Дополнительная образовательная программа Лоскутная мозаика
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Утверждена
Педагогическим советом МОУ
«Средняя общеобразовательная
школа № 9»
«23» июня 2008 г.
Протокол № 10
от «23» июня 2008 года
«Лоскутная мозаика»
( дополнительная образовательная программа, предназначенная для проведения
групповых занятий с обучающимися в возрасте 10-15 лет,
рассчитанная на 2 года обучения)
Составитель:
Каргальцева Татьяна Петровна,
учитель технологии
г.Мичуринск
2008 г.
Информационная карта
Ф.И.О. педагога – Каргальцева Татьяна Петровна
Название программы – «Лоскутная мозаика»
Основание для разработки программы – закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, национальный проект образование.
Срок освоения программы – 2 года.
Для какого возраста предназначена – 10-15 лет.
Тип программы – модифицированная.
Уровень освоения программы – образовательный.
Контроль за исполнением программы – администрация, ПК школы.
Экспертное заключение
на образовательную программу дополнительного образования детей
Название учреждения МОУ СОШ № 9 г.Мичуринска
Ф.И.О. автора Каргальцева Т.П..
Название программы «Лоскутная мозаика»
Срок освоения программы 2 г.о.
Наличие структурных компонентов программы и их соответствие требованиям
Структурные компоненты программы
Степень соответствия требованиям
1. Титульный лист.
Соответствует
2.Пояснительная записка
- новизна, актуальность,
- цель, задачи программы,
- отличительные особенности программы от существующих, - описание используемых форм, методов, приёмов обучения,
- характеристика ожидаемых результатов, - форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения, - количество учебных часов по каждому году обучения,
- возрастное предназначение программы.
Соответствует
3.Учебно – тематический план:
- перечень разделов тем,
- общее количество часов,
- количество часов по каждому разделу, теме с разбивкой на теоретические и практические.
Соответствует
4. Содержание изучаемого курса:
- краткое описание содержания программного материала по каждому разделу, теме с указанием теоретического, практического материала.
Данный раздел содержит подробное описание практических занятий
5. методическое обеспечение программы:
- описание материально – технического оснащения, дидактико – методического,
- форма организаций занятий,
- методы и приёмы обучения
Соответствует
6. Библиография:
- в алфавитном порядке,
- год издания,
- литература для педагога,
- литература для детей
Соответствует
7. Примечание:
- наличие внутренней и внешней рецензий,
- наличие информационной карты.
Заключение: Программа может быть рекомендована к реализации
Ф.И.О. экспертов : Строева, директор МОГОУ ДОД «Дворец творчества»
Р е ц е н з и я
на программу дополнительного образования
«Лоскутная мозаика»
Программа дополнительного образования»лоскутная мозаика» направлена на закрепление у учащихся интереса к рукоделию, развитию воображения, раскрытие творческих возможностей ребёнка, формирование навыков конструирования , совершенствование умений по технике выполнения ручных и машинных швов.
Данная программа позволяет вовлечь учащихся в процесс творчества. Открывает простор для организации проектной деятельности.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся и решает задачи:
Приобщения учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
Руководитель ГПОУ технологии
Козлова И.В..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Лоскутная мозаика» направлена на закрепление у обучающихся интереса к рукоделию, развитие воображения, раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, формирование навыков конструирования, совершенствование умений по технике выполнения ручных и машинных швов.
Актуальность программы заключается в формировании эстетического отношения к окружающему предмету, миру, через организацию деятельностного подхода в обучении и формировании прочных навыков практической деятельности.
Новизна программы состоит в использовании технологии художественного проектирования при создании красивых и полезных изделий домашнего быта.
Отличительные особенности программы – является увеличение часов на практическую часть и включение в программу учебного модуля «Элементы народного творчества в технологии».
Педагогическая целесообразность состоит в использовании данного курса в системе предпрофильной подготовки в образовательной области»Технология».
Цель программы – развитие художественно – творческих способностей обучающихся посредством конструирования и шитья изделий из лоскута.
Задачи I года обучения:
Обучающие – совершенствовать технику выполнения ручных и машинных швов; ознакомить с технологией выполнения изделий из лоскута; закрепить правила соблюдения техники безопасности и соблюдения труда.
Воспитывающие – содействовать эстетическому, идейно – нравственному, трудовому и экономическому воспитанию.
Развивающие – развивать художественно – эстетический вкус и творческую инициативу обучающихся.
Задачи II года обучения:
Обучающие – овладеть прочными навыками конструирования и шитья оригинальных изделий из лоскута; овладеть навыками проектной деятельности при выполнении защитной творческой работы.
