доклад на педагогическом совете на темуПоддержка одарённости учащихся, как реализация проекта национальной стратегии «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
Доклад на педсовете
Поддержка одарённости учащихся, как реализация проекта национальной стратегии
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Подготовила зам. директора по УВР
Авдеева С.А.
Январь 2015г.
Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений (слайд)- обновление образовательных стандартов; - система поддержки талантливых детей; - развитие учительского потенциала; - современная школьная инфраструктура; - здоровье школьников
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. (слайд)
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность (слайд) – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности
Каждый ребенок по - своему талантлив и одарен. (слайд) Другой вопрос, есть ли на сегодняшний день в школах необходимые возможности для того, чтобы суметь поддержать детей. Ведь любой талант мало раскрыть, его нужно развивать, совершенствовать. Важно раннее выявление одаренных детей, еще в начальной школе, на ранних стадиях обучения. Различают следующие виды одаренности:
в практической деятельности
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
в познавательной деятельности
интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
в художественно-эстетической деятельности
хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
в духовно-ценностной деятельности
одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и становится его приоритетом. Не последнюю роль в этом играет школа.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы:
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: (слайд)
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Министерство образования Российской Федерации разработало Федеральную целевую программу “Одаренные дети” и концепцию ее реализации: (слайд)
создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества;
просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей:
знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:
отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;
предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени.
Одарённые дети отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, другие могут учиться плохо. В последнем случае речь идёт об отсутствии внимания к ребёнку со стороны педагогов и родителей, в результате чего одарённые школьники теряют интерес к занятиям. Ведь понятия одарённости и успеваемости отнюдь не тождественны: одарённость – это потенциал, или возможности учащегося, а успеваемость – результативность процесса обучения.
Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу, непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее. Необходимым условием для работы с одаренными детьми также является наличие хорошей материально - технической базы, прежде всего в школе.
Одним из важных пунктов в работе с талантливыми и одаренными детьми- объединение усилий учителей, обмен опытом, информацией. В решении этой проблемы главную роль могут и должны сыграть школьные и районные методические объединения, методические центры и другие методические структуры.
По оценкам ученых из разных стран мира, около 15-25% учащихся нуждаются в специальном обучении, которое ориентировано на одаренных. Может быть, и верна мысль о том, что все дети одарены от природы, но на развитие одарённости всё же наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. И не всегда учитель может раскрыть природную одарённость в каждом.
Работа с одаренными детьми- процесс непрерывный, требующий большого внимания, терпения и кропотливого труда педагога. Для более качественной работы в данном направлении подключается психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком выясняет особенности его развития, его наклонности и способности.
Результаты исследования психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии позволит более тонко изучить личность каждого ученика, искать подход в обучении и воспитании. (слайд)
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся в старшей школе.
План работы по проблеме "Одаренные дети"
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
4. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети», т. е. составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности
5. Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад.
6. Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в городских и областных олимпиадах.
7. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
8. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
9. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
10. Организация семинара для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися.
11. Выявление одаренных и способных к научно-исследовательской работе старшеклассников.
12. Организация научно-исследовательской работы учащихся.
13. Создание банка данных исследовательских работ.
14. Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с учащимися.
15. Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся.
16. Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся.
17. Проведение Недели Науки.
18. . Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми.
19. Рациональное наполнение школьного компонента учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
20. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
21. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
22. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
23. . Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
24. . Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
25. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
26. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
27. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися: (слайд)
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии.
Выявление одаренных и талантливых детей (слайд)
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Поощрение одаренных детей (слайд)
Публикация в СМИ;
Премия администрации ОУ "Ученик года";
Увеличение каникулярного времени;
Стенд "Лучшие ученики школы";
Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей (слайд)
Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с преподавателями (слайд)
Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"
Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей мы используем наиболее, на наш взгляд ,эффективные и результативные методы, например:
1.Ролевые игры.
Данный метод используется на всех ступенях обучения учащихся. Он привлекает тем, что:
-Активизирует творческий процесс на уроке.
-Включает элементы драматизации.
-Дает возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
-Предполагает неформальное общение.
2. Творческие задания.
Данное направление позволяет индивидуально поработать с каждым, или с группой учащихся. В любом случае учителю предоставляется возможность выявить наиболее творческого и талантливого ученика. Творческие задания могут носить следующий характер:
-составление загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов на заданную тему конкурсы сочинений, переводчиков, чтецов.
3.Внеклассная работа по предмету.
Данное направление - старый, испытанный, но верный метод, позволяющий выявить наиболее способных, талантливых и одаренных детей. В нашей школе проводятся следующие внеклассные мероприятия:
-Предметные недели: проводятся ежегодно с октября по апрель.
-Олимпиады: школьные, районные. Ежегодно учащиеся принимают активное участие в предметных олимпиадах,
- Творческие вечера: «Краса – девичья коса» , «Театральные подмостки», где учащиеся могут воплотится в героев литературных произведений, прочувствовать дух той эпохи, которая отражена в произведении, испытать свои актерские способности. Вечера получаются содержательными, интересными, помогают учащимся раскрыть свои таланты.
- Военно-спортивные мероприятия: «День здоровья», спортивные соревнования, «Веселые старты позволяют выявить учащихся с хорошей спортивной закалкой и способностями.
Ребята выезжают на соревнования защищая честь школы, района, области, занимают призовые места.
Это только часть мероприятий, проводимых в школе в направлении выявления одаренных и талантливых детей, способствующих развитию их таланта и его реализации. Все мероприятия проводятся благодаря энтузиазму и неравнодушию наших педагогов. Каждый ребенок талантлив по - своему. Наша задача- найти ту изюминку, зажечь искру познания, показать путь к реализации того бесценного дара, который затаила природа в каждом ребенке. Страна нуждается в неординарной творческой личности, способной творить ее будущее. Такой потенциал у нас есть, только нужно его заметить и раскрыть. И такая возможность тоже есть. Она в наших руках- в руках школьного учителя. Ведь путь каждого ребенка в большую жизнь начинается со школьного порога!
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.