Образовательная программа ансамбля эстрадного танца Веснушки
0-114300 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей –
Центр детского творчества «Надежда»
Программа рассмотрена и
допущена к реализации решениемУТВЕРЖДАЮ
Методического совета МБОУ ДОД -Директор МБОУ ДОД -
ЦДТ «Надежда»Центр детского творчества Протокол № от 20 г.«Надежда»
Председатель Методического совета ________Хисамова Т.Г.
_________________ Г.Е. ТатаренковаПриказ № от 20 г.
Ансамбль эстрадного танца «Веснушки»
( программа по дополнительному образованию детейот 7 до 10 лет, срок реализации – 3 года)
Составитель: Чермянинова Н.А.,
педагог дополнительного образования,
первая категория.
Екатеринбург 2016 г.
Пояснительная записка
Программа для Ансамбля эстрадного танца «Веснушки» имеет художественную направленность. Рассчитана на три года обучения.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844;
- Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
- Устав МБУ ДО – ЦДТ;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 17.11.2015 № 17993 Серия 66Л01 № 0004832.
- Локальные акты МБУ ДО – ЦДТ (далее – ЦДТ).
Программа составлена на основе программ по хореографии: программа «Ритмика и танец», утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» Щербаковой Н.Н.
Новизна программы
Отличительными чертами данной программы является то, что она содержит в себе материал не по одному конкретному танцевальному направлению, а знакомит детей с разными хореографическими стилями и их особенностями в соответствии с их хронологическими этапами возникновения и развития.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей в формировании общей культуры безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.).
Востребованность программы со стороны воспитанников и их родителей в значительной степени определяется:
- интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современной музыки, театра, танца;
- стремлением к самостоятельным пробам детей в освоении классических и современных направлений хореографии;
- поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психическому здоровью человека
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться , проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы.
Цель данной программы:
Создание условий для эстетического развития обучающихся в процессе изучения основ хореографического искусства, развитие творческого потенциала, личностного и профессионального самоопределения.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Привитие обучающимся интереса к искусству танца;
Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
Формирование знаний о здоровом образе жизни;
Развитие творческих способностей обучающихся;
Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
Развитие эмоционально-волевых качеств.
Данная программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев , доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, преподаватель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Срок реализации программы 3 года: 1-ый год обучения Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2 занятия по 2 часа (4 часа в неделю), 144 часа в год, 36 учебных недель;
2-ой год обучения Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы. 3 занятия по 2 часа (6 часов в неделю), 228 часов в год, 38 учебных недель.
3-ий год обучения Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы. 3 занятия по 2 часа (6 часов в неделю), 228 часов в год, 38 учебных недель.
В зависимости от содержания образовательного запроса и стартовых возможностей воспитанников, уровня квалификации и подготовленности педагога может быть реализована как в полном объёме, так и отдельными учебными разделами.
Наполняемость групп определяется годом обучения: 1 год обучения - не менее 15 человек, 2 год и последующие - не менее 15 человек, ансамбль - 12 человек.
Психологические особенности возрастной группы 7 – 10 лет:
Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.
Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)
Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.
Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).
Тревожность, страх оценки.
Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).
Формирование навыков учебной рефлексии.
Развитие когнитивных функций.
Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты освоения курса:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области хореографического искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) формирование духовных и эстетических потребностей;
г) овладение различными приёмами и средствами хореографической деятельности;
д) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли хореографического искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление с выразительными средствами хореографического искусства
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией хореографического искусства;
в) первичное ознакомление с отечественной и мировой культурой, историей балета;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с музыкой, литературой, историей.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на занятии при выполнении творческих работ.
- Учиться работать по предложенному педагогом плану.
- Учиться совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью наставника.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Сравнивать и группировать произведения хореографического искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе определенных условий самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком танца:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
По окончании курса обучения воспитанник коллектива может:
-освоить теоретический курс по хореографии
-овладеть техникой танцевальных элементов.
-научится выражать мысли, чувства, различные эмоциональные состояния своего героя через жесты, мимику, пластику.
-развить мышечную, зрительную и музыкальную память, а также координацию движений.
-научится аккуратности и дисциплинированности.
-овладеть основными знаниями и умениями по классической, народной и современной хореографии.
-приобрести опыт коллективного взаимодействия, выступлений на различных концертных площадках.
Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика – выявляет начальный уровень подготовленности обучающихся; промежуточная аттестация - уровень освоения программы за полугодие ( или за год); итоговая аттестации – уровень освоения программы курса. Аттестация может проводиться как в форме контрольных (зачётных занятий), так и в форме концертов, конкурсов, выступлений на различных концертных площадках и уровнях. На протяжении всего года обучения ведется текущий мониторинг (наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование).
Порядок и регламент корректировки программы, механизм её реализации.
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
Первый год обучения.
Цель первого года обучения: изучение основ хореографического искусства (освоить раздел «Азбука музыкального движения» и базовые элементы и упражнения других разделов теорию и практику).
Задачи:
выучить танцевальную терминологию, применяемую при изучении материала ;выучить основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.
выучить правила безопасности труда;
выучить правила взаимодействия в коллективе.
выучить начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
- научится ориентироваться в пространстве и выполнять элементы танцев с перестроением.
Содержание курса1 года обучения
Введение в программу.
Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий. Безопасность труда.
Азбука музыкального движения.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).
Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях.
3. Элементы ритмики и акробатики.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации.
Практика:
-различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках);
- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);
- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);
- упражнения на координацию движений;
- полу шпагат, шпагат;
- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);
- упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка» и др.).
4. Элементы классического танца.
Теория: выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног.
Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battemen ttendu(по I поз.,V поз.);Ronddejambeparterre( по точкам);Releve ( по I, II, V поз.);Portdebras ( I);Sotte ( по VI поз.).
5. Элементы народного танца.
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «пружинка», переменный шаг, подскоки.
6. Элементы эстрадного танца.
Теория: особенности движений эстрадного танца; характерные положения рук и ног, головы и корпуса.
Практика: движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.
7. Постановочная деятельность.
Постановка танцевальных композиций.
8. Беседы по хореографическому искусству.
Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов.
9. Концертная деятельность.
Участие в традиционном отчетном концерте в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного и городского уровня.
10. Итоговое занятие.
анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);
перспективное планирование;
поощрение и награждение лучших обучающихся.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
1 год обучения
теория практика. всего
Введение в предмет 2 - 2
Азбука музыкального движения 6 14 20
2.1 Элементы музыкальной грамоты.
2.2 Музыкально — ритмические упражнения.
2.3 Слушание музыки. 2
2
2
4
6
4 6
8
6
Элементы ритмики и
акробатики 10 16 26
3.1упражнения на развитие координации и чувство ритма.
3.2 упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц 4
6
6
10 10
16
Элементы классического танца 8 16 24
4.1экзерсис на середине зала
4.2 партерная гимнастика 4
4 6
10 10
14
Элементы народного танца 4 16 18
5.1 Элементы народных движений.
5.2 построения и перестроения 4
- 6
8 10
8
Элементы эстрадного танца 4 10 14
Постановочная деятельность 10 26 36
7.1постановка и изучение танца
7.2 Отработка движений танца 4
6 16
10 20
16
Беседы по хореографическому искусству
1 1 2
Итоговое занятие 1 1 2
Итого: 144часа.
В конце первого года обучения обучающиеся могут:
Знать:
танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, и т.п.);
основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.
правила техники безопасности;
правила взаимодействия в коллективе.
Уметь:
выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
ориентироваться в пространстве;
выполнять элементы танцев с перестроением.
Второй год обучения.
Цель второго года обучения: развитие творческого потенциала, при помощи более глубокого изучения разделов «Элементов классического и элементы народного танца».
Задачи:
выучить отличительные особенности танцев (народных, классических, эстрадных);
выучить основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, классических, эстрадных);
научить самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
научиться передавать эмоциональную окраску композиции танца;
научиться соотносить свои движения с услышанной музыкой;
Вводное занятие.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана. Правила безопасности и правила поведения в классе хореографии.
2. Азбука музыкального движения.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры,
Практика: Музыкально — ритмические упражнения. Элементы музыкальной грамоты.
3.Элементы ритмики и акробатики.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации и чувства ритма.
Практика:
-различные шаги (с носка, на полу пальцах, на пятках ,с высоким подниманием колен, на внутренней и внешней поверхности стопы );
- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом );
- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);
- упражнения на координацию движений;
- шпагаты;
- упражнения на гибкость;
- упражнения на растяжку мышц;
-упражнения с предметами;
-построения и перестроения.