Воспитывающие – воспитать инициативность, творческий подход к выполнению проекта, высокую культуру труда.
Развивающие – развивать рефлексные способности, творческое воображение, самостоятельность.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Формы – индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы – объяснительно – иллюстрированный 9беседа, рассказ), репродуктивный, деятельностный.
Ожидаемые результаты после I года обучения:
В результате прохождения программы обучающиеся должны знать:
- возможность лоскутной пластики,
- основные приёмы подготовки материала к работе,
- материалы и инструменты применяемые в лоскутной пластике,
- правила ТБ и гигиены труда,
В результате прохождения программы обучающиеся должны уметь:
- подготовить материалы к работе,
- подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре,
- пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами,
- соединять детали из лоскута между собой и с подкладкой, - использовать прокладочные материалы.
Ожидаемые результаты после II года обучения:
В результате прохождения программы обучающиеся должны знать:
- порядок выполнения изделий домашнего быта из лоскута, ( декоративного панно в технике «Ситцевые волны», с использованием фестонов, декоративной грелки на чайник в технике стежка, декоративного панно в технике аппликации, декоративного букета в технике аппликации, детского одеяла, куклы),
- правила подготовки , разработки и защиты творческого проекта.
В результате прохождения программы обучающиеся должны уметь:
- составлять технологическую карту по изготовлению изделия,
- изготавливать простейшие изделия быта в технике лоскутной пластики,
- давать консультации по выполнению работ,
- давать грамотную оценку изготовленному изделию.
Форма проверки результатов освоения программы:
Конечным результатом изучения курса будет разработка и защита творческого проекта, а также представление работ на выставках, конкурсах, ярмарках.
Количество учебных часов 68 при 1 часе в неделю ( срок обучения – 2 года).
Возрастное предназначение программы : образовательная программа Лоскутная мозаика» разработана для обучающихся 10 – 15 летнего возраста.
Учебно – тематический план (первый год обучения).
№
Содержание
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение
1
1
2
Из истории лоскутной техники
1
1
3
Инструменты и материалы, необходимые для выполнения лоскутной техники
1
1
4
Основы цветовых сочетаний
1
0,5
0,5
5
Подбор тканей по цвету и рисунку.
2
0,5
1,5
6
Раскрой тканей, изготовление и использование шаблонов.
2
0,5
1,5
7
Техника быстрого раскроя
2
0,5
1,5
8
Сборка деталей вручную
2
0,5
1,5
9
Сборка деталей на швейной машине
2
0,5
1,5
10
Виды техники лоскутной мозаики ( шитьё из полос)
4
4
11
шитьё из квадратов
4
4
12
шитьё из прямоугольных треугольников
4
4
13
техника «Русский квадрат»
4
4
14
шитьё из равносторонних треугольников
4
4
Итого
34 часа
5 часов
34 часа
Учебно – тематический план ( второй год обучения).
№
Содержание
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Техника «Ситцевые волны». Фестоны.
4
1
3
2
Стёжка. Техника выполнения.
4
1
3
3
Аппликация из лоскута
1
1
4
Изготовление лоскутного пейзажа.
3
3
5
Изготовление лоскутных букетов
3
3
6
Изготовление одеяла
4
4
7
Изготовление куклы
5
5
8
Работа над творческим проектом
8
2
6
9
Защита проекта
2
2
Итого
34 часа
4 часа
30 часов
Содержание программы I год обучения.
Тема.1 Введение.
Знакомство с учебным планом, расписанием, с требованием программы. проведение инструктажа по ТБ.
Тема 2. Из истории лоскутной пластики.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Демонстрация изделий детского творчества.
Тема 3. Инструменты и материалы необходимые для выполнения лоскутной техники.
Материалы: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль и др. подготовка материалов к работе ( определение прочности, окраски, стирка, накрахмаливание). Инструменты, приспособления для раскраивания элементов орнамента, правила соблюдения ТБ.
Тема 4. Основы цветочных сочетаний.
Знакомство с технологией подбора деталей по цвету, фактуре и рисунку. Практическая работа.
Тема 5. Подбор тканей по цвету и рисунку.
Практическая работа по подготовке материалов для изготовления декоративной салфетки в технике лоскутной пластики.
Тема 6. Раскрой тканей, изготовление и использование шаблонов.
Практическая работа по изготовлению шаблонов из картона или плотной бумаги ( треугольник, квадрат, шестиугольник).
Тема 7. Техника быстрого раскроя.
