Дополнительная программа по национальной хореографии ансамбля народного танца Бонварнон




Раздел 1. Пояснительная записка

Среди плясуний плавно и несмело
Плывет девчонка в гулкой тишине, Задумчивая, словно лебедь белый,
Красивая, как вишня по весне.
Она не знает, что промчатся годы,
И к ней придут и слава, и почет.
По всей России водят хоровод-
В кругу их эта девушка плывет.
/А.Дементьев/
Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и не разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца, В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает.
Особенно приятно отметить, что количество детей и подростков, желающих постичь красоту и поэзию народного танца, прикоснуться к его истокам с каждым годом увеличивается.
Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.
Танец раскрывает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Помимо всего сказанного, искусство народного танца достойно выполняет роль воспитателя, способствует приобщению детей к художественному созиданию, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, обогащает и поднимает человека на высшую ступень морального и духовного развития.
Программа детского ансамбля народного танца «Бонварнон» нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям.
Основу данной программы составляют педагогические идеи и принципы выдающихся хореографов нашей страны - Устиновой Т.А., Моисеева И., Боголюбской М.С., которые считают, что основополагающими музыкально-педагогическими методами являются - знание искусства народа и законов сценической жизни танцев, а также создание образа танца.
Программа составлена с учетом требований предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики, с использованием типовой программы М.С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.
Основой Программы является авторская педагогическая концепция, главный принцип которой создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства.
Программа детского ансамбля народного танца «Бонварнон» предполагает постепенное расширение и глубокое усвоение теории и практики путем прохождения по годам обучения и рассчитана на 6 лет для детей от 7 до 18 лет с учетом возрастных и психологических особенностей личности каждого ребенка.

Обучение в ансамбле проходит по этапам:
I этап - первичное освоение.
1 год обучения
Дети 7-8 лет, 15-17 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю- по1 часу.


II этап – основное обучение.
2-3год обучения.
Дети 9-11 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа .

Ш этап - творческая самореализация.
4 и последующие года обучения.
Дети 12-14 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа .


Начиная со второго года обучения проводятся специальные занятия, где осуществляется постановочная работа, как одно из творческих направлений в работе над танцами.

Цель программы:
Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Формирование основ до профессиональной подготовки ребенка.
Воспитание коллектива единомышленников.

Задачи программы
1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знакомства с творчеством выдающихся осетинских и кавказских балетмейстеров и исполнителей.
2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей на основе овладения и освоения начал хореографической культуры.
3. Обучение пониманию языка танца в сочетании с музыкой, умению анализировать средства композиционной выразительности танца.
4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к профессии балетмейстера и членам коллектива.

В коллектив народного танца «Бонварнон» принимаются все желающие дети без конкурсного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний. Перевод детей с одного этапа обучения на другой происходит в конце года по итогам зачетных уроков или в течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы, а также возможно повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость. Добор учащихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих этапах, но с учетом возможностей детей.

Основные направления и содержание деятельности

Партерная гимнастика
растягивание мышц
исправление физических недостатков (сутулость, косолапость)
начальное изучение элементов классического танца
упражнения на развитие силы (броски, закачивание пресса)
упражнения для развития гибкости
развитие внимательности и собранности
умение справляться с неприятными ощущениями (беседы)
Ритмика
сильная и слабая доли
размер музыкальный 2/4, 3/4, 4/4
синкопированный счет
двойные удары, триоли
умение чувствовать темп музыки
Классический танец
основные позиции рук, ног
выработка осанки
поэтапное освоение классического экзерсиса
изучение классических прыжков
изучение вращения
упражнения на развитие устойчивости
работа у станка и на середине
грамотное исполнение движений в танце
Народно-сценический танец
знакомство с осетинской культурой
знакомство с культурой других народов Кавказа
изучение движений к различным танцам
исполнение сложных технических элементов в танце (трюки)
исполнение движений в сочетании с позами рук
техника ног
Актерское мастерство
овладение элементами актерского мастерства
разбор, анализ несложных музыкальных произведений и создание этюдов
упражнения на воображение, внимание; отношение к факту
работа над групповыми, массовыми сценами
упражнения на развитие мимики лица
упражнения-этюды на жесты, походку, бег, позы
действия с несуществующими предметами
упражнения на развитие хореографического мышления
Акробатика
упражнения на координацию акробатические элементы на дорожке (перевороты, колесо,)
работа с предметами
комбинационные прыжки
сочетание акробатических элементов с хореографией
упражнения на развитие силы (отжимания, подтягивания, канат)
Репертуар
репетиции
постановки
Концертная практика
концерты
конкурсы

