Урок литературы в 5 классе по ФГОС . Литературная сказка. В. А. Жуковский. Спящая красавица


5а класс.
Предмет «Литература».
22.10. 2015.
Тема: В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
Цели:
1.активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
2.создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
3.воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;
- метапредметные:
регулятивные - содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);
познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа
Оборудование: компьютер, композиция П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»; карточки с заданиями; карточки для рефлексии учебник, карточки.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Хочу убедиться, что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.
На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:
Мы внимательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться.
Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
3. Определение темы урока.
-Наш урок я хочу начать словами одного текста.
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он с согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.
4. Работа с портретом
. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд.
Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта
- Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради.)
- А что вы знаете об этом писателе? (индивидуальные задания; 2 ученика)
(Родился в 1783г. в Тульской губернии. Отец - тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
- Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г.)
— Назовите первое произведение В.А. Жуковского? (1802г. В журнале «Вестник Европы»)
– О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. (индивидуальное задание; 1 ученик)
Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной.
Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
7. Физкультурная минутка
- А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
8. Актуализация имеющихся знаний.
-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке
-Какие виды сказок вы знаете?
-Каковы художественные особенности народных сказок?
-Что такое литературная сказка?
- Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?
9. Анализ содержания сказки.
- О чем мы узнаем в начале сказки?
-Что предсказал царице рак? Прочитайте.
- Почему автор называет рака пророком?
- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?
-Кого он пригласил на пир, а кого нет?
-Почему не пригласил двенадцатую колдунью?
Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.
- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?
Словарь: Благонравный-отличающийся хорошим поведением.
-А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
Какие глаголы использует автор, когда говорит о чародейках? А какие о злой ведьме? Зачитайте
- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло?
10. Работа с иллюстрацией.
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского (с.75)
- Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )
- Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.
Инсценизация этого эпизода (5 учеников)
- Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?
- Кто же разбудил спящую царевну?
- От кого он узнал о спящей царевне?
- Что поведал ему старик?
- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
Словарь: Бор-хвойный лес.
Терновник - -колючий кустарник с терпкими синевато-чёрными плодами
- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
- Прочитайте описание портрета царевны.(с. 80)
Словарь: Ланиты –щёки (устар.)
- Какой же была царевна?
- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.
Постоянные эпитеты: губки алые, руки белые
Авторские эпитеты: пламя сонное очей, на воздушный тонкий стан
- Как заканчивается сказка?
- Что же побеждает в этой сказке?
- Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?
- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
- Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
11. Творческая работа.А.С. Пушкин говорил:Сказка – ложь, да в ней намек,Добрым молодцам урок.-Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна» (задание выполняется под композицию П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»
12. Рефлексия
- А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли сказать, что мы такие, как говорится в разминке
13. Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
- Что нового узнали ?- Над чем вас заставила задуматься эта сказка?
14. Домашнее задание.
Прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.