Доклад Пути вовлечения одаренных детей в исследовательскую деятельность


Вовлечение одарённых детей
в исследовательскую деятельность
ТютринаА.И.учитель технологии высшей категории
МБОУ Белореченской СОШ
Одарённый человек обладает интеллектуальными и творческими способностями, которые требуют самореализации. Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций образовательного учреждения, и поддержки родителей. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
У нас с вами чрезвычайно сложная задача: необходимо воспитать конкурентоспособного человека. Именно технологическое образование в школе призвано внести весомый вклад в решении этой задачи- подготовку молодого поколения, способного активно жить и работать в современном обществе, строить свою индивидуальную траекторию развития, умеющего отвечать за свои поступки.
Для этого необходимо выработать систему деятельности с талантливыми и одарёнными детьми. В неё должны входить:
Выявление одарённых и талантливых детей.
Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников.
Поощрение одарённых детей
Работа с родителями одарённых детей.
Большая роль в решении данных задач отводится уроку.
Новые стандарты требуют повысить мотивацию к обучению и вносят в учебный процесс универсальные учебные действия, направленные не только на приобретение детьми знаний, умений и навыков, но и требуют перейти к обучению детей общению, сотрудничеству, взаимодействию, связанному с проблемами реальной жизни. Сегодня на уроке мы ставим цели развития коммуникативных , личностных, познавательных данных ребёнка, которые должны решаться комплексно.
Современный урок технологии строится на проектной деятельности. Ученики выполняют различные проекты: «Деревянная полочка», «Подарок для мамы», «Художественная роспись» и другие. Многие проекты дети выполняют в парах или в группах. Взаимодействуя, они учатся формулировать цели и задачи проекта, прогнозировать конечный результат. Распределяют обязанности и контролируют друг друга , совместно выполняют презентации. Работа над проектом завершается защитой перед учащимися, что помогает преодолеть неуверенность, дает возможность самоутвердиться, вырабатывает волевые качества, развивает ораторское искусство, формирует интеллектуальные умения, помогает выбрать для себя профессию, которые так важны для конкурентоспособной личности, даёт возможность выявлять творческих и одарённых детей, анализируя особые успехи и достижения ученика.
На первом этапе я создаю банк данных по талантливым и одарённым детям. Начиная с 5 класса, такие детки заносятся в специальную тетрадь, где фиксируются все их успехи и достижения. Проводится диагностика потенциальных возможностей детей. Это результаты тестов на мышление и сообразительность, на выявление нестандартных выходов из сложной ситуации, творческого потенциала, терпения и настойчивости. Это важно для того, чтобы в дальнейшем этих детей не потерять, а подвести их к необходимости в самореализации и развитию способностей.
Для решения этой задачи, на своих уроках применяю нетрадиционные методы обучения, которые не только обогащают учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Такие занятия эффективны и приближают школьное обучение к жизни,реальной действительности, нацелены на развитие конкурентоспособной личности обучающихся, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Дети охотно участвуют, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
На своих уроках я использую нетрадиционные технологии:
- Урок- проект
- Урок-поиск
-Урок – игра
-Урок с применением ИКТ
-Урок - конкурс
-Урок- семинар
Такие уроки я провожу, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем.
На уроках-поисках, используя ИКТ, учащиеся сначала ищут нужную информацию для изготовления поделки, чтобы подарить своим родителя и близким. Затем, находят свой вариант изделия, конструируют и выполняют его. Это может быть вышивка, изготовление разделочной доски, выжигание по дереву, роспись и резьба, шитьё сумки и др. Изучив в 9 классе тему «Современные стили одежды» я попросила девочек найти материал о использовании в современной одежде исторических стилей. Эта тема настолько увлекла их, что некоторые девочки не только нашли такой материал , но и просмотрели сайты интернета, подобрали соответствующую литературу, энциклопедии, провели опросы и анкетирования среди одноклассников, приготовили интересные презентации,Федорченко Ольга подробно изучила эпоху средневековья, Крылова Ольга и Суханова Марина так же изучали готический стиль. Девочки изготовили костюмы с использованием элементов готики. С этими работамиона выступили на районныхи региональных научно-практических конференциях.
Такая поисковая деятельность создаёт благоприятные условия для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции.
Урок-практикум создаёт условия для применения знаний .Изучив тему «Резьба по дереву» я предлагаю ребятам выполнить разные виды резьбы: плосковыемную, геометрическую, художественную, контурную и др. После получения практических навыков, предлагаю выбрать наиболее понравившуюся, более углубленно изучить её и выполнить свой проект. Более творческие и одарённые дети включают в такой проект свои исследования. Так Игнатенко Алексей, стал выяснять в какой местности какая резьба возникла, почему сейчас так мало резчиков, кто и какой резьбой занимается в нашей местности. С этим проектом он выступил на районной научно-практической конференции.
Ребёнку по своей природе свойственно играть. Урок-игра -это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. В 6 классе я предложила игру « С миру по нитке» Девочки были организованы в группы-мастерские: модельеры, конструкторы, закройщицы, швеи. Каждая группа проходила все этапы изготовления сумок. Дети получили опыт взаимодействия в группе, познакомились с профессиональными особенностями каждой мастерской, а результатом работы стала творческая работа: Комплект «Модница» Борисовой Елены, которую она представила на районной Юниорской конференции. Участвуя в публичной защите своих работ, ребята приобретают не только ораторский опыт, но и учатся адекватно воспринимать критику, оценивать как себя, так и других участников форума, видеть достоинства и недостатки работ, совместно обсуждать, доказывать свою точку зрения, искать пути исправления ошибок, выстраивать дальнейшие свои шаги.
Участвуя в научно-исследовательской деятельности, ребята получают сертификаты участников, дипломы, ценные призы, почетные грамоты, что так же стимулирует мотивацию к творческой и учебной деятельности, к самореализации.
Работая с одаренными детьми, необходима поддержка и понимание родителей, их заинтересованность в развитии творческих и интеллектуальных способностей. Работа с родителями одарённых детей основана на их совместной практической деятельности и психологическом сопровождении своего ребёнка, взаимодействии с учителем. Родителей, оказывающих поддержку талантливым детям, мы отмечаем благодарственными письмами и грамотами.
Такой подход даёт возможность включать детей в организацию исследовательской деятельности. Одарённых учеников я привлекаю к участию в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Учащиеся становятся членами научного общества «Эрудит». Я с 1998 года работаю с одаренными детьми. За это время моими учениками было выполнено и представлено на районных и региональных научно-практических конференциях 22 работы, 18из которых стали призёрами и обладателями дипломов 1, 2,3 степени. Это один из путей перехода на новые образовательные стандарты.
Переход на новые стандарты второго поколения, при котором дети будут владеть самостоятельными действиями, как целеполаганием, планированием, прогнозированием и самооценкой, одарённых и талантливых детей, способных к созидательной деятельности, будет гораздо больше.