Социальная практика
собрания коллектива
праздничные «Огоньки» и чаепития
поздравления с премьерой, дебютом, днем рождения
проводы выпускников

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I этап (1 год обучения)
Задачи
Знакомство с терминологией классического, народного и детского танца. Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.
Выработка правильной осанки. Развитие гибкости, координации, пластики движений.
Формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации. Развитие памяти движений.
Воспитание интереса и любви к искусству народного танца и хореографии вообще. Формирование духовной культуры и этики поведения.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Беседа о значении народного танца в жизни людей разных национальностей. Выявление интересов ребят, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на 1 год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в центре эстетического воспитания детей « Творчество» и в ансамбле « Бонварнон».
Просмотр видеозаписи о творческой деятельности коллектива «Бонварнон».

Раздел 2. Элементы классического танца.
Теория.
Пояснение понятия «Классический танец». Показ основных элементарных позиций рук и ног, постановку корпуса, головы. Понятие «красота» в применении к искусству танца. Беседа с показом видеоматериала о балете.
Практика.
Изучение подготовительной I, II, III позиций рук; изучение I, II, III, IV позиций ног. Plie у станка, battement tendu, releve, адажио на 45 градусов. Прыжки по 1 позиции. Приобретение устойчивости, умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или две ноги.
Упражнения у станка и на середине: приседания plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement/
Раздел З. Элементы народно-сценического танца
Теория.
Знакомство с разнообразием осетинских народных танцев. Сюжеты и темы: «Симд», «Хонга», «Круговой». Изучение рисунков: линий, диагонали, круги в осетинских движениях в сольном и групповом танцах. Особенности открывания и закрывания рук. Прослушивание осетинской фольклорной музыки, песен.

Практика.
Изучение женского и мужского поклонов .Основные движения осетинских народных танцев: «ковырялочка», «ножницы», «растяжки» и т.д. Оттачивание умения стучать об пол четко, отрывисто, легко. Удары полной стопой, пяткой, носком, в медленном, умеренном и быстром темпе, в продвижении. Симд, Хонга, Сирга ( в медленном и быстром темпе) ,движения кругового танца. Соединение движений с руками и головой. Постановка корпуса. Изучение вращательных упражнений.

Раздел 4. Партерная гимнастика.
Теория.
Знакомство с названиями отдельных технических движений: подъем ноги, стопа, пальцы, пах, поясница, «птичка», пресс. Название и особенности движений на полу. Объяснение необходимости терпения. Психологический настрой на неприятные ощущения при растягивании мышц. Изучение ступеней I; II; III; IV; V; VI; VII; VIII.
Практика.
Приобретение умения фиксировать выворотность и вытянутость колена и стопы ноги: упражнение сокращение и вытягивание. Вращательные движения стопой. Чувствование напряжений мышц ног, в чередовании с полным расслаблением мышц. Приобретение эластичности седалищных мышц и голеностопа с помощью складки («щучка») к ногам. Выворачивание паховых связок («лягушка» на спине; сидя; на животе). Изучение правильности исполнения «шпагатов» прямых и боковых. Закачивание пресса с помощью поднятия ног на I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII ступени по одной ноге или двумя; «березка». Растяжение связок спины посредством упражнений: «лодочка», «колечко», «мостик». Растяжение шейных и плечевых мышц при этом движении. У мальчиков присутствие силовых упражнений на полу - отжимание на руках, которое способствует укреплению мышц рук (для последующего применения этой силы в дуэтном танце).

Раздел 8. Репертуарная практика.
Теория.
Увлекательный рассказ о концертных выступлениях, вмещающих в себя сведения о значимости концертов и всякого рода творческих мероприятий. Значение зрителя в зале, умение вести себя на сцене и за кулисами. Просмотр выступлений других детских и взрослых коллективов и информация о них. Формирование умения работать в паре и в «ансамбле».
Практика.
Открытые уроки; участие с небольшими выступлениями на праздниках центра « Творчество» и огоньках. Приобретение свободного, но сконцентрированного умения вести себя на сцене во время исполнения.
Итоговое занятие

Прогнозируемые результаты 1 года обучения
Знать:
классические позиции рук и ног(1,2,4) и их названия;
постановку спины и головы
Уметь:
выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement, адажио;
простейшие движения народных танцев ,шпагаты всех видов.
Личностные качества формирование внутренней самодисциплины: умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, умение работать в паре и в ансамбле, улыбка во время исполнения, внимание друг на друга.