4.Элементы классического танца.
Теория: изученные движения на первом году обучения повторяются в более ускоренном темпе.
Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demiplie, Grandplie; Battementtendu (по I поз.,V поз.);Ronddejambeparterre( по точкам);Releve ( по I, II, V поз.);Portdebras ( I);Sotte ( по I, VI поз.).
5.Элементы народного танца.
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки.
6.Элементы эстрадного танца.
Теория: особенности эстрадного танца; характерные положения рук и ног
Практика: движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.
7.Постановочная деятельность.
Постановка танцевальных композиций. Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.
8.Беседы по хореографическому искусству.
Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов.
9.Итоговое занятие.
анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);
перспективное планирование;
поощрение и награждение лучших обучающихся.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
2 год обучения
теория практика. всего
1 Введение в предмет 2 - 2
2 Азбука музыкального движения 4 12 16
2.1 Элементы музыкальной грамоты.
2.2 Музыкально — ритмические упражнения.
2
2 4
8 6
10
3 Элементы ритмики и
акробатики 6 16 22
3.1упражнения на развитие координации и чувство ритма.
3.2 упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц 2
4 6
10 8
14
4 Элементы классического танца 20 44 50
4.1экзерсис на середине зала
4.2 партерная гимнастика
4.3экзерсис у станка 4
4
4 8
22
8 12
26
12
5 Элементы народного танца 20 44 50
5.1 элементы народных движений.
5.2 построения и перестроения
3.3работа в парах и группах 8
2
6 16
8
10 24
10
16
6 Элементы эстрадного танца 10 36 46
6.1 .импровизация
6.2 .рисунок танца
6.3. основные движения
2
4
4 8
6
22 10
10
26
7 Постановочная деятельность 12 26 38
7.1постановка и изучение танца
7.2 Отработка движений танца 8
4 14
12 22
16
8 Беседы по хореографическому искусству 1 1 2
9 Итоговое занятие 1 1 2
Итого: 228часов.
В конце второго года обучения обучающиеся могут:
Знать:
отличительные особенности танцев (народных, классических, эстрадных);
основные танцевальные движения и комбинации (народные, классические, эстрадные);
Уметь:
самостоятельно исполнять танцевальные движения и комбинации;
передавать эмоциональную окраску композиции танца;
соотносить свои движения с услышанной музыкой;
Третий год обучения.
Цель третьего года обучения: развитие творческого потенциала и профессионального самоопределения обучающихся путём изучения раздела «Элементы эстрадного танца» и освоения программы.
Задачи:
выучить основные композиционные принципы построения танца;
выучить последовательность построения композиции танца;
научиться выполнять правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
научиться исполнять основные сюжеты танцев;
научиться создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
научиться анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
научиться взаимодействовать в коллективе.
Вводное занятие.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана. Правила безопасности и правила поведения в классе хореографии.
2. Азбука музыкального движения.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры,
Практика: Музыкально — ритмические упражнения. Элементы музыкальной грамоты.
3.Элементы ритмики и акробатики.
Теория: объяснение правильности выполнения упражнений, развитие координации и чувства ритма.
Практика:
-различные шаги (с носка, на полу пальцах, на пятках ,с высоким подниманием колен, на внутренней и внешней поверхности стопы махи ногами );
- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом , спиной вперёд, боком с приставным шагом);
- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);
- упражнения на координацию движений;
- шпагаты;
- упражнения на гибкость;
- упражнения на растяжку мышц;
-упражнения с предметами;
-построения и перестроения.
4.Элементы классического танца.
Теория: изученные движения на втором году обучения повторяются в более ускоренном темпе.
Практика: Demi plie, Grand plie;Battement tendu(по всем напр.);Rond de jambe par terre( en dehors и en dedans);Releve ( по I, II, V поз.);Port de bras ( I, II,Ш );Sotte ( по I, II, VI поз.).
5.Элементы народного танца.
Теория: знакомство с танцами народов мира, особенности народных движений; характерные положения корпуса рук и ног.
Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», «верёвочка», переменный шаг, подскоки в ускоренном темпе. Шаги польки ,галоп.
6.Элементы эстрадного танца.
Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.
