектной деятельности, овладение проектированием, должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно. Освоение элемента проектной деятельности (например, элементы проблематизации, презентационные элементы проектной деятельности, целеполагание, планирование деятельности по этапам) является формированием соответствующего специального умения.
По уровню сложности проектных умений делятся на: базовый уровень, продвинутый уровень, высший уровень.
Для поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
В процессе исследования учитель является для ученика консультантом, способным в нужное время направить и проконтролировать его действия. Таким образом, у ученика создается ощущение, что он сам движется к намеченной цели. Важно, что во время этого исследовательского поиска ребенок всегда может обратиться к учителю, если в этом возникает необходимость.
На уроки коллективной исследовательской деятельности можно отвести резервные часы, которые предусмотрены в учебно-тематическом плане по окружающему миру. Чтобы такой урок состоялся, на предыдущих занятиях необходимо познакомить учащихся с каждым из его этапов, чтобы дети лучше ориентировались в предстоящей деятельности. Учитель, завершив работу по предыдущей теме и подведя итоги, сообщает учащимся, какую тему они будут изучать на следующем уроке и какие сведения им необходимо собрать из различных источников. Эта работа требует от учащихся объединения в группы. Внутри групп они распределяются между собой направления поиска, исходя из собственных возможностей и желания (учебник, энциклопедии, справочник, Интернет).
Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.
В своей практике провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность.
Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. В своей работе использую следующие формы организации исследовательской работы:
Урок – исследование
Урок – лаборатория
Творческий отчёт
Урок изобретательства
Урок – презентация
Урок – экспертиза
Урок - совещание
Научно-практическая конференция
Урок коллективной исследовательской деятельности
Урок конференция
Интегрированные уроки
Разноуровневое тестирование
Защита проекта
Научный кружок
По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:
уроки с проведением эксперимента,
работа с источниками информации,
заслушивание сообщений, защита рефератов
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному - базовому, повышенному или самостоятельному уровню.
Важно при организации проектной и исследовательской деятельности организовать учебное сотрудничество. Алгоритм учебного сотрудничества может быть таким: « Я действую самостоятельно, но мы: - распределяем функции; - обмениваемся результатами; - совместно планируем работу каждого; - контролируем и корректируем друг друга; - оцениваем друг друга». Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач! Уважение мыслей и действий другого человека.
На таких уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.
Мы действуем коллективом (обмен происходит в процессе отработки УУД)
Перестройка индивидуального сознания на общую цель, общие ценности, общие критерии, общие методы работы.
Основные принципы совместной деятельности – это:
Индивидуальные вклады в общее дело,
Столкновение и координация разных позиций,
Распределение функций.
Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.
В результате проектной деятельности решаются следующие педагогические задачи на начальном этапе:
Формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для проектной деятельности.
Формирование элементов проектной деятельности.
Простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиями.
Применение проектной деятельности в организации своего учения учащимся.
Одним из важных общеучебных навыков является дискуссия. На начальном этапе необходимо научить ребят вести дискуссию в ходе совместной работы над проектом. Дискуссия помогает сформировать свою точку зрения, отделить свои мысли от чужих, вырабатывает осмысленное чтение текстов. В начальной школе необходима отработка устных форм дискуссии.
Также на начальном - базовом этапе формирования проектных общеучебных умений важно научить ребят рефлексии. «Рефлексия (от reflexio обращение назад) обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление».
Понимание цели учебной деятельности (чему научился? чего достиг?) позволят в дальнейшем ставить перед собой цель самостоятельно.
Оценка способов действий способствует выбору наиболее оптимальных и продуктивных для применения их в дальнейшем.
Привычка облекать в словесную форму и демонстрировать рефлексию создаёт условия для таких общеучебных навыков как самоанализ и самоконтроль.
Следующий - повышенный уровень - Формирование предметных умений как универсальных (общеучебных). Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня. Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня. Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении.
В соответствии с ФГОС, выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме выбирать и использовать методы распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы.
Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект, использовать догадку, озарение, интуицию, целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Самостоятельный уровень - Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные. Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня. Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада. Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач.
«Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности». Главный итог – в самих учениках Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт!
Основными объектами оценки проектной деятельности являются: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции способность к сотрудничеству и коммуникации способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии «Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта».
Уровни сформированности навыков проектной деятельности -
определяется следующими критериями:
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Знание предмета
Регулятивные действия
Коммуникация
Примерная ООП предлагает 4 критерия оценки. При этом важным условием является то, что оценивается не продукт, а деятельность учащегося!
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
3. Сформированность регулятивных действий
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерии оцениваются на 2-х уровнях: Базовый и Повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.
Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
Переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике является целью реализации стандартов второго поколения. Французский философ и математик Блез Паскаль сказал: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Библиография:
Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46
Обухов А.Е. «Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей»// «Исследовательская работа школьников». – 2003. - №4. – С.18-23.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? //Методист 1, 2004/ С. 39-46.
Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
Савенков А. И. «Исследовательская практика: организация и методика» // «Одарённый ребёнок». – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков А. И. «Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование» // «Школьные технологии» – 1998. - № 4. – С. 144-148.
http://минобрнауки.рф/документы/543
15