II этап (2 и 3 год обучения)
Задачи II этапа
Расширение знаний по истории и особенностям народного танца. Овладение основами актерского мастерства в танцах.
Овладение более сложными техническими элементами и движениями, характерными для танцев разных народов. Отработка правильности и четкости движений.
Развитие танцевальных и творческих способностей с учетом возможностей каждого ребенка. Введение детей в репертуар ансамбля.
Формирование детского коллектива.

Содержание программы 2-3 годов обучения

Раздел I Вводное занятие.
Повторение пройденного за 1-й год обучения. Рассказ о том, что нового мы выучим в этом году. Повторение правил техники безопасности.


Раздел 2. Классический танец.
Теория.
Показ педагогом отдельных простых движений выразительность движений корпуса, заключающуюся в его свободных наклонах, перегибах, в гармоничных переходах из одной позы в другую, в сочетании с движениями рук и головы. Беседы на этические и эстетические темы.
Практика.
Развитие элементарных навыков координации движений, с помощью разнообразия работы рук и ног у станка. Plie соединяем с port de bras; tendu в сочетании c plie, jete, pike. Изучение с руками port de bras (первое) и (второе). Выполнение полностью экзерсиса у станка. Изучение новых позиций ног III и V, применением их в движении. Отработка положений ног sur le cou-de-pied и passe для последующего использования в движениях: adagio pas de bourree (подготовка к пируэтам). Исполнение прыжков по I, II и III позиций. Формирование навыков развития «баллона», то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Новые прыжки, такие как pas echappe (с двух на две ноги), changement de pieds, с поджатыми ногами, и их роль в развитии прыжка. Приобретение красивой формы рук и спины во время вращения: подскоки в повороте, туры chaines, как вправо, так и влево.

Раздел 3. Народно-сценический танец
Теория
Беседы по истории традиций и обрядов. Рассказы об осетинском танцевальном народном творчестве, о характерности танцев других народов Кавказа, их отличие от исполнения осетинских движений. Значение знаний о культуре других стран. Показ педагогом простейших элементов разных танцев. Показ костюмов и рассказ о значении сценического костюма. Знакомство с творчеством ансамбля « Алан», «Горец». Посещение концертов с участием детских народных коллективов.
Практика.
Соединение выученных за 1-й год обучения движений в танцевальные комбинации. Усовершенствование исполнения хода к танцам «Симд», «Хонга», «Сирга». Использование рук во время исполнения того или иного элемента. Приобретение манеры исполнения в танцах Симд и Хонга. Изучение простейших движений Кабардинского,Дагестанского и Грузинского танцев. Работа с кистями рук девочками для использования в аджарском и азербайджанском танцах. Исполнение движений на середине в повороте. Усложнение движений у мальчиков, их усовершенствование. Обращение внимания на характер исполнения. Этика общения с партнером.

Раздел 4. Акробатика
Теория
Объяснение необходимости присутствия акробатических и трюковых элементов в народном танце, их четкое исполнение и аккуратность, дисциплина при изучении. Обязательный показ педагогом всех изучаемых движений.
Практика.
В подготовку, к исполнению сложных трюковых элементов, входит закачивание мышц рук и ног, с помощью партерной гимнастики. Исполнение силовых больших прыжков «стульчик»; «ножницы»; «поджатые» по диагонали и на месте. Изучение движения «кольцо» и его усовершенствование в течение учебного года. Приобретение резкости и четкости в исполнении движения «прокрутка» на коленях, «ласточка» , прыжки из присядки для укрепления коленных суставов и развития «баллона», а также для дальнейшего изучения в конце года движений: «двойной поворот» снизу, сверху; «щучка» снизу, сверху. Для укрепления пресса - движение «уголок» и «отжимания» на кулаках.

Раздел 5. Дуэтный танец.
Теория.
Знакомство с партнерами. Показ движений двумя педагогами. Просмотр концертных номеров в исполнении друг друга во время исполнения движений в паре. Игры.
Практика.
Приобретение навыка чувствовать партнера. Умение исполнять движения Сирга в паре одновременно, не обгоняя и не мешая друг другу. Изучение того, как правильно держаться руками в этих движениях. Постановка корпуса и головы по отношению к партнеру. Отработка элементов, например: девочка идет ходом Сирга, а мальчик за ней, изображая отношение к партнерше.

