Урок по технологии в 6 классе. Тема урока:«Лоскутная мозаика»
Убылицина Надежда Никитична,
Учитель технологии,
МБОУ «СОШ №18»,
Г. Абакан, республика Хакасия
Урок технологии в 6 классе
Данный урок является обобщающим после изучения разделов «Материаловедение», «Машиноведение». Реализация цели урока происходит при формировании у обучающихся ключевых, общекультурных и коммуникативных компетенций. Организация урока обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных умений. В процессе изучения конкретной темы формируются познавательные универсальные учебные действия, организуется поэтапная самостоятельная учебная и рефлексивная деятельность, что позволяет обеспечить условия для применения знаний и умений в практической деятельности.Тема урока: Лоскутная мозаика.
Цели урока: Закрепить знания о швейной машине и машинных швах.
Задачи урока: Отработать навыки работы на швейной машине, и определению свойств тканей из натуральных волокон. Формировать организационно-технологические умения по составлению геометрического орнамента. Воспитывать эстетический вкус, умение работать в коллективе, нести ответственность за индивидуальную деятельность.
Тип урока: Урок развития творческой активности. Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика, изобразительное искусство.
Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): Музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения: раздаточный материал , компьютер, экран, проектор.
Контроль качества знаний и их корректировка: беседа, объяснение, выполнение практической работы.
Ход урок.
I Организационный момент
1. Приветствие.
2. Получение сведений об отсутствующих.
II Актуализация полученных знаний
Вспомнить названия всех основных деталей шв. машины.(работа в группах: учащиеся из I группы - по очереди называют детали машины, а учащиеся из II группы – показывают на плакате, затем меняются ролями).
Повторить порядок подготовки швейной машины к работе. (Задание из теста: расставить последовательность операций.)
По схеме дать название шва (стачной в разутюжку, в подгибку с закрытым срезом).
Где применяются данные швы?
Рассмотреть выбранные для работы ткани, назвать признаки определения волокнистого состава, лицевой и изнаночной стороны, направление долевой нити, направление рисунка ткани.
Как вы думаете, современной девушке нужно разбираться в тканях и уметь работать на швейной машине?
Можно ли сочетать разные ткани в одном изделии?
Из каких фрагментов ткани можно создать новый рисунок?
Где можно использовать полученное изделие?
В какой технике мы сегодня будем работать?
Сформулируйте тему урока.
III Сообщение познавательных сведений
Учитель. Сегодня на уроке, мы научимся из маленьких лоскутков (остатков ткани или из старых вещей) создавать полотно с новым авторским рисунком. Такой стиль называется «лоскутная мозаика» или от англ. «печворк». Искусство шить из лоскутков издавна известно многим народам. Это один из видов народного творчества, близкий по существу к мозаике. Лоскутное шитьё известно на Руси как один из интереснейших видов домашнего рукоделия очень давно. Но как профессиональное искусство работы с лоскутом, оно стало возрождаться только в конце 60-гг. XX в. Работа выполняется вручную (швом «вперёд иголку», тамбурным, петельным или потайным стежком) или на швейной машине (стачным швом, зигзагообразной строчкой). В технике печворк можно изготовить разнообразные изделия одежды и предметы быта.
Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры.
«Изба», «дом», «хижина»- так по-разному называют то место, где уютно и безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия», «Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные стороны жизни и занятий людей.
Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась, например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые существенно содействовали распространению этой техники. Английское название этой техники «patchwork» - означает изделие из лоскутов. Лоскутная техника популярна у многих народов.
IV Проверка домашнего задания
Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе? (сообщение ученика) В нашем регионе были распространены изделия, выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.
В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника. Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик получался мягким.
В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной стороны вручную.
Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье занимается прикладным творчеством? (ответы учащихся)
Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.
Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть? (ответы учащихся)
V Изложение нового материала
Учитель. Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко кроить, он хорош в обработке, держит форму. Выбор х/б тканей сейчас очень велик, можно найти любые оттенки, самые разнообразные набивки и узорчатые переплетения. Шелк с его матовым блеском выглядит особенно благородно. Тонкие шелковые ткани перед раскроем дублируют (приутюживаются для уплотнения к тонкому флизелину). Наряду с хлопком и шелком можно употреблять и лен, и вискозу, и смесовые ткани. Чтобы избежать после стирки изделия линьки или усадки, следует предварительно продекатировать (простирать или отпарить утюгом) все необходимые ткани. Ткань становится мягкой и ее легче шить.
Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов. Законы гармонии, построенные на цветовом спектре, помогают извлекать нужный эффект и развивать новые идеи.
Основой гармонии цвета и его воздействия является цветовой круг. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. При смешении двух основных цветов получаются производные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Цветовая гармония может возникнуть в результате сочетания двух красок, близких друг к другу, а также в результате цветового контраста. Гармония – это всегда равновесие.
В компьютерной программе Paint можно создавать шаблоны для выполнения работ в технике печворк. Посмотрите как это делается (объяснение учителя).
Вспомним этапы работы над проектом (ответы учащихся по тетради).
Этапы работы над проектом
Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение, применение;
Продумать возможные варианты, выбрать один, обосновать выбор;
Составить схему изделия
Подобрать ткань по цвету, фактуре;
Подготовить ткань к раскрою;
Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и количество деталей;
Составить последовательность изготовления изделия
Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру, разметить припуски на швы;
Вырезать детали по линии припусков;
Соединить их согласно схеме по линиям контура;
Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;
Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания деталей;
Обработать края окантовочным швом.
Окончательная отделка изделия.
VI Практическая работа учащихся
Работа в тетради. Запись темы урока, основных терминов и положений. (печворк, декатировать, дублировать).
Вводный инструктаж (подготовка рабочего места к практической работе, последовательность выполнения работы на данном этапе, предполагаемый результат). Напоминание правил безопасной работы ножницами.
Задание для практической работы: каждый учащийся перегибая лист бумаги составляет шаблон-эскиз будущего полотна. Подготовка лекала.
Текущий инструктаж (организация рабочего места во время работы). Напоминание правил безопасной работы утюгом.
Задание для практической работы: выбор и подготовка ткани.
Раскрой по лекалам деталей полотна с учётом припусков на швы. Заключительный инструктаж (уборка рабочих мест). Проверка качества выполненной работы на уроке.
Рефлексия
Какие особенности при работе в технике пэчворк можно отметить?.Какие ткани самые скользкие х/б, льняные или шёлковые?
Каким швом следует выполнять работу в стиле пэчворк стачным, в разутюжку, накладным, в подгибку?
Какова должна быть ширина шва 0,5 см., 1,0 см., 3,0 см?
Что должно получится в результате соединения фрагментов?
В чем преимущества лоскутной техники?
Подведение итогов
Рассмотреть внешний вид полученных фрагментов Оценить качество работ.
Проанализировать ошибки. Объявить оценки. Уборка рабочих мест.
Задание на дом
На компьютере с помощью программы Paint составить варианты рисунков, подготовить презентацию. Начать работу над проектом.