Интеграция мобильных технологий в обучение иностранным языкам в школе цифровое повествование


Интеграция мобильных технологий в обучение иностранным языкам в школе: цифровое повествование
МАОУ СОШ №10, г. Таганрог
eleonora@nextmail.ruКак повысить мотивацию учебной деятельности ученика? Как сделать совместное обучение интересным? Эти и другие вопросы не раз задавал себе каждый учитель.
В век бурного развития инновационных технологий недостаточно использовать традиционные методы обучения в лингводидактике, требуется серьезное дополнение их методами, основанными на применении новейших Web 2.0 технологий и технических, в том числе и мобильных, устройств, что становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Сегодня учебные мобильные приложения находят применение в различных образовательных сферах в западных странах. В России мобильные технологии также начинают активно внедряться в учебный процесс, в том числе и при обучении иностранным языкам.
Одним из помощников на любом уроке может стать использование активных методов образования с привлечением ИКТ, например, создание цифровых историй (цифровое повествование – digital storytelling) Цифровое повествование-это сочетание рассказа с показом цифровых изображений, текста, записанной речи, видео и музыки для передачи более емкой информации по теме.
Исследователями методики использования цифрового повествования в образовании предлагается много различных его определений. Но все они, в сущности, сводятся к тому, что цифровое повествование, или цифровой рассказ (Digital Storytelling), представляет собой сравнительно новую форму нарратива, сбалансированно сочетающую традиционные и инновационные способы рассказа истории, требующие у учащихся комбинирования коммуникативных умений, поисковых умений, рефлексивных умений, презентационных умений и навыков с умением использовать возможности мультимедийных средств и цифровых инструментов. Создавать истории любят ученики любого возраста, при этом они с большой охотой применяют современные технологии. Внедряя проекты с цифровыми историями в учебный процесс, можно привлечь внимание учеников и в то же время помочь им сформировать необходимые в современном мире навыки. В результате получается привлекательный финальный продукт - 3-5-минутный фильм из фотографий, рисунков, визуального ряда и закадрового аудио сопровождения в виде музыки и текста, озвученного автором.
Типы цифровых повествований могут быть разными, но их можно разделить на три группы 1) личные истории, например, о важном событии в жизни; 2) исторические очерки, представляющие события прошлого; 3) информирующие или обучающие рассказы ( B. Robin, 2008).В сфере образования формат цифрового повествования может быть использован учителем, например, для презентации нового материала. Он также может быть предложен учащимся или студентам в качестве задания по различным предметам, и, в частности, по иностранным языкам.
Из двух составляющих понятия – «цифровое» и «повествование» – главной является повествование, то есть без хорошей или яркой истории в основе рассказа, без хорошего сценария и продуманной раскадровки никакая возможность украсить свое повествование картинками, видеорядом или музыкой не поможет повысить качество конечного продукта.
Что касается технической стороны вопроса, то, как показал опрос среди учащихся, проблем с использованием программ для выполнения заданий в этом формате не возникает, так как большая их часть является бесплатным продуктом и доступна практически всем (Photostory, Windows Movie Maker, iMovie, Ulead videostudio, Audacity, Free CD ripper, Pinnacle Studio, Tellagami, Videolicious, ScreenChomp, Animoto, Puppet Pals, Comic Strip It, Clay Frames Lite и др.).
Процесс создания цифрового повествования может быть подразделен на следующие этапы: 1. возникновение замысла и составление плана цифрового повествования; 2. изучение предмета повествования; 3. написание сценария, включающего завязку, развитие, действие, кульминацию, развязку; 4. раскадровка повествования, то есть создание последовательных эскизов сцен повествования; 5. сбор или создание фото, аудио и видео материалов; 6. монтаж и создание единого, композиционно целого цифрового повествования; 7. демонстрация продукта и обратная связь или оценивание.
Цифровое повествование является прекрасным методическим средством для развития как общих компетенций, так и лингвистических компетенций в письменной и устной речи. Особенно значимыми в языковом отношении этапами представляются этап написания сценария и этап озвучивания повествования.
Сценарий представляет собой текст, служащий основой для создания цифрового повествования и имеющий некоторые особенности. Сценарий состоит из сценарных кадров и содержит краткую описательную часть, текст звукового ряда, соотнесенный с изобразительным рядом, текст титров для каждого из них. Написание сценария является важнейшей и, вероятно, сложнейшей частью работы над цифровым повествованием, и без тщательно подготовленного, отточенного сценария, даже при использовании самых продвинутых в техническом отношении программ, невозможно создать качественный конечный продукт. Работа над сценарием может занять продолжительное время и проводиться в несколько этапов, так же, как это делается при написании обычного рассказа или эссе на иностранном языке, при этом, в отличие от них, текст должен быть адаптирован для произнесения вслух с учетом ритма, пауз, скорости речи. Для озвучивания кадров длительностью в 2 минуты обычно требуется текст объемом примерно в 250 слов. При этом авторы работ должны постараться не перегружать текст и изображения излишними деталями, не описывать то, что зритель уже видит на экране и т.д. Можно продолжить список того, что нужно, можно или нельзя делать при создании сценария цифрового повествования. Однако верно и то, что нет правильного или неправильного способа рассказать историю. Это просто надо сделать понятно и интересно.
Этап озвучивания текста является не менее важным для развития навыков говорения. В процессе подготовки к озвучиванию повествования учащиеся и студенты проводят определенную работу над произношением и уделяют особое внимание беглости речи, что позволяет заметно повысить уровень владения этими навыками.
Цифровое повествование также развивает другие коммуникативные умения и раскрывает творческий потенциал учащихся, что подтверждается исследованием Б. Портер (Porter, 2008), утверждающей, что оно развивает коммуникативные умения 21 века: креативность и нестандартное мышление, множественный интеллект, развитое мышление, информационную грамотность, визуальную грамотность, звуковую грамотность, техническую грамотность, эффективную коммуникацию (устную, письменную, цифровую), умение работать в команде и координировать совместную деятельность, умение проектировать, прочные знания и сформированные навыки.
Таким образом, внедрение в образовательную практику заданий в формате цифрового повествования способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, формирует их познавательные навыки, стимулирует воображение и создает условия для творческого самовыражения, развивает критическое  мышление, а также умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, повышает цифровую грамотность, позволяет активно вовлечь учащихся и студентов в учебный процесс и повысить мотивацию к использованию письменной и устной иноязычной речи, и, что немаловажно, делает учебный процесс увлекательным.
Cписок литературы
Porter, B. Digital Storytelling Across the Curriculum. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://creativeeducator.tech4learning.com/v05/articles/Digital _Storytelling_Across_the_Curriculum (дата обращения 21.03.2015).
Robin, B. Digital storytelling: A powerful technology tool for the 21st century classroom. Theory into Practice // New Media and Education in the 21st Century. Lawrence Erlbaum Associates. 2008. № 47 (3). Pp. 220-228.