Раздел 6. Партерная гимнастика.
Теория.
Постепенная подготовка мышц к работе с помощью партерной гимнастики. Объяснение необходимости усовершенствования движений. Обязательная помощь педагога при растягивании. Поощрение детей за их достижения в процессе растягивания. Показ - в каких танцевальных движениях используется та или иная эластичная мышца.
Практика.
В основе упражнений на полу лежит пройденный материал за 1-й год обучения. Нажим на мышцы подъема при исполнении «лягушки», «щучки» - идет сильнее. Использование движений, исполняемых у станка, например: tendu, passe, sur le cou-de-pied, grand battement,. Исполнение кругов ногами для укрепления мышц живота. Усиленные занятия с применением «шпагатов». Разрабатывание мышц стопы. Умение напрягать и расслаблять все мускулы сразу. Поднятие ног по ступеням с исполнением на каждой ступени разнообразных движений: «ножницы», дуговые движения стопой, вытягивание и сокращение подъема. Продолжение развития гибкости спины при исполнении «лодочки», «мостика», «колечка».

Раздел 7. Актерское мастерство.
Теория.
Посещение спектаклей. Рассказ и показ педагогом характера, мимики и жестов при исполнении характерных движений. Знание истории некоторых танцев с игровыми, театральными элементами. Важность улыбки на сцене.
Практика.
Формирование умения следить за выражением лица, во время исполнения движений, улыбаться на сцене с помощью постоянных напоминаний об этом педагогом. Использование упражнения - простой шаг по диагонали - для приобретения умения грустить или улыбаться. Вырабатывание умения чувствовать и исполнять движения в манере разнообразных зверей: кошек, собак, львов, слонов, медведей и т.д. Выражение отношения к тому или иному человеку или предмету: неприязнь, безразличие, симпатия. Проигрывание небольших сценок, чтобы прочувствовать разные ощущения. Все это выражается с помощью мимики и жестов. Применение разнообразных игр.

Раздел 8. Репертуарная практика.
Теория.
Посещение репетиций старших групп ансамбля. Посещение концертов и спектаклей, просмотр видеокассет. Рассказ о характере танцев коллектива, в котором дети занимаются. Показ педагогом или детьми старших групп элементов из этих танцевальных номеров. Умение обращаться с костюмами.
Практика.
Постоянное изучение элементов танцев для детей, вновь включенных в репертуар. Участие в концертах.
Итоговое занятие

Прогнозируемые результаты 2- 3 года обучения.
Знать:
простейшие особенности и отличия лексики танцев разных народов, различать на слух их музыкальное сопровождение,

Уметь:
выполнять движения в ритме мелодии, соединять танец и музыку; ход Симда, Хонга и Сирга с движениями рук
прыжки с поджатыми ногами
исполнять характерный танец «Горский »;
передавать выразительность танца, владеть первоначальным актёрским мастерством;
реализовывать навыки пространственной ориентации: держаться на сцене, танцевать в паре, в линии, в кругу и в других рисунках.
Личностные качества повышение интереса к занятиям по народному танцу и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.

Содержание программы 4 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие
Повторение правил техники безопасности. Информация о планах работы на год: концерты, поездки, праздничные мероприятия. Знакомство с программой на учебный год. Повторение пройденного за 2 и 3 год обучения.

Раздел 2. Классический танец.
Теория.
Рассказ о прекрасной, но очень сложной профессии артиста балета. Знакомство с названиями изучаемых движений. Показ педагогом прыжков, вращений и движений у станка. Посещение спектаклей классических ансамблей и училищ.
Практика.
Дальнейшее изучение движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие технических навыков исполнения и постепенное выявление индивидуальных способностей учащихся. Вырабатывание мышечной силы и выносливости. Усложнение выученных движений. Отработка: rond de jambe par terre, fondu, adagio, frappes. Исполнение движений plie, tendu, jete с добавлением рук и корпуса. Растяжка мышц ног с помощью палки (станка), усовершенствование навыков, полученных при занятиях партерной гимнастикой. Изучение позиций ног V и IV и их использование.
К концу года освоение: pas assemble и jete. Усовершенствование вращений, увеличение темпа исполнения, прослеживание за правильным, гармоничным началом и окончанием движений по диагонали. Изучение классических поз у станка: croisee и effacee.

