Творческий проект Вязание крючком. Выполнила учащаяся 9 класса Саетова Лилия. Руководитель Романова Ольга Владимировна
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Старые Маты муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Кружевная салфетка и ваза»
Выполнила: ученица 9 кл.
Саетова Лилия
Руководитель проекта: учитель технологии первой квалификационной категории
Романова Ольга Владимировна
С. Старые Маты 2015 г.
571500011430000Содержание:
Введение……………………………………………………………………..
История………………………………………………………………………
Готовое изделие фото……………………………………………………….
Схема размышления……………………………………………………….
Поисково-исследовательский этап………………………………………
Цели и задачи………………………………………………………………..
Обоснование возникновения проблемы……………………………………
Развитие и исследование идей………………………………………………
Инструменты и приспособления ……………………………………………
Охрана труда. Техника безопасности………………………………………
Организация рабочего места………………………………………………..
Технологический этап……………………………………………………...
Основные элементы вязания крючком..…………………………….,,,,,,,,,,Условные обозначения элементов вязания крючком……………………..
Технологическая карта условных обозначений которые я буду
использовать в своей работе……………………
1 этап работы вязание салфетки по схеме…………………………………..
2 этап работы вязание вазы по схеме………………………………………..
3 этап работы вязание края салфетки и вазы на тон светлее………………
4 этап работы накрахмаливание изделия…………………………………..
Заключительный этап……………………………………………………..
Экономический расчёт..……………………………………………………..Эколого-экономическое обоснование………………………………………
Самооценка проделанной работы…………………………………………..
Литература………………………………………………………………........
Введение
Вязание крючком – одно из неповторимых явлений мирового декоративно-прикладного творчества, владение которым дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Оно характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки и скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Вязание крючком - процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные, привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Современные технологии позволяют широко использовать при изготовлении трикотажных изделий вязальные машины, автоматы и полуавтоматы. Но во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.
Мало кто знает, что домашнее творчество еще и лечит. Как антидепрессантное и антистрессовое средство рукоделие пользуется заслуженной любовью женщин. Кроме того, оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Рукоделие названо так потому, что все действия производятся руками. Поверхность ладоней представляет собой зону, на которую спроецированы различные органы и системы человека. Занимаясь рукоделием, мы, сами того не ведая, стимулируем работу нашего организма.
История
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких-либо специальных приспособлений, а просто на пальцах. Если мы обратимся к археологическим исследованиям, то узнаем что самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу ІІІ в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Вид готового изделия.
Схема размышления
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
Цель:
Разработка проекта и применение различных приемов вязания крючком при украшении интерьера комнаты;
Задачи:
Изучение схемы вязания салфетки и вазы и соединение мотивов в одно целое;
Разработать элементы дизайна;
Совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.
Обоснование возникновения проблемы
Мне нравится вязать крючком. Для меня это приятное времяпровождение и изготовление чего-то красивого. В журнале по рукоделию увидела красиво связанную скатерть. В приложении посмотрела схему выполнения. Появилась идея связать салфетку по данной схеме, которая бы внесла новизну и украсила интерьер комнаты.
Наверное, нет ни одного дома, в котором не было бы салфеток. Эти милые, приятные вещицы украшают наш дом, делают его уютным.
Если посмотреть на салфетки, то первое что придет в голову – они очень похожи на кружево. Не зря же есть выражение «кружевная салфетка». Само слово «кружево» похоже на слово «кружить»
Развитие и исследование идей
Следуя данной схеме увиденной мною в журнале можно связать занавеску, скатерть или салфетку из отдельных мотивов, соединенных друг с другом полустолбиками.
Занавеска. Красивая вещь, но у меня нет в ней необходимости.
Скатерть. Это, конечно, очень красиво, но для её изготовления потребуется много материала и времени.
Салфетка и ваза . То, что надо. Давно хотела связать на стол красивую салфетку и вазочку. Нужно подобрать нитки, которые бы гармонировали с интерьером комнаты.
В надобности такой салфетки я не сомневаюсь, ведь так приятно внести в домашний уют, частичку своего труда. А в вазочку можно положить вещи.
Учитывая, величину стола и нужный мне размер салфетки я подчитала, сколько мне нужно будет связать мотивов для салфетки.
Нитки должны гармонично подходить под цветовую гамму интерьера комнаты и сочетаться с поверхностью стола. Мне нравиться фиолетовый цвет.
Для вязания я использовала нитки двух тонов от темно фиолетового к всетл фиолетовому ЛОТОС(в них входит 96% хлопка, 4% металика) .
Занавеска
Скатерть
Инструменты и приспособления для вязания крючком.
