Описание опыта работы Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
1. Актуальность темы.
Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».
Классный руководитель – профессия души. На наших глазах эта профессия вместе со всей системой образования входит в новую историю, обретает иной смысл и запасается новым методическим багажом. Взаимодействие с родителями – поле профессиональной деятельности классного руководителя, на котором сейчас происходят существенные изменения. Меняется статус родителей (теперь они по закону именуются «заказчиками образовательных услуг»), растет их потребность в понимании того, что и как происходит с их ребенком в школе.
В данный момент я являюсь классным руководителем 2г и 4 г класса. Систему работы с этими классами я спланировала после тщательного изучения результатов диагностики по уровню воспитанности, знаний, по типу темперамента и психологического типа учащихся. Эту работу я проводила совместно со школьным психологом. Результаты диагностики показали невысокую культуру общения между собой, не всегда доброе и уважительное отношение друг к другу, низкую культуру поведения со взрослыми. Предстояла кропотливая и разносторонняя работа по формированию социально адаптированной личности. И я решила привлечь к сотрудничеству родителей. Вот почему одним из приоритетных направлений в моей воспитательной работе стало «формирование социально адаптированной личности через совместную деятельность классного руководителя и семьи».
2.Цели и задачи совместной деятельности классного руководителя и семьи.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Цель — эффективное взаимодействие классного руководителя и семьи для успешной социализации обучающихся.
Задачи:
Учитывать дифференцированный, личностно - ориентированный подходы по отношению к семье, родителям.
Пропагандировать семейные ценности, формировать основы педагогической культуры у родителей.
Привлечь родителей к сотрудничеству со школой, к проведению общешкольных мероприятий совместно с обучающимися; повысить их социальную активность.
Формировать у обучающихся осознанное отношение к будущему.
3. Направления деятельности классного руководителя и семьи
Свою воспитательную деятельность я не мыслю без родительской поддержки. Первым этапом нашей совместной работы является организация родительских групп. Задача родительских групп – это стать родителям помощниками в вопросах воспитания и создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.
Главным направлением в организации родительских групп является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно – воспитательному процессу.
Родители делятся на группы (5-7 человек)
Группа «Учебная часть»
Содержание работы (взаимодействие с родителями):
группа составляет план своей работы;
интересуется учебной работой учащихся;
привлекает родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;
оказывает посильную помощь учителям-предметникам в организации учебных экскурсий;
по возможности вместе с родителями оказывает помощь учащимся, отстающим в учебе;
Вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию мотивации и ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий и вне учебной деятельности.
Группа «Воспитательная часть»
Содержание работы:
организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;
привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;
Группа «АХЧ»
Содержание работы:
группа организует соблюдения санитарного состояния класса (заклейка окон, чистота окон, занавесок и т. д.); уборки;
организует участие в совместных субботниках в классе, школе, на пришкольной территории;
Группа «Творческая»
Содержание работы:
группа организует помощь родителей для: оформления класса (учебного помещения);
Группа «Здоровье»
Содержание работы:
организует совместные вечера, спортивные соревнования и т. д.
встречи с медицинскими работниками для профилактических бесед.
Каждый родитель какой-то период в группе должен проработать организатором деятельности родителей. Совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя в нашем классе успешна, потому что:
— дети, родители и классный руководитель положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
— отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль классного руководителя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Совместно с родителями нами была создана программа «Воспитай человека», которая включает в себя следующие модули:
Я и мой класс, школа.
Главные идеи модуля:
Формирование культуры образовательного учреждения, класса.
Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.
Я и моя семья.
Главные идеи модуля:
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.
Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.
Я и общество.
Главные идеи модуля:
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.
Я и мое здоровье.
Главные идеи модуля:
Забота и сохранение своего здоровья – одна из основных обязанностей человека.
Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.
Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
В работе с родителями я использую следующие формы работы:
Формы познавательной деятельности (дни открытых уроков, творческие отчеты по предметам)
Формы трудовой деятельности (оформление кабинета, посадка памятных аллей)
Формы досуга (совместные праздники, конкурсы)
Родительские собрания
Ролевые игры
Диспуты
Посещение семей учащихся
Переписка с родителями ( Для связи с родителями использую электронный дневник или электронную почту, SMS рассылки. Помню о главном условии переписки - доброжелательный тон, радость общения.)
Индивидуальные консультации
Родительские собрания с участием детей
4.Достигнутые результаты.
Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы.
Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают отношения с учениками параллельных классов, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.
Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
Увеличился уровень познавательной активности учащихся: возросло количество участников олимпиад и интеллектуальных игр, возрос интерес к музеям, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов самих учащихся. ( «У лжи короткие ноги», «Как справиться со злостью», «Загляни в мамины глаза»)
Возрос уровень самостоятельности: дети планируют коллективные творческие дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу.
Почти все учащиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах, музыкальной и художественной школах.
Нет детей, состоящих на учете в школе и ПДН.
Класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях и общешкольных и городских мероприятиях.
Найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.
Заключение
Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития социально адаптированной личности.
Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.
Семья – это общество в миниатюре, от целостности
которого зависит безопасность всего большого общества.
Феликс Адлер
Приложение 1
Программа «Воспитай человека»
Модуль «Я и мой класс, школа».
Главные идеи:
Формирование культуры образовательного учреждения, класса.
Создание традиций и обычаев внеклассной работы в ученическом коллективе.
Главная цель: формирование чувства сплоченности и ответственности за развитие своего ОУ, класса.
Задачи воспитания:
Создавать клубы, кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся.
Стимулировать активное участие учащихся в развитии своего класса.
Формировать у учащихся осознание принадлежности к классному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов.
Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
Содержание воспитательной работы.
Изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желаний участвовать в общественной жизни класса, школы.
Изучение запросов родителей.
Поддержка инициативы учащихся, их самостоятельности в общественной деятельности на благо класса, школы.
Формирование школьных и классных ученических органов самоуправления.
Средства реализации модуля
Создание символов класса.
Проект «Класс, который видим мы», разработка правил и законов класса.
Создание фото- и видео- летописи «Наши достижения».
Акция «Неделя сюрпризов и добра в классе».
Деятельность классного органа ученического самоуправления.
Традиционные праздники: «День рождения класса», «Дни рождения учащихся»
2.Модуль «Я и моя семья».
Главные идеи:
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
Ребенок должен сохранить устои семьи, знать ее корни, быть опорой и надеждой для родителей.
Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с семьей, родным домом.
Главная цель: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
Создание условий для активного участия семьи в воспитательном процессе класса.
Позитивное влияние на формирование у детей и родителей семейных ценностей.
Создание системы целенаправленной воспитательной работы для психолого – педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы.
Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно – ценностной сфере детей и родителей.
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.
Удовлетворение потребностей родителей и консультативной помощи в воспитании детей, просвещение по вопросам психологии и педагогики.
Привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания.
Средства реализации модуля
Тематические классные часы «Родительский дом – начало начал»
Неделя Семьи.
Психолого-педагогические лектории и индивидуальные консультации.
Заседания круглого стола «Дети, родители, учитель» (Вечер вопросов и ответов).
Совместные семейные праздники походы и экскурсии.
Проведение встреч родителей со специалистами.
Участие родителей в управлении классом в составе родительского комитета.
3.Модуль «Я и общество».
Главные идеи:
Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в обществе в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
Осознание учащимися необходимости толерантного отношения и уважения других людей.
Главная цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию решений, проявлению нравственного поведения и общению с окружающими людьми.
Задачи воспитания:
Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.
Изучение учащимися правовых норм и законов государства и формирование ответственного к ним отношения.
Создание условий для нравственного самовоспитания учащихся.
Развитие у учащихся потребности в совершении нравственных поступков.
Содержание воспитательной работы.
Изучение уровня сформированности социально – нравственных ценностей и отношений учащимися к ним.
Привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся.
Создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
Средства реализации модуля
Неделя благодарения (к 9 мая).
Неделя Мужества (к 23 февраля).
Неделя Народного Единства (к 4 ноября).
Уроки Мужества.
Встречи с ветеранами войны.
Экскурсии в музеи.
Викторины, конкурсы на знание государственных символов.
8.Система тематических воспитательных классных часов.
9.Весенняя неделя Добра.
4.Модуль «Я и мое здоровье».
Главные идеи:
Забота и сохранение своего здоровья – одна из основных обязанностей человека.
Образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.
Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья.
Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
Развитие мотивации, у учащихся, сознательного отношения к своему здоровью.
Создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом.
Организация и проведение мероприятий спортивно – оздоровительного направления.
Содержание воспитательной работы.
Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического нездоровья.
Изучение отношения родителей и детей к данной проблеме в школе и дома.
Изучение возможностей социума для создания условий по формированию ЗОЖ в семье.
Изучение спортивных интересов и потребностей в занятиях спортом.
Разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Привлечение родителей - энтузиастов спортивного движения для пропаганды ЗОЖ в семье.
Средства реализации модуля
Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
Беседы на темы: «Школа безопасности», «Юный спасатель».
Районные и городские соревнования (индивидуальные и командные)
Походы, спортивные игры «Зарница».
Приложение 2
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Ежедневно:
Выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с электронным журналом
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий по плану.
Работа с родителями (встречи с родителями по субботам).
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Совещание по планированию работы.
Работа с журналом (списки учащихся, текущие оценки).
Ежемесячно:
Посещение уроков в своём классе.
Консультации у школьного психолога.
Встреча с родительским активом.
Работа в методическом объединении классных руководителей (по плану).
Раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Сдача отчёта по классу курирующему завучу.
Анализ выполнения плана работы за четверть.
Проведение родительского собрания.
Участие в общешкольном мероприятии
Раз в год:
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса.
Проведение социометрического исследования.
Статистические данные класса на начало учебного года.