Раздел 3. Народно-сценический танец.
Теория.
Посещение концертных выступлений профессиональных коллективов, спектаклей, выставок произведений народных умельцев, где раскрывается вся красота и величие культуры осетинского народа. Объяснение бытовых традиций Осетии и других народов Кавказа ,воплощение этого в танце. Педагог четко показывает манеру и характер: яркость, горячность мужского, пластику и мягкость женского танцев.
Практика.
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем использовании в репертуарной практике. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому. Отработка исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов Кавказа. Выполнение простых движений, в продвижении в разных направлениях с одновременным движением рук, корпуса, головы. Отработка полных поворотов и вспомогательных движений в начале или в конце исполнения: точки, перескоки, подскоки.Усложнение движений путем их комбинаций. Изучение движений танца «Горский», положений рук и корпуса. Исполнение простейших движений из этих танцев. Постепенное изучение вращений по кругу ,a так же на месте: «туры» и «пируэты» по VI позиции ног. Исполнение вариаций из Кабардинских, Дагестанских и Грузинских народных танцев.

Раздел 4. Акробатика
Теория.
Рассказ о правилах безопасности при изучении сложных трюковых элементов. Показ педагога изучаемых движений и обязательная помощь при исполнении учащимися упражнений.
Практика.
Увеличение количества исполняемых силовых прыжков снизу и сверху: «стульчик», «поджатые». Отработка умения делать движение «кольцо» с согнутыми ногами , прогибом и разными позициями рук. Постоянное усовершенствование движений: «щучка», «блины», «прокрутка» на коленях. Изучение верчения в подпрыжку. Отжимание с увеличением количества упражнений: на кулаках, на руках, на турнике.

Раздел 5. Дуэтный танец.
Теория.
Беседы о значении дуэта в танце, о творческом контакте партнеров и о взаимном чувстве темпа в поддержках. Показ двумя педагогами исполняемых движений.
Практика.
Добавление к движениям в паре - поворотов в продвижении. Приобретение умения вести друг друга и ориентироваться во время исполнения. Приобретение навыков сценического общения, Прививание обязательного внимания партнера к партнерше. Использование во время занятий игр, рассчитанных на общение партнеров.

Раздел 6. Партерная гимнастика.
Теория.
Рассказы о системе растягивания гимнастов и учеников хореографических школ. Создание психологического настроя и оказание помощи педагогом при исполнении упражнений.
Практика.
Усиление амплитуды нажима во всех движениях, пройденных за 1-й год обучения. Увеличение количества некоторых упражнений: бросков ног, круговых движений стопой, «лодочки», «колечка», «шпагатов». Во время исполнения боковых «шпагатов» применение складывания к ногам, во время прямого шпагата складка вперед. Отработка при растяжении паховой выворотности: «лягушки» на животе с прогибом назад. Оказание индивидуальной помощи педагогом каждому ученику, что дает ускорение процесса растяжения связок. Исполнение движений, выученных на уроке классического танца: rond, adagio, tеndu, jete. Исполнение «ступеней» для укрепления мышц живота.

Раздел 7. Актерское мастерство.
Теория.
Объяснение важности осмысления танцевальных движений, понимания их как средства выражения человеческих мыслей и чувств. Одновременно приобретение навыка пластической выразительности и полного слияния формы выражения с характером музыки. Показ одним и несколькими педагогами различных актерских приемов. Участие детей в новогодних спектаклях, посещение мероприятий других творческих объединений.

Практика.
Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Постепенное усложнение актерских задач, Использование разных жизненных ситуаций в небольших этюдах, отработка умений показа переживаемых чувств внешними средствами. Изображение жестами: строительства, игры в футбол, плавания, катания на коньках, роликах, падение, полет и т.д., что способствует развитию актерских навыков по передаче различных действий. Показ внутреннего отношения при помощи мимики лица в таких упражнениях, как: чтение интересной, скучной, страшной или смешной книги. Исполнение танцевальных движений с элементами актерской игры в паре и в ансамбле.

Раздел 8. Репертуарная практика.
Теория.
Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен артист в этом танце рассказать зрителю. Посещение концертов, просмотр видеокассет.
Практика.
Участие в концертных программах. Выездные концерты. Работа над постоянным усовершенствованием уже выученных танцев.
Итоговое занятие

Прогнозируемые результаты 4 и посл. Годаов обучения.
Знать:
классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками);
знать и понимать танцевальную терминологию ;
Уметь:
исполнять жанровый танец в соответствующей манере;
через движение передавать характер, особенность танца того или иного народа, заставить зрителя смеяться или грустить:
различать особенности исполнения танцев разных народов ;
делать растяжки - «колечко», «мостик», «лягушка»; владеть сложными техническими трюковыми элементами;
выполнять средние и маленькие прыжки по диагонали.
Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами танцора - актёра: внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёру по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощенным и свободным в обыгрывании танца на сцене.