Полотно, связанное крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и малым растяжением. Это и позволяет использовать при вязании нити разного типа. Для вязания теплой зимней одежды используют шерстяные, полушерстяные, вигоневые и синтетические нити. Для летней одежды – ирис, мулине и другие различные хлопчатобумажные нити.
Кружева и воротнички вяжут из шерстяных, льняных, шелковых, катушечных нитей, мулине и тонкого ириса. Вышитые салфетки, фартуки, полотенца обвязывают нитками мулине или ириса, сочетающимися по цвету с вышивкой или тканью. В зависимости от толщины полотна и нити для вязания подбирают соответствующий крючок.
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Различаются они по номерам. Номер крючка соответствует его диаметру в миллиметрах (0,5 до 8 мм). Крючок должен быть хорошо отшлифован. Слишком острая с глубоким вырезом головка будет цепляться за нить, царапать палец, её плохо протаскивать при вязании.
Длинные крючки используют для тунисского вязания, а в некоторых случаях применяют крючки с двумя бородками. Для других способов вязания используют вилку (шпильку) и линейку, а также штопальную иглу.
Прежде чем приступить к вязанию, необходимо связать контрольный образец и проверить соответствие толщины нитки и крючка. Так, крючок диаметром от 4 до 8 мм используют для вязания толстой шерстяной пряжи. Для ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей используют более тонкие крючки от 0,5 до 3 мм. Обычно крючок должен быть в два раза толще нитки. Из сильно скрученных нитей получается жесткое, неэластичное изделие. Нити такого типа применяют при изготовлении изделия, имеющего определенную форму, - сумка, шляпа, игрушка и др.
Охрана труда . Техника безопасности.
Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Организация рабочего места
Рабочее место для вязания крючком должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны или спереди.
Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы в левой.
Очень важно принять правильное положение при работе, так как неправильная посадка приведет к быстрой утомляемости, а впоследствии, искривлению позвоночника и к близорукости.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП.Основные элементы техники вязания крючком.
При вязании крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец при этом должен быть вытянут, и лежать на крючке. Локти в процессе вязания не должны иметь опоры, кисти рук двигаются одновременно к середине, навстречу друг другу и разводятся в противоположные стороны во время вытягивания нити из петли.
Воздушная петля. Для образования первой петли необходимо:
а) конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем
б) нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки;
в) повернуть крючок бородкой влево и движение от себя с левой стороны ввести под нить;
г) оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки;
д) прижать нить в месте перекручивания большим пальцем левой руки;
е) крючок ввести под нить с левой стороны;
ж) поддеть бородкой нить и протащить её через петлю, находящуюся на крючке
з) затянуть узел, придерживая конец нити.
Петли косички называют воздушными, а нить, идущую от клубка, - рабочей.
Для образования последующих петель цепочки крючок снова вводят под нить с левой стороны и, поддев её, протаскивают через петлю, находящуюся на крючку.
Натяжение рабочей нити регулируют средним и безымянным пальцами.
Цепочку из воздушных петель следует перемещать вниз после вывязывания каждых 2-3 ее элементов.
Цепочка из воздушных петель является начальным рядом почти всех изделий.
При вывязывании последующих элементов в 1-м ряду следует отступить 3-5 петель, считая от последней петли, находящейся на крючке. Эти петли, «поднимаясь» на высоту столбика или полустолбика, позволяет не стягивать полотно.
2. Полустолбик. Ввести крючок в 3-ю петлю цепочки (считая петлю, находящуюся на крючке) и, захватив рабочую нить, протянуть её через петлю цепочки и петлю на крючке, и так из каждой последующей петли основания. Полустолбики применяют для замыкания цепочки из воздушных петель при вязании по кругу, обвязывания пройм, горловины, манжет изделия и т.п.
3. Столбик без накида. Крючок ввести в 3-ю петлю цепочки (считая петлю, находящуюся на крючке) и, поддев рабочую нить, протянуть ее через петлю цепочки. Снова накинуть рабочую нить и протянуть её через обе, находящиеся на крючке, и т.д.
Описание работы может иметь две формы:
- словесные пошаговые указания (то есть словами описывается последовательность действий ряд за рядом);
- схематическое изображение
Многие рукодельницы признают только схемы описания. Им бывает достаточно одного взгляда, чтобы понять всю суть работы над вязаным изделием. Картина становится ясной: сколько петель необходимо набрать, какова форма и размер изделия, будет ли сложной работа. Словесное описание не дает такой четкой картины.
Условные обозначения вязания крючком.
Технологическая карта условных обозначений, которые я буду использовать в своей работе.
№ Схема Значение
1 Воздушная петля
2 Столбик с одним накидом3 С двумя накидами.
