Проектная задача Геометрик. Игра Танграмм(3 класс внеурочная деятельность Занимательная математика)
Проектная задача «Танграм», 3 класс
Тип задачи: предметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года.
Цель: Комплексное использование освоенных в математике способов действий в модельной ситуации.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания и умения по теме
- продолжить работу по формированию учебного сотрудничества учащихся;
- продолжить работу над формированием действия контроля и оценки.
Знания умения и способы действия:
Учебные
1. Распознавание многоугольников, выделение их элементов;
2. Измерение и сравнение величин (периметр, площадь)
3. Построение простейших многоугольников
Общеучебные умения
Работа в малой группе
Работа согласно инструкции
Умение удерживать правила игры (на основе предложенных действий составить свою игру)
Планируемый педагогический результат: Демонстрация учащимися:
Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях
Знаний и умений в построении простейших многоугольников с помощью чертежных инструментов
Умение работая в малой группе, создать конечный «продукт» - инструкцию для играющего (при составлении определенной фигуры) и новую игру
Способ и формат оценивания результатов работы: При подведении итогов работы оценивается:
Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
Умение действовать согласно инструкции.
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Замысел проектной задачи
В основе задачи лежит известная древняя игра «Танграм». В игровой форме проверяются основные знания из геометрического курса математики: виды многоугольников, названия их элементов, понятие периметра. Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение простейших геометрических фигур с помощью чертежных инструментов, составление сложных фигур из простейших по инструкции, а так же выполнение обратного действия – составление собственной инструкции.
- Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- А теперь подарим улыбку нашим гостям.
- Я рада приветствовать Вас на занятии клуба юных математиков..- Именно так, с улыбкой , мы войдем в математическое царство.
разда(ется звук )
Открываю электронную почту и удивленно говорю:)- «Ребята, на нашу электронную почту пришло письмо
-Давайте прочитаем.
- Дорогие друзья! Меня зовут Геометрик.Я живу в городе Геометрикус.
Маленькие и жизнерадостные жители моего города просят вас помочь им в решении некоторых сложных геометрических проблем.
- «Ну, что, ребята, поможем Геометрику навести порядок в его городе?
У вас на столе лежит маршрутный лист с заданиями.
( Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.)
Внимание на доску.
Кто догадался, какое слово зашифровано здесь? (танграм)
Ребята, кто знает, что это такое?
Предположения детей…
А хотите узнать?
Значит, какую задачу мы поставим сегодня перед собой? (выяснить, что такое Танграм)
- Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.
Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла четыре тысячи лет назад. Сущность ее заключается в складывании из семи частей, полученных разрезанием квадрата определенным образом, различных фигур, а так же в придумывании новых.
Существует несколько мифов появления игры. Один миф повествует о том, что:
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный человек, в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Другой миф рассказывает, что
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- в переводе - квадрат, разрезанный на семь частей.
На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется, это сложить из деталей фигуру. Однако задача только кажется легкой. – Проверим,?Предлагаю вам сыграть в игру - танграм.
В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила: Слайд
- Правила игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться и должны примыкать друг к другу.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: по его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
- Прежде чем начать игру, вам необходимо сделать заготовки.
- Сейчас каждому из вас предстоит самостоятельно изготовить свой настоящий танграм.
- Прочитайте инструкцию и выполните задание.( инструкция)
Из листа бумаги сделай квадратсо стороной 21 см и подпиши его вершины в соответствии с чертежом.
В С
А D
2. Отметь точку Т – середину стороны АВ и точку Р - середину стороны
ВС. Проведи отрезок ТР.
3.Проведи диагональ квадрата, не пересекающую отрезок ТР.
4. Проведи отрезок ND, где N – середина отрезка ТР. Обозначь Буквой Оточку пересечения отрезка ND с диагональю АС.
5.Отметь точку Е – середину отрезка АО и точку М – середину отрезка ОС.
6. Проведи отрезки ТЕ и NM.
(1-самостоятельно2-подсказка-карточка)
- Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга правильность выполнения задания.У вас получилось 7 геометрических фигур:
два одинаковых треугольника наибольшей площади, два других одинаковых треугольника, пятый маленький треугольник, квадрат и четырёхугольник - параллелограмм.
Если возникнут разногласия, постарайтесь прийти к единому мнению или зафиксируйте, в чём вы не согласны друг с другом. Обсудите ваши разногласия с учителем.
- Ребята, у всех задание выполнено правильно? А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм».Возьмите ножницы и аккуратно вырежьте свои фигуры.
- Итак, детали для игры сделаны. Можно начинать игру.
- Послушайте первое задание.
На чистом листе белой бумаги выложите любое плоскостное изображение любой фигуры: животного, человека или любого предмета.
(1-самостоятельно2-подсказка-карточка
3-презентация в компьютере) На выполнение этого задания – 5 минут.
- Поменяйтесь группы по часовой стрелке местами: подойдите, посмотрите получившиеся фигурки.
Садимся на свои места.
- Следующее заданиебудем выполнять в группе:
необходимо составить проект-композицию, используя все имеющиеся детали танграма, наклеить на белый лист формата А3. Придумать название проекта и защитить групповой проект. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. Не забывайте о правилах игры.
На выполнение этого задания – 10-15 минут.
Защита проектов…(на доску вывешиваем)
Ребята, А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни?
Предположительный ответ: Конечно.
Где мы можем использовать выполненные вами композиции?
- Удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка, при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.
-В Китае придумали танграм-В Америке придумана игра «Колумбово яйцо» (овал, разрезанный на 10 частей), во -Вьетнаме – «Вьетнамская игра» (круг, разрезанный на 7 частей), в Монголии -«Монгольская игра» (квадрат, разрезанный на 10 частей)) .
-А какие похожие игры есть у нас? (кубики, пазлы)
-Чем похожи игры «Пазлы» и «Танграм»? Игрой, внешне близкой танграму, являются пазлы. Работа на доске с пазлами (пожелание)
В начале пазлы являлись большим набором фигур неправильной формы, из которых необходимо было сложить картинку-задание. Несмотря на эту схожесть, семь базовых элементов позволяет значительное множество фигур, а в случае пазла мы ограничены только одним решением.
Для игры танграм основным требованием к человеку является логическое мышление и геометрическая интуиция, а для игры пазл — все-таки всего лишь усидчивость и терпение.
В какую игру мы сегодня с вами играли?
Предположительный ответ: «Танграм».
Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
Предположительный ответ: да.
А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?
Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность.
И хотелось бы закончить словами А. Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось это было актуально, полезно, интересно– покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.