III этап (4 и посл.годов обучения)
Задачи III этапа
Овладение терминологией классического танца. Знакомство с искусством профессиональных танцевальных коллективов.
Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения.
Формирование умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов народного и пластического танца.
Выработка и воспитание в детях уверенности в своих силах на профессиональной сцене.

Содержание программы 4 года обучения

Раздел I Вводное занятие.
Повторение пройденного материала за 3-й год обучения. План работы на учебный год: концерты, поездки, праздники, мероприятия, конкурсы. Знакомство с новыми постановками.

Раздел 2. Классический танец.
Теория
Показ педагогом классических поз у станка и на середине, их красоты и гармоничности, сочетание движений рук, ног, спины и головы. Рассказ о работе мышц при исполнении того или иного движения. Посещение спектаклей и концертов.



Практика.
Работа ног у станка, исключительно из V позиции. Изучение IV позиции ног, а так же port de bras третье и четвертое. Приобретение навыка сохранять плавность и слитность движений, характерных для port de bras. Отработка пластической выразительности в танце. Исполнение новых движений у станка: grand rond, battement devoloppe, petit battement, grand Demi rond de jambe par terre. Изучение положения корпуса с руками на середине: croisse и effacee. Использование их в простейших элементах: battement tendu, рlie, releve, echappe. Изучение preparation к вращению chaines. Исполнение новых больших прыжков: sissonne, assemble с glissade, jete, terns leve. Подготовка к изучению пируэтов из V и IV позиций ног. Вспомогательные движения перед пируэтами. Изучение на середине grand battement и adagio. Приобретение умения исполнять классический поклон через переход в IV позицию ног.

Раздел 3. Народно-сценический танец.
Теория.
Рассказ о характере исполнения Кавказских танцев. Знакомство учеников с этнографией народов Кавказа, с историческими и географическими условиями их жизни, влияющими на формирование народного творчества.
Практика.
Продолжение изучения народно-характерного экзерсиса. Развитие силы и остроты ног с помощью усложнения движений. Развитие ритма, умение выполнять комбинации без музыкального сопровождения. Изучение движений в продвижении по кругу и в стороны с руками и корпусом, с музыкальным сопровождением и без. Исполнение элементов танцев народов Кавказа. Изучение движений аджарского танца, усовершенствование работы кисти рук девочек. Вращение: «блинчики», народное шене на полупальцах и в подпрыжку. Присутствие разнообразного комбинирования движений, исполняемых по диагонали, по кругу, на месте, в повороте. Усовершенствование пластики и танцевальности в разнообразных медленных, лирических этюдах в девичьем танце. Включение в репертуар военной тематики ( элементы танца с саблями, Лагты кафт), что прививает патриотизм и любовь к Родине, к своему коллективу.

Раздел 4. Акробатика
Теория.
Обязательный показ педагогом или специально приглашенным акробатом изучаемых элементов. Напоминание о мерах безопасности при изучении сложных трюковых элементов.
Практика.
Усовершенствование пройденного материала. Увеличение нагрузки при выполнении прыжков и отжиманий. Шене по кругу и диагонали, отработка низовых трюков: двойной в колено,двойной с прокруткой на коленях, верчение на коленях по кругу. Выявление индивидуальных способностей. Подготовка к движениям «пистолет» и «бедуинский». Комбинирование различных трюков между собой. Приобретение умения исполнять акробатические элементы в соответствии с музыкальным сопровождением.

Раздел 5. Дуэтный танец.
Теория.
Информация о важности того, как физическая нагрузка в танце должна распределяться по времени и была посильной для возраста исполнителя.
Практика.
Формирование контакта между детьми в паре, их технической станцованности и слаженности.

Раздел 6. Партерная гимнастика.
Теория.
Совершенствование и усложнение движений на полу и у станка. Помощь друг другу при исполнении некоторых упражнений. Рассказ о том, как надо заниматься гимнастикой в домашних условиях.

Практика.
Исполнение экзерсиса на полу полностью. Увеличение нагрузки при исполнении движений, направленных на развитие пресса.


