ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИИ №69 ИМЕНИ С.ЕСЕНИНА
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Реферат по курсу повышения квалификации
«Организация обучения иностранному языку
в рамках ФГОС ООО»
Выполнила:
Короткова Виктория Викторовна
Учитель английского языка
МАОУ гимназии №69 им. С.Есенина
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Профессор НГИ, профессор РАЕ,к.п.н.
Мандель Б.Р.
Новосибирск 2015 г.
Оглавление
1. Введение
2. Личностно-ориентированное обучение
2.1 Функции личностно-ориентированного образования
2.2 Факторы, влияющие на активную деятельность на уроке
2.3 Опыт исследования личностно-ориентированного образовательного процесса различными учеными
3. Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Система дидактических принципов реализации системно-деятельностного метода
Метод проектов
4. Заключение5. Список использованной литературы
Введение
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении.Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости воспитания высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. Вопреки традиционным подходам образовательного процесса главными положениями личностно-ориентированного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Именно поэтому одной из ведущих целей проекта нового федерального государственного образовательного стандарта — переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности.
Главными компонентами личностно-ориентированного подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности обучающихся, так и социальный заказ на производство специалистов. Задачей школы является развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Деятельный подход заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.
Личностно-ориентированное обучение
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно- предметного моделирования мира.
Личностно-ориентированное обучение предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования
гуманитарная, направленная на признаниесамоценностичеловека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;
культуросозидательная (культурообразующая), суть которой состоит в сохранении, передаче, воспроизводстве и развитии культуры средствами образования;
социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. Иностранный язык, как школьный предмет, обладает большим потенциалом личностно-ориентированного воздействия на учащихся, которое предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, поэтому в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс, использовать следующие подходы к построению уроков, критерии деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность, избирательность к различным видам работы.
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания
Факторы, влияющие на активную деятельность на уроке
Для успешной реализации той или иной цели урока необходимо, чтобы обучаемые были вовлечены в активную деятельность на уроке, выполняя некоторый комплекс заданий. При этом комплекс упражнений должен быть выстроен с учетом личностных особенностей обучающихся. При отборе заданий необходимо учитывать факторы двух видов: факторы, связанные с обучаемыми, и факторы, связанные с характером заданий.
Факторы, связанные с обучаемыми.
1. Насколько упражнение создает и поддерживает мотивацию учащихся. Одни и те же задания могут нравиться одним и вызывать полное неприятие у других.
2. Какое количество учебного материала обучающийся может усвоить в единицу времени. Скорость усвоения материала различна.
3. В какой степени учащийся владеет тем или иным речевым умением.
Какова «зона его ближайшего развития».
4. Насколько глубоки лингвистические знания школьника.
5. В какой мере обучающийся должен верить в себя, чтобы справиться с заданием.
Факторы, связанные с характером заданий.
1. Является ли задание личностно значимым для обучаемого.
2. Насколько сложны установки.
3. Какой объем знаний необходим для выполнения задания.
4. Какая помощь необходима ученику.
5. Сколько времени потребуется обучающемуся.
Таким образом отбор и градуирование содержания обучения базируется на знании особенностей обучаемых.
В классе с неоднородным составом обучаемых необязательно оставаться в рамках той или иной темы, сюжета, проблемы, текстов, методов и приемов обучения, которые предлагает учебник. Для повышения мотивации целесообразно предложить им такие задания, так формулировать темы для обсуждения, чтобы они были личностно значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы. Целесообразно использование заданий открытого типа. Это задания, которые не имеют единственно правильного решения или ответа и позволяют учащимся справляться с ними при любом уровне владения языком.
Опыт исследования личностно-ориентированного образовательного процесса различными учеными
Личностно-ориентированный образовательный процесс детально исследовался как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т. Е Сахаровой, О. М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, педагог накапливает банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно, по мнению Якиманской И.С., оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Данное положение личностно-ориентированного обучения находит свое практическое воплощение в работах Кузовлева В.П., разработавшего методическую характеристику класса (МХК). МХК - это форма учета индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения.
Таким образом, основные положения личностно-ориентированного обучения: о значимости субъектного опыта ученика, индивидуальном стиле его учебной деятельности, диалоговом построении образовательного процесса необходимости ведения индивидуальной карты его развития - перекликаются с теоретическими разработками Пассова Е.И., Роговой Г.В., Зимней И.А., Кузовлева В.П. и других методистов и находят практическое применение на уроках иностранного языка.Совокупность теоретических и методологических положений,определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах А.Г. Асмолова, В.В. Серикова, А.В. Пашкевича, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Изучение педагогического опыта позволяет выделить основные принципы такого обучения на уроках английского языка:
1. Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей.
2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
5. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
3.Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, соответствующий требованиям нового Стандарта образования, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы, способствующий развитию личности учащихся на основе освоения ими универсальных способов деятельности, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий:
1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми.
2. Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения.
3. Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок.
4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые “вытесняют” фронтальные формы работы.
Примеры методик парной работы:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5- 6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
Организацию процесса обучения на деятельностной основе рассматривали в своих работах известные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др., методисты А. А. Миролюбов, И. Л. Бим.В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Не секрет, что ребенок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций
2. Использование активных и интерактивных методик
3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности
4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
- ориентацию на ФГОС;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Задача учителя иностранного языка при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.
Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
3.1 Система дидактических принципов реализации системно-деятельностного метода
Реализация технологии деятельностного метода в образовательном процессе обеспечивается системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Метод проектов
Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это помочь учащимся самостоятельно выявить проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы и решение которой будет практически значимо.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Заключение
Личностно-ориентированное обучение составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.
Личностно-деятельностный подход в обучении способствует созданию условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личностно-деятельностный подход является одним из эффективных методов преподавания.
Применение мной, учителем английского языка, Коротковой В.В., личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка в начальной школе позволило достигнуть следующих положительных результатов:
-ученики с удовольствием начали посещать занятия английского языка,
-практически нет таких учащихся, которые пришли бы на занятия без приготовленного домашнего задания,
-повысилась инициативность учащихся, они смело поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу.
Список использованной литературы
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий восновной школе. Система заданий. Стандарты 2-го поколения. - М.: «Просвещение», 2014. 159 с.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 2004
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - М.:
«Учитель», 2015. 175 с.
Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. - Москва, 1997.
Пассов Е.И
Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. -
М.: «Бином», 2010. 220 с.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы /http://www.edu.ru/news/education/17083/
http://www.uchmet.ru/library/material/133708/http://festival.1september.ru/articles/617113/http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b3bd78a4d53b88421206d27_0.html