Правила подготовки ткани к раскрою. Способы раскладки шаблона на ткани при изготовлении декоративной салфетки. Гигиена труда и ТБ.
Тема 8. Сборка деталей вручную.
Практическое овладение сборки деталей из лоскута вручную. Совершенствование техники выполнения прямых стежков, смёточные, замёточные, копировальные при изготовлении декоративной салфетки.
Тема 9. Сборка деталей на швейной машине.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Практическое овладение техникой стачных швов(вразутюжку, взаутюжку). Изготовление декоративной салфетки в технике лоскутной пластики.
Тема 10. Шитьё из полос.
Построение схемы лоскутного изделия из полос, совершенствование техники соединения лоскутных деталей из полос.
Тема 11. Шитьё из квадратов.
Построение схемы лоскутного изделия из квадратов, совершенствование техники соединения лоскутных деталей из квадратов.
Тема 12. Шитьё из прямоугольных треугольников.
Построение схемы лоскутного изделия из прямоугольных треугольников, совершенствование техники соединения лоскутных деталей из прямоугольных треугольников.
Тема 13. Техника «Русский квадрат».
Знакомство с техникой «Русский квадрат». Построение схемы лоскутного изделия с использованием техники «Русский квадрат».
Тема 14. Шитьё из равносторонних треугольников.
Построение схемы лоскутного изделия из равносторонних треугольников совершенствование техники соединения лоскутных деталей из равносторонних треугольников.
Содержание программы II год обучения.
Тема 1. «Ситцевые волны» Фестоны.
Составление технологической карты изготовления декоративного панно. подготовка материалов и инструментов к работе. Выполнение работы. Организация контроля за качеством изделия.
Тема 2. Стежка. Техника выполнения.
Составление технологической карты изготовления декоративной грелки на чайник в технике стежка. Подготовка материалов и инструментов для стёжки. выполнение работы. Организация контроля за качеством изделия.
Тема 3. Аппликация из лоскута.
Понятие аппликации. Виды аппликаций: простая, с вышивкой, полуобъёмная, многослойная. Ткани и материалы для аппликаций. Приёмы выполнения аппликаций.
Тема 4. Выполнение лоскутного пейзажа.
Составление технологической карты изготовления декоративного пейзажа в технике аппликации. Подготовка материалов и инструментов для аппликации. выполнение работы. Организация контроля за качеством изделия.
Тема 5.Изготовление лоскутных букетов.
Составление технологической карты изготовления лоскутных букетов в технике аппликации. Подготовка материалов и инструментов для аппликации. Выполнение работы. Организация контроля за качеством изделия.
Тема 6. Изготовление одеяла.
Составление технологической карты изготовления одеяла в технике аппликации. Подготовка материалов и инструментов для аппликации. Выполнение работы. Организация контроля за качеством изделия.
Тема 7. Изготовление куклы.
Составление технологической карты изготовления куклы в технике аппликации. Подготовка материалов и инструментов для аппликации. Выполнение работы. организация контроля за качеством изделия.
Тема 8. Работа над творческим проектом.
Проектная деятельность , как основа развития творческих способностей обучающихся. Правила разработки и защиты творческих проектов. Индивидуальное конструирование.
Тема 9. Защита проекта.
Критерии защиты проекта.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Оборудование: столы, гладильная доска, шкаф, демонстрационная доска.
Инструменты: шаблоны для раскаивания элементов орнамента, ножницы, иглы средних размеров, швейные машины, измерительная линейка, сантиметровая линейка, утюг.
Материалы: ткани тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль, прокладочный материал, нитки катушечные цветные и др.
Наглядные пособия: работы, выполненные обучающимися, открытки, фотографии, таблицы по технике безопасности, инструкционные карты, видеоматериалы по истории декоративно – прикладного искусства.
Библиография.
Литература для детей.
Альбом с фотографиями и иллюстрациями.
Детские журналы: «Чудесные мгновения», «Золушка».
Жукова О.Г. Лоскуток к лоскутку, М. – 1999.
Клим Х.Риттер. Стёганные лоскутки, М. – 2000.
Муханова И.О. Шитьё из лоскутков, М. – 2007.
Уроки детского творчества. М.: Сигма, 1996.
Литература для педагогов.
Барта Ч. 220 моделей для умелых рук. СПб, Сфинкс, 1997.
Журнылы «Школа и производство».
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997.
Научно – научные разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей М., 1996.
Некрасова М.А. Народное искусство России. М.: Советская Россия, 1978.
Шитьё и рукоделие: Энциклопедия, М. – 1994.
13PAGE 15
13PAGE 141015
15