Раздел 7. Актерское мастерство.
Теория.
Изучение особенностей выполнения шутливых сценок в осетинском танце. Посещение спектаклей и концертов с участием народных коллективов.
Практика
Совершенствование изученного материала. Отработка жестов при выполнении поставленной задачи. Игры и актерские приемы, в которых дети пластикой должны суметь изобразить предмет или заданное слово. Умение работать с партнером.
Раздел 8. Репертуарная практика.
Теория.
Объяснение роли военных и боевых танцев в репертуаре ансамбля. Рассказ о значении участия в конкурсах и фестивалях детского творчества.
Пояснение о необходимости уметь вести себя во время репетиции на больших концертах с участием многих творческих коллективов.
Практика.
Изучение и постановка новых танцев. Участие в концертах, конкурсах, праздничных мероприятиях.
Итоговое занятие

Прогнозируемые результаты 4 год обучения.
Знать:
основы истории возникновения и развития народного танца, обычаи и традиции народов, танцы которых исполняются коллективом; особенности костюма.
Уметь:
свободно выполнять маленькие прыжки, большие прыжки, растяжки на полу, на спине;
выполнять; верчение на месте, по диагонали, по кругу; силовые прыжки; rond de jambe, партер,battement fondu;
осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём; свободно и грамотно владеть программным материалом;
проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя.
Личностные качества обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать танцевальное мастерство.

Содержание программы 5 и посл года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория
Повторение пройденного материала за 4 год обучения. План работы на учебный год: концерты, поездки, праздники, мероприятия, конкурсы. Знакомство с новыми движениями и постановками.

Раздел 2. Классический танец
Теория.
Показ педагогом классических поз у станка и на середине. Рассказ о работе мышц при исполнении того или иного движения. Посещение спектаклей и концертов профессиональных коллективов.
Практика.
Изучение и совершенствование элементов классического танца на середине, связывая их в этюды: adajio, plie, различные виды батманов и вращений. Прыжки: cabriole, pas de chat, pas emboite с использованием рук.

Раздел 3. Народно – сценический танец.
Теория.
Знакомство с культурой Абхазии, Адыгеи, Армении. Рассказ о характере исполнения танцев этих стран и народов.
Практика.
Изучение усложненных элементов народно – сценического танца у станка. Освоение движений разных танцев с увеличенным темпом; отработка вращений в танце. Знакомство с отдельными композициями из танцев профессиональных ансамблей .

Раздел 4. Актерское мастерство.
Теория.
Объяснение особенностей мимики лица при исполнении различных танцев.. Сочетание движений танца с выражением лица.
Практика.
Выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства, разыгрывание сюжетных ситуаций. Отработка умения соединять свою ролевую комбинацию с комбинацией партнера или партнеров по танцу.

Раздел 5. Репертуарная практика.
Практика.
Изучение и постановка новых танцев. Участие в концертах, конкурсах, праздничных мероприятиях.
Итоговое занятие
Прогнозируемые результаты 5 и посл. годов обучения.
Знать:
особенности национального фольклора;
особенности репертуара профессиональных ансамблей.
Уметь:
выполнять движения классического танца, усложняя танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики;
выполнять движения с увеличенным темпом, различные вращения;
исполнять различные движения в соответствии с характером танца;
раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.
Личностные качества - обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования танцевального мастерства.

IV этап (6 год обучения).
Задачи IV этапа
Овладение собственным языком танцевального искусства.
Подготовка детей к поступлению в профессиональные коллективы и учебные заведения культуры , участию в массовых мероприятиях и концертах.
Полная задействованность в репертуаре ансамбля. Выявление собственных балетмейстерских и педагогических способностей.
Помощь детям в раскрытии своего творческого потенциала и возможностей.

Содержание программы 6 года обучения
На 6-м году обучения наряду с прохождением нового материала повторяется и закрепляется ранее изученная программа с усложнением танцевальных комбинаций. Эта работа ведется по всем направлениям обучения. Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности, отработке техники движений. Предполагается дальнейшее развитие у детей умения подчеркнуть свою индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле с другими исполнителями, формирование навыков сотворчества с педагогом при постановке новых танцев.