4
Два столбика с накидами в одно основание.
5
Три столбика с накидами в одно основание.
6
Три столбика с накидами провязанные вместе.
7 Три столбика с накидами в одно основание и провязанные вместе.
8 Столбик без накида.
Выполнение 1 этапа работы. Вязание салфетки по схеме.
Схема вязания салфетки.
Выполнение 2 этапа работы вязание вазы.
Схема вязания вазы
Дно вазы.
Боковое основание вазы.
Выполнение 3 этапа работы , вязание края салфетки и вазы на тон светлее. Схема вязания края вазы и салфетки.
Выполнение 4 этапа работы накрахмаливание изделия.
Вязаные вещи – это результат кропотливого труда рукодельницы, и любая мастерица хочет, чтобы ее работа выглядела идеально. Чтобы вязаное изделие не нужно было регулярно расправлять, можно прибегнуть к небольшой хитрости: накрахмалить вязаную вещь, придав ей желаемую форму и аккуратный вид.
Итак, приступим к самому процессу накрахмаливания. Для начала нужно определиться, каким способом будем готовить раствор. Можно приготовить раствор с использованием сахара, а можно с использованием крахмала. Рассмотрим оба варианта.
«Сахарный» способ
Нам понадобятся три столовых ложки самого обычного сахара и один стакан воды.
Раствор с крахмалом
На один стакан воды нужны две ложки (столовые) крахмала. Соответственно, для приготовления одного литра раствора потребуется взять восемь-десять ложек крахмала. Для накрахмаливания вазы дозу крахмала увеличиваем добавляя еще 4 ложки.
Процесс приготовления
Он абсолютно идентичен как для первого, так и для второго типа раствора. Нужное количество воды выливаем в кастрюлю, добавляем сахар или крахмал и все хорошенько перемешиваем. Тщательно перемешав, ставим кастрюлю на небольшой огонь и ждем, пока полученная масса закипит. После того, как раствор закипел, снимаем его с огня и ждем остывания. Температура раствора должна достигнуть такой, в которой вам было бы комфортно держать руки – раствор не должен обжигать.Опускаем вязаную вещь в полученный раствор таким образом, чтобы изделие было полностью покрыто раствором. Ждем 7-10 минут, достаем вязаную вещь и осторожно ее отжимаем.
Сушка
Сушить салфетку нужно осторожно, подложив под изделие полотенце и выложив его на ровную поверхность. Если у вязаной вещи (к примеру, салфетки) тонкие кружевные края, то лучше аккуратно закрепить их английскими булавками, чтобы достичь идеального результата. Вазу натягиваем на твердую основу (чашку) и до конца сушки не снимаем.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Некоторые считают, что проще купить какое-либо изделие, не напрягаясь сделать себе приятное. Они много теряют не только в финансовом плане, но и - в духовном. Выполнять работу, получать истинное удовольствие от полученного результата это и есть то непередаваемое душевное наслаждение.
Экономический расчет
№ Наименование
Цена руб. Кол-во затрач.
материала Сумма в рублях
1 Нитки ЛОТОС 5О руб. 3 мотка 150 руб.
2 Крючок 20 руб. 1 крючок 20 руб.
3 Крахмал 40 руб1 пакет 40 руб.
ИТОГО: 210 руб.
Эколого-экономическое обоснование
.
Для изготовления изделия были использованы экологически чистые материалы. Нитки для окружающей среды не наносят никакого вреда, это экологически чистый продукт, так как создан самой природой. Поэтому работа совершенно не вредит экологической обстановке нашей природы.
Самооценка проделанной работы
Любая салфетка или вазочка , искусно связанная, всегда может служить не только для украшения, но и будет отличным подарком на любой праздник. Я довольна своей работой. В неё вложено много души и добра - результат на лицо. Конечно, можно было бы купить в магазине, но, эта намного красивее, и сделана своими руками.
Большой выбор салфеток и вазочек, связанных крючком, можно увидеть на любой выставке декоративно-прикладного творчества. Их изящество и красота в очередной раз доказывают, что волшебные руки человека способны творить чудеса. И хотя иногда можно услышать разговор, что изделия крючком– это пережитки прошлого, можно с уверенностью сказать, что эти чудесные изделия будут жить до тех пор, пока на свете есть люди, способные ценить красоту.
Литература
Беляева А.Г. Вязание спицами и крючком. – М.: Лабиринт Пресс, 2004
Байер А. Суперкнига рукоделия – Ярославль: Академия развития, 2009
РУКОДЕЛИЕ популярная энциклопедия – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1993
Журнал «Лена-рукоделие» №7/2007 – ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» 2007
http://olesa999.jimdo.comhttp://www.stranamam.ru/community/5425/