7. Постановочная деятельность.
Постановка танцевальных композиций. Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.
8. Беседы по хореографическому искусству.
Подготовка и проведение познавательных бесед, лекций, презентаций. Проведение викторин, опросов, тестов; посещение конкурсов и концертов.
9. Итоговое занятие.
анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);
перспективное планирование;
поощрение и награждение лучших.
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
3 год обучения
теория практика. всего
1 Введение в предмет 2 - 2
2 Азбука музыкального движения 4 8 12
2.1 Элементы музыкальной грамоты.
2.2 Музыкально — ритмические упражнения.
2
2 2
6 4
8
3 Элементы ритмики и
акробатики 4 16 20
3.1упражнения на развитие координации и чувство ритма.
3.2 упражнения на гибкость, растяжку и укрепление всех групп мышц 2
2 6
10 8
12
4 Элементы классического танца 20 44 50
4.1экзерсис на середине зала
4.2 партерная гимнастика
4.3экзерсис у станка 4
4
4 8
22
8 12
26
12
5 Элементы народного танца 20 30 50
5.1 элементы народных движений.
5.2 построения и перестроения
5.3работа в парах и группах 8
2
6 16
8
10 24
10
16
6 Элементы эстрадного танца 10 42 52
6.1 .импровизация
6.2 .рисунок танца
6.3. основные движения
2
4
4 8
8
26 10
12
30
7 Постановочная деятельность 12 26 38
7.1постановка и изучение танца
7.2 Отработка движений танца 8
4 14
12 22
16
8 Беседы по хореографическому искусству 1 1 2
9 Итоговое занятие 1 1 2
Итого: 228часов.
В конце третьего года обучения обучающиеся могут:
Знать
основные композиционные принципы построения танца;
последовательность построения композиции танца;
правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
Уметь:
исполнять основные сюжеты танцев;
создавать простые музыкально-двигательные образы
и сюжетно- тематические картины;
анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
взаимодействовать в коллективе;
самовыражаться в творческом процессе
Методы и методические приемы обучения.
В процессе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся. Программа ориентирована на детей 7 – 10 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как : мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микро-группах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 2-го и 3-го года обучения проводятся беседы - диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танцевальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, игра.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, концерт.
Сочетание методов образует методику, наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей:
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Формы воспитательной работы:
Для реализации воспитательной работы используются различные формы :– традиционные и дискуссионные (беседа, защита проекта, вечер отдыха)
– национально-обрядовые (народные праздники, посиделки, народные забавы)
– коллективно творческие дела и импровизации
-в зависимости от количества вовлеченных участников: индивидуальные (для одного обучающихся),групповые (для нескольких обучающихся), коллективные (для всего объединения), массовые (районные, городские).
- в зависимости от преимущественно используемых средств: игровые, формы концертной деятельности, формы общения (прямое, опосредованное и др.);
-) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания,и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).
4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;
6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта».
Формы работы с родителями:
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Формы познавательной деятельности: общественные творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории центра, создание библиотеки в объединении; ярмарка-распродажа семейных поделок, фотовыставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы , экскурсионные поездки. Семейные праздники и фестивали.
Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение и оборудование.
Зал для занятий хореографией (в соответствии с САНПИНами), зал со сценической площадкой.
Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон (компьютер)
Костюмерная.
зеркальный зал, магнитофон, кассеты, диски.
Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, гимнастические палки, гимнастические коврики,
хореографический станок
Дидактическое обеспечение: медиатека, подборка литературы по разделам программы (см. список литературы для воспитанников).
Организационно-педагогические: возможность участия в мероприятиях, хореографических конкурсах и фестивалях различного уровня.
Список литературы.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Список литературы для детей и родителей
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)
Сведения о разработчике
Чермянинова Наталия Александровна
Педагог дополнительного образования МБУ ДО-Центра детского творчества ж/д района г.Екатеринбурга
Образование высшее, педагогический стаж – 15 лет
КПК при ИРРО,УЛТИ
Категория – первая
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Расточная 15 к.7. кВ.168, тел. 322-44-62
Аннотация
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ансамбль эстрадного танца Веснушки» - художественной направленности предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут надеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это ,несомненно, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения. В процессе освоения программы обучающиеся принимают участие в концертных программах, конкурсах и фестивалях различного уровня.