Прогнозируемые результаты
по полному курсу обучения в ансамбле « Бонварнон»

По окончании обучения в ансамбле «Бонварнон» учащиеся будут:
Знать:
основы истории танца;
основы истории костюма;
особенности национального фольклора;
особенности репертуара профессиональных ансамблей.
Уметь:
выполнять различные движения в соответствии с характером танца;
работать в ансамбле.
уметь танцевать сольные партии;
Владеть:
основными элементами классического танца;
характерными элементами осетинского и кавказского народного танца;
сложными техническими и акробатическими элементами танца;
основами актерского мастерства;
умением держаться на сцене;
полностью освоить репертуар ансамбля «Бонварнон».


Отслеживание результативности освоения программы

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.

Высокий уровень освоения программы (отлично)
Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения;
Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;
Средний уровень освоения программы (хорошо)
Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения;
Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
Умение работать в ансамбле;
Неполное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;
Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно)
Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения;
Неточное исполнение танцевальных комбинаций;
Не достаточная сформированность навыков работы в ансамбле;
Частичный ввод в репертуар ансамбля.
Проверка освоения программного материала проводится по всем направлениям образовательной программы и ее результаты фиксируются в зачетных ведомостях и в журнале.
При оценке результативности освоения образовательной программы учитывается участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.

Методическая часть
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
На первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения программы, тогда как на третьем и четвёртом годах - поисковый, коммуникативный.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/.
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Детям предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.
Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий и концертов ансамбля «Бонварнон» с последующим их анализом и обсуждением с участниками студии.
Вся работа, по индивидуализации процесса обучения, строится в тесной взаимосвязи с родителями, т.к. многое в характере того или иного обучающегося открывается в беседах с членами семьи ребёнка, в период совместной творческой деятельности с коллективом педагогов ансамбля по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение проводится совместно или раздельно - мальчики и девочки. Группы формируются по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Коллективная форма проведения занятий и разно уровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией.
Это творческие ситуации, творческие и проблемные задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные).
Воспитательная работа в коллективе, массовые мероприятия

В целях сплочения коллектива детей и взрослых проводится разнообразная и систематическая работа совместно с родителями:
посещение выступлений профессиональных танцевальных ансамблей и самодеятельных коллективов;
посещение выставочных залов, концертов, театров;
просмотр видеофильмов с записями выступлений и репетиционных моментов ансамблей народного танца;
организация семейных и общественных праздников («Огоньки», «Творческие встречи» и другие культурно -досуговые мероприятия).

Условия реализации программы

Специально оборудованный зал:
зеркальная стена, станок (площадь зала, освещение и количество занимающихся в них детей должны соответствовать санитарно-медицинским нормативам);
специальные помещения для переодевания (для девочек и мальчиков);
видео и аудио аппаратура, кинокамера;
два педагога - хореографа, балетмейстер;
концертные костюмы,




Литература

Асафьев Б. Статьи, рецензии, воспоминания. М., 1974.
Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.
Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. М., 1980.
3. Васильева Е. Танец. М., 1968
Головина С.Н., Григорович Ю.Н. Там, где рождается танец. М., 1977.
Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.
Захаров Р. Слово о танце. М.Д979.
Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.
Климов А. Русский народный танец. М., 2002.
11.Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1981.
12.Советский балетный театр. М., 1976.
13.Тейдер. В. Александр Лапаури. М.,1980.
14.Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.,1996.
15.Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000


Учебно - тематический план

Наименование раздела, темы
Количество часов по годам обучения ( 40 недель в год)


1 год
2-3 год
4 год и посл. года


Теор.
практ
всего
теор
практ
всего
теор
практ
всего

Вводное занятие


1


1


1

Партерная гимнастика
1
12
13
1
13
14
1
20
21

Ритмика
1
10
11







Классический танец
1
24
25
1
25
26
1
40
41

Народный танец
2
60
62
4
81
85
2
85
87

Актерское мастерство



4
10
14
1
15
16

Акробатика
1
8
9
1
15
16
1
20
21

Репертуар




19
19

25
25

Концертная практика




20
20

20
20

Социальная практика





5


8

Всего часов


120


200


240













Учебные занятия
Отслеживание освоения текущего программного материала

Зачетные занятия
Отслеживание освоения программного материала
за полугодие

Открытые занятия
Отслеживание навыков выступления перед зрителями

Определение уровня освоения программного материала

Высокий уровень освоения
(отлично)

Средний уровень освоения
(хорошо)

Низкий уровень освоения
(удовлетворительно)

Полное включение в репертуар

Неполное включение в репертуар

Частичное включение в репертуар

Выступления на концертах разного уровня (окружные, городские и др.)

Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества

Выступления на концертах и праздниках
ЦО


13 PAGE 14215



Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 8 Заголовок 915